Тема 1: СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СРЕДЫПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Финансовая среда предпринимательства – это совокупность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предприятия и влияющих на возможности финансового менеджмента размещать денежные средства и получать доходы [67, С. 42]. Данное определение соответствует узкому подходу к проблеме.
С расширенной точки зрения, осуществление финансовой деятельности связано с многочисленными факторами, что позволяет выделить внешнюю и внутреннюю финансовую среду.
Так как наиболее существенное влияние на результаты деятельности предпринимателей и предприятий оказывают внешние условия хозяйствования, то их необходимо подробно рассмотреть.
Финансовая микросреда предпринимательства
Микросреда включает пять основных субъектов экономики - поставщиков, посредников, конкурентов, покупателей и контактные аудитории [32, 67], которые непосредственно влияют на финансовую деятельность и положение конкретного предприятия. Поэтому данное окружение также называют средой прямого воздействия
Поставщики - юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов производственными запасами и другими ресурсами, необходимыми для производства продукции (выполнения работ и оказания услуг). Они через цены и тарифы формирует величину затрат на производство и продажу продукции, а, следовательно, непосредственно влияют на прибыль предпринимателя.
Посредники - организации, помогающие предприятию в продвижении, распространении и сбыте готовой продукции среди покупателей и, таким образом, влияющие на величину получаемых доходов. Выделяют четыре их основные разновидности:
1. Торговые посредники - организации, помогающие данному предприятию находить покупателей и (или) непосредственно продавать им готовую продукцию. Они обеспечивают удобства условий продажи продукции с меньшими издержками, чем это сделал бы сам производитель: удобство места - накопление запасов товаров в местах нахождения самих покупателей; удобство времени - наличие товаров в те периоды, когда спрос на нее особенно велик; удобство приобретения - продажа товара с одновременной передачей права пользования им.
2. Посредники по организации товародвижения (фирмы-специалисты по организации товародвижения) - организации, помогающие производителю продукции создавать запасы собственных изделий и сохранять их по пути продвижения (складские организации) и осуществлять их транспортировку от мест производства до мест назначения (транспортные организации).
Маркетинговые посредники (организации по оказанию маркетинговых услуг) - организации, занимающиеся маркетинговыми исследованиями и консультациями, а также проблемами предпринимательского риска и рекламой. Основное их назначение — помогать производителю точнее адресовать и продвигать готовую продукцию на подходящие рынки сбыта с возможно меньшим риском и большим извлечением дохода.
Финансово-кредитные посредники (кредитно-финансовые учреждения) - включают банки, кредитные учреждения, страховые компании, которые помогают производителю финансировать сделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной продукции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связанного с покупкой и продажей товаров. Данные посредники всегда имеют место, так как без их помощи невозможно проводить сделки.
Клиенты (покупатели) - экономические субъекты, имеющие желание и (финансовые) возможности для приобретения определённой продукции (товаров, работ, услуг) в целях удовлетворения своих потребностей. Можно выделить пять их видов:
1. Покупатели потребительского рынка - физические лица, приобретающие товары или услуги в целях личного потребления.
2. Покупатели рынка производителей - организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции.
3. Покупатели рынка промежуточных продавцов - физические и юридические лица, приобретающие товары или услуги для последующей перепродажи и извлечения собственной прибыли в сфере обращения.
4. Покупатели — государственные учреждения - государственные организации, приобретают товары или услуги в целях собственного потребления, а также для использования в сфере коммунальных услуг или в целях благотворительности.
5. Покупатели международного рынка - клиенты, находящиеся за пределами страны производства товаров или услуг, включают зарубежные физические и юридические лица, государственные учреждения.
Конкуренты – фактор внешней среды, влияние которого невозможно оспаривать. Следует выделять следующие четыре их разновидности:
1. Желания-конкуренты — это те желания, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. При наличие денежных возможностей альтернативными желаниями-конкурентами могут быть, например, покупка продуктов, питья, одежды, бытовой техники, транспортных средств, косметических услуг и т.д.
2. Товарно-родовые конкуренты - это основные способы (группы продукции) удовлетворения конкретного, ранее выбранного покупателем желания. Например, в случае приобретения бытовой техники в качестве такого рода конкурентов будут выступать видеотехника, аудиотехника, радиотехника, кухонная техника и т.п.
3. Товарно-видовые конкуренты — это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя. Например, в случае выбора покупателем телевизора в качестве такого рода конкурентов будут выступать черно-белый или цветной телевизор, телевизор без или со встроенным видеомагнитофоном, телевизоры с разной диагональю и т.п.
4. Марки-конкуренты — это разные марки одного и того же товара, способные удовлетворить его желание.
Контактные аудитории - это любые группы субъектов, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности данного предприятия и могут оказать влияние на его способность извлекать доход от продажи готовой продукции (работ, услуг) в процессе хозяйственной деятельности. По характеру воздействия выделяют:
- благотворные аудитории - это те группы, внимание которых к предприятию носит заинтересованный положительный характер (например, спонсоры, потенциальные инвесторы, покупатели);
- искомые аудитории - это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например, пользователи средств массовой информации, группы депутатов);
- нежелательные аудитории - это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено считаться с ним, если он проявляется (например, общества потребителей, налоговые органы и т.д.).
По содержанию контактные аудитории подразделяются на:
1. Финансовые круги - контактные аудитории (банки и другие кредитные учреждения, инвестиционные компании и т. п.), которые оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя финансовым капиталом. Менеджеры должны предоставлять доказательства финансовой устойчивости организации, добиваться их благосклонного расположения и формирования благоприятного образа предприятия путем публикации годовых отчетов и т. п.
2. Контактные аудитории средств информации - организации, распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии (телекомпании, радиостанции, газеты и журналы). Руководство заинтересовано в создании благоприятного образа предприятия в СМИ за счет публикации статей (о благотворительности, социальных проектах, условиях труда, безопасности и т. п.) и показа передач о достижениях организации, в рекламе собственной продукции.
3. Контактные аудитории государственных учреждений - учреждения, устанавливающие ограничения или особый порядок ведения предпринимательской деятельности и заинтересованные в соблюдении данных норм. В результате менеджеры должны своевременно учитывать все происходящие изменения в государственной сфере и адекватно реагировать на них.
4. Контактные аудитории гражданских группдействия - союзы потребителей, защитники окружающей среды, представители религиозных, национальных меньшинств и т.п., заинтересованные в соблюдении гражданских прав. Менеджерам целесообразно осуществлять постоянные контакты с ними или учитывать их пожелания.
5. Местные контактные аудитории - состоят из окрестных жителей и их общинных организаций, которые, прежде всего, заинтересованы в безопасности производства, отсутствии помех (шума, пыли, запаха), возможности трудоустройства и предубеждённо относятся к любым инновационным проектам с повышенным риском. Представителю предприятия целесообразно присутствовать на собраниях жителей и взаимодействовать с местными органами власти.
6. Широкая публика - это общество в целом, которое обычно не выступает в качестве организованной массы. Однако если вывести его из равновесия, то оно становиться крайне заметной и влиятельной силой. Поэтому менеджерам следует постоянно поддерживать благоприятный образ фирмы, следить за отношением к производимой продукции, к своей деятельности и официальным заявлениям, избегать недобросовестную рекламу и т.д.
7. Внутренние контактные аудитории - включают собственных рабочих и служащих предприятия, управленческий персонал. Данные субъекты наиболее быстро узнают обо всех происшествиях и изменениях, а характер их отношений к организации учитывается иными контактными аудиториями. В итоге менеджерам целесообразно своевременно информировать персонал об актуальных проблемах производства.