Древнегреческая философия




Философия Древнего Китая

Основатель конфуцианства Кун Фу-цзы (в европейской традиции – Конфуций (551-479 до н.э.)) считается одним из величайших мудрецов древности и самым известным и влиятельным китайским философом.

Мысли, изречения и воспоминания Конфуция содержатся в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"), ставшей основным философским сочинением Китая; в школах эту книгу заучивали наизусть. В этой работе изложены следующие основные идеи:

- человек не рождается злым, но в течении жизни он ожесточается. Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того чтобы зло не проникало в душу, необходимо правильное воспитание;

- древность воспринимается философом как идеальная эпоха благородных людей, а настоящее кажется ему упадком. Поэтому правильным будет воспитание в духе древних традиций;

- традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет строго соблюдать все предписания, то в его поведении не окажется места для конфликтов и зла;

- обращенность к прошлому связана с тем, что человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно, благовоспитанность связана с почитанием предков;

- живым воплощением традиций являются родители и старшие люди. Послушание и уважительное отношение к их точке зрения опираются на принцип сыновней почтительности;

- важно "не делать другим, чего не желаешь себе". В поведении необходимы взаимность и любовь к другим;

- исполнение всех требований, изложенных выше, ведет человека по пути совершенствования. Цель этого пути – превращение человека в средоточие всех добродетелей – благородного мужа.

Конфуций, как мы видим, не интересуется ни природой, ни сложными категориями бытия или познания. Главное для него – совершенствование человека, его стремление к нравственному идеалу.

 

Основателем даосизма ("школы пути") считается Лао-цзы, старший современник Кун Фу-цзы. Ему традиционно приписывают авторство книги "Дао дэ цзин" ("Книга о пути и силе").

Основные положения даосизма:

- все в мире развивается согласно Дао – естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян все находится в постоянном изменении;

- вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя манипулировать высшими законами природы;

- цель человека – гармоничное слияние с природой, согласие окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой;

- развитие общества и цивилизации ведет человека к замене естественного искусственным, к дисгармонии с миром. Следствие разрыва связей с природой – хаос, бунты и войны. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе.

 

Таким образом, китайская философия всецело подчинена духовно-нравственной проблематике, интересуясь в первую очередь поведением человека и его внутренним миром. Идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм),подробно разработанные в китайской философии, стали весомым и важным вкладом в мировую философскую мысль. Например, конфуцианство востребовано в философии воспитания, а идеи даосизма популярны в экологической философии последних десятилетий.


Философия Древней Индии

 

Фундаментом философских систем Древней Индии являются "Веды" (в переводе с санскрита – "знания") – сборники древних религиозных текстов, складывавшихся начиная с III тысячелетия до н.э. Философская часть "Вед" называется "Упанишады" (санскр. – "сидеть у ног учителя"). Многие понятия, важные для понимания индийской философии, формировались под влиянием "Упанишад". Приведем некоторые из них:

· сансара – учение о переселении души из тела в тело, колесо реинкарнации;

· карма – закон воздаяния;

· ахимса – непричинение вреда живому.

Общим для большинства древнеиндийских школ было также представление о том, что земная жизнь наполнена страданием. Поскольку существует сансара, страдания будут продолжаться вечно, если не будет найден путь избавления от них. Соответственно поиск такого пути был конечной целью каждой философской теории.

Древнеиндийские философские школы обычно подразделяются на две группы в зависимости от их отношения к "Ведам".

Школы веданта, йога, вайшешика, признающие авторитет "Вед", называют ортодоксальными.

Оригинальные учения локаята, джайнизм, буддизм, отступающие от традиций "Вед", считаются соответственно неортодоксальными.

Каждая школа предлагает свой путь избавления от страданий.

 

Ортодоксальные школы опираются на традиции "Вед":

- веданта предлагает тщательно изучать их тексты, поскольку в "Ведах" уже "даны ответы на все вопросы", а в случае непонимания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать темные места;

- йога добавляет к этому систему физических и духовных упражнений, целью которых является освобождение от мира, отрешение от боли и страданий;

- вайшешика считает: для того, чтобы избежать страданий, следует принять действительность такой, какая она есть. Эта школа наиболее интеллектуальна – в ней разработаны общие категории познания и бытия, правила логики, учения об атомах.

Неортодоксльные школы предлагают более нетрадиционные способы освобождения от страдания:

- локаята отрицает законы кармы, сансары, существование жизни после смерти. Со страданием может справиться только удовольствие. Смерть бесповоротна. а жизнь коротка, и надо успеть ею насладиться;

- джайнизм, напротив, говорит, что тело – темница бессмертной души. Если душа стремится к благу, то тело – к греху. Путь избавления от тирании тела – аскетизм и ахимса;

- буддизм – наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии – видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны;

- нирвана (в переводе с санскрита "угасание") – блаженное небытие, идеальное состояние, вечный покой; избавление от сансары и вечных страданий.

 

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, названный Буддой (т.е. достигшим просветления).

Будда полагал, что к избавлению от страданий – нирване – ведет "восьмеричный путь". У этого пути несколько этапов:

- праведное знание есть знание "четырех истин": 1) жизнь – страдание; 2) причина страданий – наши желания; 3) прекращение страданий есть подавление желаний; 4) страдания уменьшаются, если следовать "восьмеричному пути";

- праведное отношение естьпонимание того, что нужно отрешиться от мира и следовать путем Будды;

- праведная речь есть отрешение от ложных мнений и неточных слов;

- праведное поведение есть подчинение заповедям "не убивать", "не прелюбодействовать", "не лгать", "не употреблять алкоголя и наркотиков";

- праведное занятие – это образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом;

- праведное усилие есть борьба с соблазнами;

- праведное сознание есть осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний;

- праведное сосредоточение есть духовное самопогружение.

Считалось, что человек, точно исполняющий все предписания, мог достичь вечного блаженства, вырвавшись из круга сансары, и больше не возрождаться для жизни и сопутствующих страданий.

Из знакомства с "восьмеричным путем", который представляет собой серию конкретных шагов к спасению, ясно, что буддизм есть прежде всего практическая философия, отдающая предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждениям и теориям.

 

Таким образом, в древнеиндийской философии представлено многообразие различных систем и оригинальных идей, обращение к которым привело к значительному обогащению мировой философской мысли. Европейская философия в последние столетия все чаще обращается к идеям вселенского страдания и ненасилия, духовного самопогружения и самосовершенствования.

 

Древнегреческая философия

 

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа:

Ø досократический (VII - V вв. до н.э.)

Ø классический (середина V - конец IV вв. до н.э.)

Ø эллинистичесий (конец IV - II вв. до н.э.)

Ø римский (I в. до н.э. - V в. н.э.)

 

В досократический период философов интересуют проблемы природы (Физис) и первоосновы мира (Архе).

Наиболее известные философские школы этого периода:

Милетская школа:

Основатель школы Фалес началом всего считал воду. Из воды путем сгущения или разрежения возникли твердые тела и воздух.

Анаксимандр, ученик Фалеса, первоначалом мира называл апейрон – особое вещество, в котором материальные элементы – вода, воздух, огонь – смешаны воедино.

Анаксимен, ученик Анаксимандра, первоосновой мира предлагает отличную от воды и апейрона стихию – воздух.

Школа Гераклита:

Гераклит Эфесский считал первоначалом всего огонь – самое изменчивое из первоначал, нечто, вечно находящееся в движении. В этих особых качествах огня содержится предпосылка для развития диалектических идей Гераклита – о всеобщем развитии и изменении вещей, об их борьбе и переходе в свои противоположности. Самые известные высказывания Гераклита: "Все течет, все изменяется"; "В одну реку нельзя войти дважды"; "Все происходит через борьбу: борьба – отец всего и царь над всем".

Пифагорейское братство:

Пифагор Самосский, будучи блестящим математиком, поставил в центр своих философских размышлений число. Числа – основа и начало всякой вещи и Вселенной в целом; суть каждого явления может быть записана в цифровом ряде.

Элейская школа: именно на этом этапе философия почти полностью освобождается от мифа. Философы Парменид, Зенон ввели понятие бытия, лежащего в основе всего.

Школа атомистов:

Философы Демокрит, Левкипп "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы – "атомы"; между атомами существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении.

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" – противоположность "линии Платона"- идеалистическому напрвлению).

 

Впервые вопрос о человеке был поставлен софистами, учившими искусству побеждать в спорах. Основной тезис софистов высказал Протагор: "Человек есть мера все вещей – существующих, если они существуют, и несуществующих, если они не существуют".

Философия классического периода переходит от изучения природы к изучению внутреннего мира человека и прежде всего его нравственности.

Девизом жизни и философии Сократа была фраза: "Познай самого себя". Путь к самопознанию – разум. Истина существует и лучший путь ее поиска – честный спор (диалектика). Важным элементом философии является сомнение.

Знаменитый философ Платон был учеником Сократа. Платон основал свою философскую школу – Академию, которая просуществовала около 900 лет. Основоположник идеалистического направления в философии.

Согласно Платону, окружающий нас мир – всего лишь тень истинного идеальногомира (мира эйдосов). Истинное познание по Платону – это воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире.

Аристотель, ученик Платона, завершает ряд классических философов. Был воспитателем юного Александра Македонского. Он заложил основы многих современных наук – психологии, логики, этики и др. Известна фраза Аристотеля: "Платон мне друг, но истина дороже". Он выступил с критикой теории Платона о двух мирах: мир един и сущность предмета находится не в запредельном мире идей, а в самой вещи. Аристотель полагал, что все в мире устроено целесообразно, а кратчайший путь человека к цели (благу) состоит в избегании крайностей и излишеств.

Он описал типы государственного устройства, разделив их на идеальные (хорошие) и искаженные (дурные). Идеальные: монархия, аристократия, полития. Искаженные: тирания, олигархия, демократия. Политика тесно связана с этикой: правитель должен придерживаться правил морали и быть справедливым к своим подданным.

Послеклассический период в античной философии – обоснование счастливой и достойной жизни.

Большая часть школ видела решение вопроса в соблюдении правильных этических принципов. К закату античности этика сменяется мистикой, а философия – религией.

Школа киников:

Основателем был ученик Сократа Антисфен. Основная идея – возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации и культуры. Киник обладает духовной свободой и не зависит от мнений и норм общества. Он намеренно живет вне общества – "без общины, без дома, без отечества" Самый известный киник – Диоген Синопский жил в глиняной бочке.

Киренская школа:

Основатель – Аристипп из Кирены. Он полагал, что мир не познаваем разумом, единственное, о чем мы можем судить с уверенностью, - наши чувства и ощущения, приносящие нам или страдания или наслаждения. Высшим благом и соответственно целью жизни является наслаждение (гедонизм).

Школа стоиков:

Основатель – Зенон Китийский. Идеал стоиков - спокойствие и невозмутимость (по-гречески "апатия"). Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности. Он не зависит от потребностей, страстей и внешних условий и должен избегать всяких желаний. Наиболее известные стоики: Сенека и Марк Аврелий.

Школа Эпикурейцев:

Основатель – Эпикур из Самоса. Он считал, что мир материален и состоит из атомов. Высшими удовольствиями для Эпикура были дружба и знание, а идеалом – атараксия (безмятежность). Эпикуреец должен быть свободным от любого страха и страданий, благодушным и снисходительным, веселым и безмятежным. Высшими наслаждениями Эпикур считал наслаждения духовные (хотя был не против и телесных, если те не имели дурных последствий).

Школа скептиков:

Основатель – Пиррон из Элиды считал, что нас обманываю и наши чувства, и наш разум. Доказать ничего не возможно. Все философы противоречат друг другу, и это также доказывает, что никакой истины не существует. Скептики критиковали любой догматизм.

Неоплатонизм:

Вобрал в себя мистические элементы учения Платона, идеи Пифагорейского братства и некоторых других тайных обществ античности. Виднейший неоплатоник Плотин считал, что начало всего сущего – Единое – божественно, сверхъестественно и потусторонне. Душа человека томится в материальном мире, как в темнице. Выход из тюрьмы тела и вещей доступен только через экстаз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: