Суффикс
Составитель: Ставенчук Дарья
Студентка 11 А группы
Камышлов 2018
• УМК - «Школа России»
• Класс – 3
• Предмет – русский язык
• Тема урока – Суффикс
• Тип урока – открытие новых знаний
• Место урока в системе уроков по данной теме –
Цель урока (с позиции ребенка) - познакомиться с понятием суффикса, как значимой части слова.
Задачи (относящиеся к деятельности учителя): | Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося): |
· Обучающие познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове. | · предметные находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке |
· развивающие способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки. | · Метапредметные Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач. Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его. |
· воспитательные развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем. | · Личностные проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка. |
Оборудование: учебное пособие, мультимедиа-проектор, ментальные карты (презентация), магнитная доска, карточки, иллюстрации, видеоролик, конверты и разрезные карточки, путевой лист паломника (20 шт), интернет – школьный сайт, словарь, таблицы, тексто-выделители.
Используемая литература
Этапы урока открытия новых знаний по теме
№ | Этап урока | Продолжительность | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
Организационный момент | 1-2 мин. | -Прозвенел звонок, Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, А теперь улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям! И садитесь по местам. - Тихонько сели, приготовились работать. Какое сегодня число? Прочитаем и запишем в тетрадь. | Записывают число. | Метапредметные УУД: регулятивные: самоопределяться к учебной деятельности | |
Мотивация к учебной деятельности, актуализация | 3-5 мин. | -Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
| Метапредметные УУД: познавательные: находить ответы на вопросы, личностные: оценивать содержание учебного материала; регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя. Предметные: называть части слова, знать определения частей слова. | ||
Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности | а) Наблюдение над ролью суффиксов. - Отгадайте загадку: Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок много, а нитки ни одной. (Ёж) - А если еще маленький? (Ёжик) - Мама ежат? (Ежиха) -Как называются эти слова? (однокоренные) - Назовите корень. - Чем различаются эти слова? (частью слова, стоящей после корня) - Может быть кто-то знает, как называется эта часть? (суффикс) б) Формулирование учащимися темы урока - Кто попробует сформулировать тему урока? -Часть слова –суффикс. За корнем суффиксу Нашлось местечко, Обозначаю уголком Называю … (суффиксом) в) Целеполагание. - Ребята, а какие цели поставим перед собой на уроке? - Какие задания хотели бы вы выполнить? | Находят однокоренные слова. Выделяют корень. Предполагают, что такое суффикс и определяют его место в слове. Определяют тему и цели урока, задания, которые хотели бы выполнить. | Метапредметные (УУД): регулятивные: определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; познавательные: находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой. | ||
Открытие новых знаний | а) Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. - Суффиксов в русском языке огромное количество. -Давайте познакомимся с некоторыми из них. - Внимание на доску. -Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова. -Запишите в два столбика. -Выделите корень. -А теперь выделите суффикс в этих словах. -Объясните лексическое значение новых слов. Цвет- цветник, цветок, цветные, Лес- лесник, лесок, лесные, -Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня) б) Обобщение знаний о суффиксе. Формулировка правила. Работа с тестом. (Оценочные листы - оценивают свою работу) - Давайте с помощью теста подведем первые итоги о том, что узнали о суффиксе. -Найди верное утверждение. 1) Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. 2) Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. 3) Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня. - Так что же такое суффикс? - (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня) в) Чтение правила. Учебник с.89 - Сверимся с учебником. - Совпали ли наши выводы с выводами учебника? - Давайте оценим свою работу в оценочных листах. -О чем мы не сказали? (значимая часть) -Как понимаете? (несет значение) | Подбирают однокоренные слова, Выделяют корень, суффикс. Наблюдают за лексическим значением слова. Делают вывод, что суффикс влияет на изменение лексического значения слова. Строят алгоритм нахождения суффикса в слове. Делают выводы о том, что такое суффикс, что он стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов. Убеждаются в правильности своих суждений и вывода, сверяясь с учебником. Оценивают свою работу в оценочных листах. Находят несоответствие своего вывода и правила в учебнике (значимая часть) | Предметные: знать место суффикса в слове, определять лексическое значение слов и роль суффикса в значении слова. Метапредметные УУД: Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь работать с информацией, сопоставлять факты, делать умозаключения регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. | ||
Закрепление изученного на уроке § | Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений. -Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит лексическое значение слова. - Сейчас вы будете работать в парах. Нужно будет соблюдать правила работы в группе. Запишите: - как называют маленький зуб (зубик) - огромные глаза (глазища) - в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый) - спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник) - маленькая морковь (морковка) - вид больного человека (болезненный) - тонкий слой жира (жирок) - Выделите суффиксы. -Какие значения придали словам суффиксы? Проверка работы вместе с учителем. А теперь нам пора оценить свою работу и отдохнуть. ФИЗМИНУТКА б) Работа в группах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе. (оценочные листы - оценивают работу каждого в группе, устно дают оценку работе всей группы) (У каждой группы на парте лежит конверт с набором суффиксов. Выполняя задание, дети выбирают листочки с суффиксами и помещают их на «дерево») - Давайте вырастим чудо – дерево. Задания группе 1. 1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а …. Запишите новые слова. - Выделите суффиксы. Какое значение они имеют? (увеличительное) - А с другой стороны…. 2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы. Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка. - Какое значение придали словам суффиксы? (уменьшительно - ласкательное) 3) - Вы знаете сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра; братец, а не брат, Аленушка, а не Алена, Иванушка, а не Иван. (ласково) Какие суффиксы? Запишите слова с суффиксами. Выделите суффиксы. -Найдите в наборе все суффиксы из заданий, прикрепите на дерево. Задания группе 2. 1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу: север -северный … запад, ветвь, дождь,, октябрь К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод. (эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность) 2)- Найдите в словах храбрость, мудрость, хитрость, ловкость суффикс. - Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека) -С какими суффиксами вы работали? Прикрепите их на дерево. Задания группе 3. 1) Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - …. - Найдите суф-ы. Какое значение они придали словам? (получились слова, обозначающие профессии) 2) -Прочитайте текст Н.Сладкова «Как их зовут?» Вставь пропущенные слова У нас на земле все просто. У волк – волчонок, у лося - …, у зайца - …, у глухаря – глухарята, у дрозда - …, у гуся - …. Лис…, ут…, ежа…, галч…. А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки –щурята. Это известно. А дальше? -Прочитайте вставленные слова. -Выделите суффиксы. - Назовите значение суффиксов. (получились слова, называющие детенышей животных) 3) - А как будет по -коми медвежонок, зайчонок, лисенок, белочка? Назовите суффикс. - Найдите в конверте суффиксы, с которыми вы работали. Прикрепите их на дерево. в) Подведение итогов работы групп - Какие значения могут иметь суффиксы? - Вот такое чудо-дерево у нас выросло. | Работают в малых группах. Подбирают однокоренные слова, выделяют суффиксы, используя алгоритм выделения суффиксов. Проверяют правильность своей работы по слайдам. Обращают внимание на значения слов, особенности употребления слов. Убеждаются в разнообразии значений суффиксов. Оценивают работу в парах в оценочных листах. Вовлекаются в практическую деятельность с целью создания «чуда-дерева». Работают в группах по дифференцированным заданиям. Подбирают слова с заданными суффиксами. Знакомятся с новыми значениями суффиксов, выполняя задания, в том числе используя название сказки из «Литературного чтения» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (уменьшительно- ласкательными, увеличительными) Из конверта с набором суффиксов выбирают те, с которыми работали, выполняя задание, и помещают на «чудо-дерево». Аналогичная работа второй группы с суффиксами имеющими значение принадлежности, образующими имена прилагательные, и суффиксами, образующими существительные называющие черты характера человека. Аналогичная работа третьей группы с суффиксами, образующими существительные -названия профессий и суффиксами, образующими существительные – названия детенышей животных(на материале текста Н. Сладкова «Как их зовут?» Называют детенышей животных на коми языке и выделяют суффикс коми языка -пи. В фронтальной работе подбирают слова с суффиксами, обозначающими принадлежность по месту жительства (на материале городов Республики Коми). Подводят итоги по созданию «чудо-дерева». Оценивают работу групп. | Метапредметные УУД: Коммуникативные: уметь работать в малых группах; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, регулятивные: уметь совместно составлять алгоритм действий и использовать алгоритм в действии регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); Метапредметные УУД: коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей). Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | ||
Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами | -Удалось ли сделать, то что намечали? а) Рефлексия «Закончи фразу» б) Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание) | Высказывают свои суждения. Оценивают свою работу за урок в оценочных листах. Еще раз повторяют правило о суффиксе. | Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Личностные УУД Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. | ||
Заключительный оргмомент | Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет девиз ребят «Хочу всё знать!». Спасибо за урок, до свидания. |