Работа с таблицей. Основные моменты таблицы записать в тетрадь.




ТЕМА: Васильев Б. «Летят мои кони» - автобиографическая повесть.

Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством писателя Б.Л. Васильева; анализ произведения, темы, идеи, проблем повести; развитие навыков текстологического анализа, логического мышления, монологической, диалогической речи.

Ход урока

Организационный момент.

2. Краткий экскурс в судьбу Б. Васильева. ПРЕДЛАГАЮ просмотреть видеоролик к уроку нравственности по автобиографической повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» (Прилагается)

https://www.youtube.com/watch?v=sgMOvfKxPJE

(Биография Б.Васильева)

 

(Я, Васильев Борис Львович, родился 21 мая 1924 года в семье командира Красной Армии в городе Смоленске на Покровской горе, - скажет писатель в произведении «Летят мои кони…»; знающий о войне не понаслышке - сам прошёл суровыми дорогами войны. После войны окончил Военную академию бронетанковых войск (1948), служил в армии, был инженером-испытателем транспортных машин на Урале. Литературный дебют Б. Васильева состоялся в 1955, когда была опубликована пьеса "Офицер", затем следующие - "Стучите и откроется" (1959), "Отчизна моя, Россия" (1962). В 1969 в печати появляется повесть "А зори здесь тихие", принесшая автору широкую известность. Следующие произведения Б.Васильева неизменно вызывали интерес публики, подтверждая талант писателя: повесть "Самый последний день" (1970); роман "Не стреляйте белых лебедей" (1973); роман "В списках не значился" (1974). Все три произведения были экранизированы. Перу Б.Васильева принадлежат исторический роман "Были и небыли" (1977 - 80), автобиографическая повесть "Летят мои кони..." (1982), книги "Неопалимая купина" (1986) и "И был вечер, и было утро" (1987). В 1991 выходят две повести "Капля за каплей" и "Карнавал", в следующем году - новое произведение - "Дом, который построил дед", в 1990 - очерк "Есть такая профессия". Борис Васильев пришёл в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь. Отсюда – нравственная чистота, подлинная человечность его героев, требовательность к человеку).

Учитель: А что есть нравственное? Что вы для себя определяете как нравственное? (То, что делает тебя и окружающий мир лучше, красивее, чище, добрее).

Учитель: В повести «Летят мои кони…» Б. Васильев пишет: «Нет уже тех деревьев, под которыми ухаживал мой отец, - с тоскливой горечью поведал мне как-то один старый человек. Нет уже тех деревьев, ибо «ВСЕ ПРОХОДИТ», как было написано на перстне царя Соломона. Все - кроме детства. Оно остается в нас пожизненно, потому что если «КТО ТЫ?» - плод взрослой твоей ипостаси, то «КАКОЙ ТЫ?» - творение детства твоего. Ибо корни твои в той земле, по которой ты ползал».

- «Какой ты?.. Где корни твои?.. Куда несут тебя твои кони?..». Какое образное художественное средство используется автором в названии? (Кони-символ жизни, свободной, мощной, вихрем проносящейся через летопись времени)

 

https://www.youtube.com/watch?v=W7YsdkPCrA4

(видеоролик о повести «Летят мои кони…»)

 

Работа с таблицей. Основные моменты таблицы записать в тетрадь.

Концепт Проблемный вопрос Обоснование концепта Вывод
Моя Россия Земля учит великому (афоризм) В чём писатель видит неразрывную связь малой родины с Россией? Автор вспоминает историю Смоленска, неразрывно связанную с историей России: «генеральный судья Сечи Запорожской Василий Кочубей со своим верным Искрой, несчастный царевич Иоанн Антонович - «Железная маска» русской истории, пленные поляки при Екатерине Второй», австрийцы, французы.... Судьба родины малой отражена в судьбе России. Впитывая прошлое Родины, Историю России, Б. Васильев становился духовно богаче.
Моя семья (детство, родные люди) «На … взаимосвязи любви и долга доселе держится мир», - пишет Б. Васильев. Как повлияла семья на мировоззрение писателя? Что такое рациональный аскетизм? Является ли он для вас нормой, нормой для окружающих вас людей? Вечер в семье - отдых: «Отец сапожничает, столярничает либо слесарничает»; «…мать и тётя …латают, штопают…»; «… бабушка поскрипывает ручной мельницей…, Галя и Оля попеременно читают вслух…». В семье Васильевых часто читали вслух, но не приключенческую «литературу низкого пошиба», а русскую классику. С детства писателя окружала семья: добрые, честные, трудолюбивые люди. Отец, бабушка и мать автора принадлежали старой, умирающей культуре. Они научили его любить и заботиться о близких, чувствовать боль других людей, научили любви к труду, отрицанию жажды приобретательства. Они передали писателю нравственность вчерашнего дня.
Добрый пример окружающих людей Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь, - сказал Б. Пастернак («Четыре отрывка о Блоке»). Может ли окружение формировать личность? Кто стал для Б. Васильева идеалом человека-труженика, почему? Доктор Янсен. «Доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью». Без выходных и праздников. Жители Смоленска считали доктора Янсена святым, и погиб он как святой — задохнулся в канализационном колодце, спасая упавших туда детей. У могилы доктора стояли на коленях и христиане, и мусульмане, и иудеи... Учительница русского языка и литературы Мария Александровна Морева. Она помогла ребятам создать литературный журнал. С детства писателя окружали люди, которые жили не для себя. Найти себя не для себя, но для других - и ты обретёшь счастье. Счастье – быть кому-то нужным. «Улица воспитала в нём нравственность дня завтрашнего».


Домашнее задание: Изучить материал урока. Выполнить краткий конспект таблицы. Просмотреть видеоролик к уроку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: