Направления нотариальной деятельности и состав нотариальной конторы




 

Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены в Основах законодательства РФ о нотариате (далее Основы). В соответствии со статьей 1 Основ нотариат в РФ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени РФ. Нотариальные действия могут осуществляться нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах и занимающимися частной практикой. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса совершать нотариальные действия уполномочивается должностное лицо органа исполнительной власти. На территории других государств нотариальные действия от имени РФ совершают должностные лица консульских учреждений РФ.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Статья 2 Основ излагает те требования, которые предъявляются к лицу, претендующему на должность нотариуса: наличие высшего юридического образования, прохождение стажировки сроком не менее 1 года, успешная сдача квалификационного экзамена и наличие лицензии дающей право заниматься нотариальной деятельностью.

При совершении нотариальных действий государственные и частные нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности.

Оформленные ими документы обладают одинаковой юридической силой.

Частнопрактикующие нотариусы должные быть членами нотариальной палаты.

Квалификационная комиссия, принимающая экзамены у лиц прошедших стажировку, образуется при органах юстиции субъектов РФ с участием представителей нотариальной палаты. Ее решение может быть обжаловано в апелляционной комиссии, которая создается при Министерстве юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах.

Положение о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются

Минюстом РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Статья 5 Основ гарантирует беспристрастность и независимость нотариуса при осуществлении им своей деятельности. Он обязан руководствоваться Конституцией РФ, Конституциями республик в составе РФ,

Основами законодательства РФ о нотариате и международными договорами.

Нотариусу законом запрещается разглашать сведения ставшие ему известными в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения с себя полномочий или увольнения, за исключением случаев предусмотренных законодательством (справки по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в производстве уголовными и гражданскими делами и иные случаи).

Нотариальное производство осуществляется в соответствии с правилами утверждаемыми Минюстом РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Контроль за исполнением правил государственными нотариусами осуществляют органы юстиции, а за частнопрактикующими нотариусами – органы юстиции совместно с нотариальными палатами. Нотариальное производство ведется на языке, предусмотренном законодательством РФ и субъектов РФ. Если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком. Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба РФ, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы.

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Нотариус, впервые назначаемый на должность, приносит присягу в соответствии с текстом присяги, изложенным в статье 14 Основ. Количество нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением

РФ. В городах имеющих районное или иное деление, нотариальным округом является вся территория города. Каждый гражданин вправе обратиться к любому нотариусу своего нотариального округа. Совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия.

Нотариус имеет право совершать предусмотренные законодательством нотариальные действия; составлять проекты сделок заявлений и иных документов, делать копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий; требовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимы для совершения нотариальных действий. Нотариус обязан оказывать юридическим и физическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях нотариальных действий. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству РФ или международным договорам.

За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством РФ. За выполнение нотариальных действий, когда для них законодательством установлена обязательная нотариальная форма, частнопрактикующий нотариус, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за аналогичные действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется по соглашению между обратившимся лицом и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса. Нотариальные действия считаются совершенными после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу. Льготы, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, распространяются как на нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, так и частнопрактикующих.

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученный им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, которые после уплаты налоговых и иных обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Государственные нотариальные конторы содержаться за счет отчислений из федерального бюджета РФ.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Членами нотариальной палаты могут быть лица желающие получить лицензию на право нотариальной деятельностью, а также лица получившие лицензию, но не приступившие к осуществлению нотариальной деятельности. Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на обязательном их членстве.

Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою деятельность на принципах самоуправления.

Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты в субъектах РФ могут осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это необходимо для выполнения их уставных задач. Имущество этих организаций не облагается налогом на имущество предприятий.

За деятельностью нотариусов осуществляется контроль органами юстиции (за государственными нотариусами) и нотариальными палатами (за частнопрактикующими нотариусами). Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в 4 года. Первая проверка должна быть проведена через год после наделения нотариуса полномочиями. Контроль за соблюдение налогового законодательства осуществляют налоговые органы РФ. Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуется в судебном порядке.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, а также занимающиеся частной практикой совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; налагают и снимают запрещение отчуждения имущества; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; свидетельствуют подлинность подписи на документах; свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой; удостоверяют факт нахождения гражданина в живых; удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте; удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверяют время предъявления документов; передают заявления физических и юридических лиц иным физическим или юридическим лицам; принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги; совершают исполнительные надписи; совершают протесты векселей; предъявляют чеки к платежу и удостоверяют оплату чеков; принимают на хранение документы; совершают морские протесты; обеспечивают доказательства.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, помимо перечисленных нотариальных действий могут выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов занимающихся частной практикой.

В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса, уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют завещания; удостоверяют доверенности; принимают меры к охране наследственного имущества; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; свидетельствуют подлинность подписи на документах.

Нотариальные действия от имени РФ на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариус применяет нормы иностранного права в соответствии с законодательством РФ и международными договорами. Если международным договором РФ установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те, что предусмотрены законодательством России, при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора.

Получение права на занятие нотариальной деятельностью

К лицу, решившему заняться нотариальной деятельностью, предъявляются определенные требования: оно должно быть гражданином РФ; иметь высшее юридическое образование; пройти стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой; сдать экзамен квалификационной комиссии; получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки установлен не мене 1 года, но для лиц, имеющих стаж по юридической специальности не менее трех лет, срок стажировки может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты субъекта

РФ. Но и в этом случае продолжительность стажировки не может быть менее 6 месяцев. К прохождению стажировки допускаются имеющие высшее юридическое образование граждане РФ, обладающие необходимым уровнем подготовки. Для определения уровня подготовки проводится экзамен. Вся информация о проведении стажировки и экзаменов должна вывешиваться не менее чем за 2 месяца в общедоступных местах в помещениях органов юстиции и нотариальной палаты. Заявление о допуске к экзамену подается лицом, желающим пройти стажировку у нотариуса, не менее чем за месяц до проведения экзамена. Орган юстиции и нотариальная палата совместным решением утверждают руководителей стажировки из числа нотариусов со стажем работы в качестве нотариуса не менее 3 лет.

После проведения экзамена орган юстиции и нотариальная палата принимают совместное решение о назначении руководителей стажировки лицам, показавшим лучшие результаты на экзамене. На основании этого решения орган юстиции или нотариальная палата заключают с указанными лицами трудовой договор на срок стажировки. Дата начала стажировки является единой для всех стажеров. Оплата труда стажера нотариуса, занимающегося частной практикой, производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты. Оплата труда стажера в государственной нотариальной конторе производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы.

Программа стажировки является единой для всех стажеров и руководителей стажировки, утверждается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты и содержит перечень мероприятий, направленных на получение стажером необходимых теоретических знаний и практических навыков.

По результатам стажировки руководитель составляет заключение об итогах стажировки и предоставляет его на утверждение соответственно в орган юстиции или нотариальную палату. После утверждения заключения стажер считается прошедшим стажировку.

Затем лицо желающее получить лицензию на право нотариальной деятельности сдает экзамен квалификационной комиссии, которая создается территориальным органом юстиции с участием представителей нотариальной палаты субъекта РФ. Комиссия создается сроком на три года в составе не менее 5 человек, включая равное количество представителей органа юстиции и нотариальной палаты, а также, по их согласованию, ученых-юристов и представителей судейского сообщества. Представителями органа юстиции могут быть сотрудники этого органа или нотариусы, имеющие стаж работы не менее 3 лет.

Квалификационные экзамены, в соответствии с Положением о квалификационной комиссии, проводятся 2 раза в год. При необходимости может быть проведен внеочередной экзамен. К сдаче экзамена допускают граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и успешно прошедшие стажировку.

Претенденты должны не позднее, чем за месяц до экзамена подать личное заявление с просьбой о допуске. Не менее чем за 15 дней до экзамена проводится заседание квалификационной комиссии, которая, рассмотрев поступившие заявления и приложенные к ним документы, определяет список лиц допущенных к сдаче экзамена. Список вывешивается в общедоступных местах органа юстиции и нотариальной палаты не позднее 3 дней после заседания комиссии.

Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит 3 вопроса: теоретический вопрос, задача и задание по составлению нотариального акта. На подготовку ответа отводится не более 5 часов: до 1 часа на 1 и 2 вопросы и до 3 часов на 3 вопрос. При решении задачи и составлении нотариального акта экзаменующийся может пользоваться нормативно-правовыми документами. Члены комиссии могут задать до 5 дополнительных вопросов по тематике 1 вопроса, на которые экзаменуемый отвечает устно. Ответы оцениваются членами комиссии по десятибалльной системе. По каждому вопросу билета претенденту выставляется итоговый балл, как среднее арифметическое баллов выставленных членами комиссии. Экзамен считается сданным в случае получения экзаменуемым итогового балла по каждому вопросу не ниже 7.

В трехдневный срок после сдачи квалификационного экзамена экзаменуемому секретарем комиссии выдается выписка из протокола заседания комиссии о результатах сдачи экзамена претендентом. Решения комиссии могут быть обжалованы в апелляционную комиссию в месячный срок со дня вручения экзаменуемому выписки из протокола комиссии.

Лицензия на право нотариальной деятельности выдается территориальными органами юстиции гражданину РФ, имеющему высшее юридическое образование, успешно прошедшему стажировку и сдавшему квалификационный экзамен. Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, не позднее 5 дней со дня принятия решения комиссией, подает в орган юстиции заявление с просьбой о выдаче лицензии и документ, подтверждающий уплату сбора за выдачу лицензии в размере 5- кратного размера минимальной оплаты труда. Орган юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена выдает лицензию или отказывает в ее выдаче. Отказ в выдаче лицензии может быть принят на основании предоставления претендентом в органы юстиции документов не соответствующих требованиям Основ законодательства РФ о нотариате.

Замещение вакантных должностей нотариуса осуществляется на основе конкурса, который объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса. Для проведения конкурса приказом органа юстиции создается конкурсная комиссия в количестве 8 человек, из равного числа работников органа юстиции и нотариальной палаты.

В ходе проведения конкурса комиссия оценивает конкурсантов на основании предоставленных ими документов, в том числе о прохождении стажировки и сдачи квалификационных экзаменов. Оценка кандидатов производится по 10- бальной системе. Результаты голосования и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который подписывается председателем и членами комиссии. На основании этого решения орган юстиции издает приказ о назначении лица (лиц) победившего (победивших) на конкурсе на должность нотариуса.

Организационные принципы деятельности нотариальных контор и нотариальных палат

В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате нотариальная деятельность осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, которые вправе иметь свои нотариальную контору.

Государственные нотариальные конторы организационно входят в систему

Минюста России, которое осуществляет руководство их деятельностью.

Министерство юстиции РФ открывает или упраздняет нотариальные конторы в городах или других населенных пунктах, либо поручает решение этих вопросов министерствам юстиции субъектов РФ, а также ведет реестр государственных нотариальных контор. Органы юстиции назначают на должность, перемещают и увольняют государственных нотариусов, поощряют их, налагают на них дисциплинарные взыскания, осуществляют регулярный контроль за соблюдением правил нотариального делопроизводства, за выполнением нотариусами профессиональных обязанностей, финансируют их деятельность, организуют материально-техническое обеспечение государственных нотариальных контор.

Осуществляя руководство государственными нотариальными конторами, органы юстиции организуют их работу, разрабатывают и издают правовые акты регламентирующие их деятельность, дают разъяснения по организационным вопросам, проводят работу по повышению квалификации государственных нотариусов.

Нотариальные действия в государственных нотариальных конторах осуществляют государственные нотариусы (старшие государственные нотариусы, заместители старших государственных нотариусов, государственные нотариусы).

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также их конторы организационно не входят в систему Министерства юстиции, поэтому организация их деятельности отличается от работы государственных нотариальных контор. Все нотариусы, занимающиеся частной практикой, объединяются в такую организацию как нотариальная палата. Членство в ней является обязательным для нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариальные палаты создаются в каждом субъекте РФ, а их деятельность строится на принципах самоуправления. На нотариальную палату возложены следующие функции и полномочия: представление и защита интересов частнопрактикующих нотариусов, оказание им помощи и содействие в их деятельности; осуществление контроля за соблюдением правил нотариального делопроизводства и добросовестным исполнением профессиональных обязанностей нотариусами; организация стажировки и повышение квалификации нотариусов.

Нотариальные палаты объединяются в Федеральную нотариальную палату, которая также организует свою деятельность на принципах самоуправления. Ее высшим органом является собрание представителей нотариальных палат.

Руководство Федеральной нотариальной палатой осуществляет Правление и Президент Палаты. Основными задачами и полномочия палаты являются: координация деятельности нотариальных палат; представление интересов нотариальных палат в органах государственной власти; защита профессиональных и социальных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участие в проведении экспертиз проектов законов РФ по вопросам нотариальной деятельности; организация работы по повышению квалификации нотариусов.

Министерство юстиции РФ и его органы оказывают определенное воздействие на деятельность частнопрактикующих нотариусов: органы юстиции ведет реестр контор нотариусов, занимающихся частной практикой; устанавливают порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности; при них создаются квалификационные комиссии, принимающие экзамены у лиц прошедших стажировку, а также апелляционные комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий. Органы юстиции также издают инструктивные и методические документу регламентирующие правила совершения нотариальных действий, единые для государственных нотариальных контор и для нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариальные палаты тесно взаимодействуют с органами юстиции в своей повседневной деятельности. Должность любого нотариуса утверждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Количество нотариусов и нотариальных контор в нотариальном округе определяется также совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Наделение любого нотариуса полномочиями осуществляется органами юстиции по рекомендации нотариальной палаты и на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса на замещение или занятие должности нотариуса утверждается совместным решением

МЮ РФ и Федеральной нотариальной палаты. К их совместному ведению относятся вопросы определения порядка прохождения стажировки, утверждение положений о квалификационной и апелляционной комиссиях.

Государственные нотариусы и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны оказывать гражданам, организациям и предприятиям содействие в осуществлении их прав и обязанностей, предупреждать о последствиях совершаемых ими нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. В необходимых случаях нотариусы должны составлять по просьбе обратившихся к ним лиц проекты договоров и заявлений, копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

 


Нормативно-правовые акты и литература

 

1. Конституция РФ.

2. Вахмистрова С. И., Лукичев Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Полный курс. СПб.: Издательский дом "Сентябрь", 2000.

3. Воронцов С. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: история и современность. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4. Григонис Э. П. Правоохранительные органы. Курс лекций. СПб.: Питер, 2001.

5. Громов Н. А., Францифоров Ю. В. Правоприменительная деятельность органов предварительного следствия, прокуратуры и судов. Основные начала. Учебное пособие для вузов. М.: Приор, 2000.

6. Правоохранительные органы РФ. Учебное пособие в 2 т. /Под ред. Ю. Ф. Кваши. М.: Че Ро Контур, 2000.

7. Правоохранительные органы РФ. Учебник для высших юридических учебных заведений /Под ред. В. П. Божьева. М.: СПАРК, 2001.

8. Рыжаков А. П. Правоохранительные органы. Краткий курс. М.: Инфра-М, 2000.

9. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ: Учебник /Под ред. В. И. Швецова. М.: Теис, 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: