Изучение новой внутренней позиции




Класс

Методика определения зоны актуального и ближайшего

Развития ученика

Учитель выбирает небольшой по объёму материал на 7-10 минут базисного уровня, объясняет его и показывает образец применения. Затем предлагает учащимся самостоятельную работу по этому мате­риалу на 10 минут. Если ученик справляется с ней без труда, то он на­ходится в зоне актуального развития, если только с помощью учителя, то в зоне ближайшего развития.

Методика выявления уровня обучаемости учащихся

Учитель:

• выбирает материал на 7-10 минут из базисного содержания;

• повторяет с учащимися всё, что нужно для усвоения новой информации и

объясняет новое;

• показывает образец применения знаний в сходной ситуации;

• показывает образец применения знаний в новой ситуации;

• предлагает самостоятельную работу с 4 группами вопросов (заданий): просит

повторить то, что учащиеся знали; просит ответить на вопросы по данному содержанию; просит выпол­нить задание по образцу; просит выполнить задание в новой ситуации.

Ключ к определению уровня обучаемости.

Как только с заданиями справились 3-4 человека в группе, соби­раются работы у всех и анализируются по следующим критериям:

А) Если ученик выполнил все задания, то он находится на высо­ком уровне обучаемости.

Б) Если ученик выполнил 3 задания, то он находится на среднем уровне.

В) Если ученик выполнил менее 3 заданий, то он находится на низком уровне.

Эта методика может служить основой формирования уровневых групп в классе, позволяет успешно осуществлять индивидуальный подход к процессу обучения.

Далее предлагаем методику, с помощью которой можно изучить отношение детей первого класса, наличие интереса к школе и школь­ному обучению.

Изучение новой внутренней позиции

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуаль­но с детьми 6-7 лет в форме беседы «Об отношении к школе и уче­нию». Психолог знакомится с ребёнком и спрашивает, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задают первый вопрос:

– Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сде­лал или сказал, если бы такая история произошла с тобой».

1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ты у меня ещё маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?»

2. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему), договорилась и тебя отпустили из шко­лы прямо с завтрашнего дня. Встал, ты утром, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем зани­маться в то время, когда другие ребята в школе?

3. Представь, что есть две школы - школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день быва­ют уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физ­культура редко, не чаще раза в неделю. А в школе «Б» все наоборот: ежедневно физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы
учиться?

4. Представь, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 7 лет, но он не ходит в школу. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо приготовиться к 1-му классу?» Что ты ему посоветуешь?

5. Представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен водить каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно будет приходить учительница и заниматься с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился заниматься дома?

6. В школе «А» от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе «Б» не сделают замечание, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе бы хотелось учиться?

7. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить тебя за такое хорошее учение». Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить.

8. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню то была у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше: чтобы пришла другая учительница или её заменили мамы?

Обработка данных

Показателями новой внутренней позиции являются:

• положительное отношение к школе, как к совершенно естест­венному и

необходимому событию в жизни;

• особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

• отказ от характерных для дошкольников ориентаций в плане организации

деятельности и поведения;

• признание авторитета учителя.

Каждый ответ оценивается как «школьный» или «дошкольный» вариант.

Вопросы «школьного» варианта определяются следующим образом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: