Класс
Методика определения зоны актуального и ближайшего
Развития ученика
Учитель выбирает небольшой по объёму материал на 7-10 минут базисного уровня, объясняет его и показывает образец применения. Затем предлагает учащимся самостоятельную работу по этому материалу на 10 минут. Если ученик справляется с ней без труда, то он находится в зоне актуального развития, если только с помощью учителя, то в зоне ближайшего развития.
Методика выявления уровня обучаемости учащихся
Учитель:
• выбирает материал на 7-10 минут из базисного содержания;
• повторяет с учащимися всё, что нужно для усвоения новой информации и
объясняет новое;
• показывает образец применения знаний в сходной ситуации;
• показывает образец применения знаний в новой ситуации;
• предлагает самостоятельную работу с 4 группами вопросов (заданий): просит
повторить то, что учащиеся знали; просит ответить на вопросы по данному содержанию; просит выполнить задание по образцу; просит выполнить задание в новой ситуации.
Ключ к определению уровня обучаемости.
Как только с заданиями справились 3-4 человека в группе, собираются работы у всех и анализируются по следующим критериям:
А) Если ученик выполнил все задания, то он находится на высоком уровне обучаемости.
Б) Если ученик выполнил 3 задания, то он находится на среднем уровне.
В) Если ученик выполнил менее 3 заданий, то он находится на низком уровне.
Эта методика может служить основой формирования уровневых групп в классе, позволяет успешно осуществлять индивидуальный подход к процессу обучения.
Далее предлагаем методику, с помощью которой можно изучить отношение детей первого класса, наличие интереса к школе и школьному обучению.
|
Изучение новой внутренней позиции
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы «Об отношении к школе и учению». Психолог знакомится с ребёнком и спрашивает, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задают первый вопрос:
– Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, привлекательное, любимое в школе?
Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой».
1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ты у меня ещё маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?»
2. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему), договорилась и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал, ты утром, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
3. Представь, что есть две школы - школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков в 1-м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура редко, не чаще раза в неделю. А в школе «Б» все наоборот: ежедневно физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы
учиться?
|
4. Представь, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 7 лет, но он не ходит в школу. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо приготовиться к 1-му классу?» Что ты ему посоветуешь?
5. Представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен водить каждый день в школу, а, наоборот, к тебе ежедневно будет приходить учительница и заниматься с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился заниматься дома?
6. В школе «А» от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе «Б» не сделают замечание, если ты встанешь во время урока, о чем-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе бы хотелось учиться?
7. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить тебя за такое хорошее учение». Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить.
8. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню то была у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше: чтобы пришла другая учительница или её заменили мамы?
Обработка данных
Показателями новой внутренней позиции являются:
• положительное отношение к школе, как к совершенно естественному и
необходимому событию в жизни;
• особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
• отказ от характерных для дошкольников ориентаций в плане организации
деятельности и поведения;
• признание авторитета учителя.
Каждый ответ оценивается как «школьный» или «дошкольный» вариант.
Вопросы «школьного» варианта определяются следующим образом.