Этапы урока открытия новых знаний по теме




Суффикс

 

Составитель: Ставенчук Дарья

Студентка 11 А группы

 

 

Камышлов 2018

УМК - «Школа России»
Класс – 3
Предмет – русский язык

Тема урока – Суффикс

Тип урока – открытие новых знаний

Место урока в системе уроков по данной теме

 

Цель урока (с позиции ребенка) - познакомиться с понятием суффикса, как значимой части слова.

 

Задачи (относящиеся к деятельности учителя): Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):
· Обучающие познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове. · предметные находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, участвуют в устном общении на уроке  
· развивающие способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки. · Метапредметные Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач. Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.  
· воспитательные развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем. · Личностные проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка.  

Оборудование: учебное пособие, мультимедиа-проектор, ментальные карты (презентация), магнитная доска, карточки, иллюстрации, видеоролик, конверты и разрезные карточки, путевой лист паломника (20 шт), интернет – школьный сайт, словарь, таблицы, тексто-выделители.

Используемая литература

Этапы урока открытия новых знаний по теме

 

Этап урока Продолжительность Деятельность педагога Деятельность учащихся Планируемый результат
  Организационный момент 1-2 мин. -Прозвенел звонок, Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, А теперь улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям! И садитесь по местам. - Тихонько сели, приготовились работать. Какое сегодня число? Прочитаем и запишем в тетрадь.     Записывают число.   Метапредметные УУД: регулятивные: самоопределяться к учебной деятельности
  Мотивация к учебной деятельности, актуализация 3-5 мин. -Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
  • Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
  • Общая часть родственных слов называется…(корнем)
  • Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
  • Что находится между городом и селом? (и)
  • Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
  • Назовите слово, противоположное слову враг …(друг)
  • Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
Сколько гласных букв в алфавите? (10)
  Метапредметные УУД: познавательные: находить ответы на вопросы, личностные: оценивать содержание учебного материала; регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: слушать и понимать речь учителя. Предметные: называть части слова, знать определения частей слова.  
  Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности   а) Наблюдение над ролью суффиксов. - Отгадайте загадку: Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок много, а нитки ни одной. (Ёж) - А если еще маленький? (Ёжик) - Мама ежат? (Ежиха) -Как называются эти слова? (однокоренные) - Назовите корень. - Чем различаются эти слова? (частью слова, стоящей после корня) - Может быть кто-то знает, как называется эта часть? (суффикс) б) Формулирование учащимися темы урока - Кто попробует сформулировать тему урока? -Часть слова –суффикс. За корнем суффиксу Нашлось местечко, Обозначаю уголком Называю … (суффиксом) в) Целеполагание. - Ребята, а какие цели поставим перед собой на уроке? - Какие задания хотели бы вы выполнить? Находят однокоренные слова. Выделяют корень. Предполагают, что такое суффикс и определяют его место в слове.   Определяют тему и цели урока, задания, которые хотели бы выполнить.     Метапредметные (УУД): регулятивные: определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; познавательные: находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой.    
  Открытие новых знаний   а) Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. - Суффиксов в русском языке огромное количество. -Давайте познакомимся с некоторыми из них. - Внимание на доску. -Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова. -Запишите в два столбика. -Выделите корень. -А теперь выделите суффикс в этих словах. -Объясните лексическое значение новых слов. Цвет- цветник, цветок, цветные, Лес- лесник, лесок, лесные, -Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня) б) Обобщение знаний о суффиксе. Формулировка правила. Работа с тестом. (Оценочные листы - оценивают свою работу) - Давайте с помощью теста подведем первые итоги о том, что узнали о суффиксе. -Найди верное утверждение. 1) Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова. 2) Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении. 3) Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.   - Так что же такое суффикс? - (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня) в) Чтение правила. Учебник с.89 - Сверимся с учебником. - Совпали ли наши выводы с выводами учебника? - Давайте оценим свою работу в оценочных листах. -О чем мы не сказали? (значимая часть) -Как понимаете? (несет значение) Подбирают однокоренные слова, Выделяют корень, суффикс. Наблюдают за лексическим значением слова. Делают вывод, что суффикс влияет на изменение лексического значения слова. Строят алгоритм нахождения суффикса в слове.   Делают выводы о том, что такое суффикс, что он стоит между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.   Убеждаются в правильности своих суждений и вывода, сверяясь с учебником. Оценивают свою работу в оценочных листах.   Находят несоответствие своего вывода и правила в учебнике (значимая часть) Предметные: знать место суффикса в слове, определять лексическое значение слов и роль суффикса в значении слова. Метапредметные УУД: Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь работать с информацией, сопоставлять факты, делать умозаключения регулятивные: высказывать свое предположение; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли.  
  Закрепление изученного на уроке §   Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений. -Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет свое лицо, и многое может рассказать. От него зависит лексическое значение слова. - Сейчас вы будете работать в парах. Нужно будет соблюдать правила работы в группе. Запишите: - как называют маленький зуб (зубик) - огромные глаза (глазища) - в лыжном спорте ход, похожий на ход конькобежца (коньковый) - спортсмен, занимающийся лыжным спортом (лыжник) - маленькая морковь (морковка) - вид больного человека (болезненный) - тонкий слой жира (жирок) - Выделите суффиксы. -Какие значения придали словам суффиксы? Проверка работы вместе с учителем. А теперь нам пора оценить свою работу и отдохнуть. ФИЗМИНУТКА б) Работа в группах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе. (оценочные листы - оценивают работу каждого в группе, устно дают оценку работе всей группы) (У каждой группы на парте лежит конверт с набором суффиксов. Выполняя задание, дети выбирают листочки с суффиксами и помещают их на «дерево») - Давайте вырастим чудо – дерево. Задания группе 1. 1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а …. Запишите новые слова. - Выделите суффиксы. Какое значение они имеют? (увеличительное) - А с другой стороны…. 2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы. Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка. - Какое значение придали словам суффиксы? (уменьшительно - ласкательное) 3) - Вы знаете сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра; братец, а не брат, Аленушка, а не Алена, Иванушка, а не Иван. (ласково) Какие суффиксы? Запишите слова с суффиксами. Выделите суффиксы. -Найдите в наборе все суффиксы из заданий, прикрепите на дерево.   Задания группе 2. 1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу: север -северный … запад, ветвь, дождь,, октябрь К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод. (эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность) 2)- Найдите в словах храбрость, мудрость, хитрость, ловкость суффикс. - Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека) -С какими суффиксами вы работали? Прикрепите их на дерево.   Задания группе 3. 1) Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - …. - Найдите суф-ы. Какое значение они придали словам? (получились слова, обозначающие профессии) 2) -Прочитайте текст Н.Сладкова «Как их зовут?» Вставь пропущенные слова У нас на земле все просто. У волк – волчонок, у лося - …, у зайца - …, у глухаря – глухарята, у дрозда - …, у гуся - …. Лис…, ут…, ежа…, галч…. А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки –щурята. Это известно. А дальше? -Прочитайте вставленные слова. -Выделите суффиксы. - Назовите значение суффиксов. (получились слова, называющие детенышей животных) 3) - А как будет по -коми медвежонок, зайчонок, лисенок, белочка? Назовите суффикс. - Найдите в конверте суффиксы, с которыми вы работали. Прикрепите их на дерево. в) Подведение итогов работы групп - Какие значения могут иметь суффиксы? - Вот такое чудо-дерево у нас выросло.   Работают в малых группах. Подбирают однокоренные слова, выделяют суффиксы, используя алгоритм выделения суффиксов.   Проверяют правильность своей работы по слайдам. Обращают внимание на значения слов, особенности употребления слов. Убеждаются в разнообразии значений суффиксов. Оценивают работу в парах в оценочных листах.   Вовлекаются в практическую деятельность с целью создания «чуда-дерева». Работают в группах по дифференцированным заданиям.   Подбирают слова с заданными суффиксами. Знакомятся с новыми значениями суффиксов, выполняя задания, в том числе используя название сказки из «Литературного чтения» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (уменьшительно- ласкательными, увеличительными) Из конверта с набором суффиксов выбирают те, с которыми работали, выполняя задание, и помещают на «чудо-дерево».     Аналогичная работа второй группы с суффиксами имеющими значение принадлежности, образующими имена прилагательные, и суффиксами, образующими существительные называющие черты характера человека.   Аналогичная работа третьей группы с суффиксами, образующими существительные -названия профессий и суффиксами, образующими существительные – названия детенышей животных(на материале текста Н. Сладкова «Как их зовут?»   Называют детенышей животных на коми языке и выделяют суффикс коми языка -пи.     В фронтальной работе подбирают слова с суффиксами, обозначающими принадлежность по месту жительства (на материале городов Республики Коми). Подводят итоги по созданию «чудо-дерева». Оценивают работу групп. Метапредметные УУД: Коммуникативные: уметь работать в малых группах; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, регулятивные: уметь совместно составлять алгоритм действий и использовать алгоритм в действии регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать; высказывать свое предположение на основе учебного материала; личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); Метапредметные УУД: коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей). Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя  
  Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами     -Удалось ли сделать, то что намечали? а) Рефлексия «Закончи фразу» б) Итоговая оценка в оценочных листах (итоговое оценивание) Высказывают свои суждения. Оценивают свою работу за урок в оценочных листах. Еще раз повторяют правило о суффиксе. Метапредметные (УУД) регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; Личностные УУД Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
  Заключительный оргмомент   Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет девиз ребят «Хочу всё знать!». Спасибо за урок, до свидания.    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: