Прокуратура российской Федерации: понятие, организационно-правовая деятельность, цели и функции-задачи прокурорской деятельности




 

Согласно статье 1 названного Федерального закона прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору Российской Федерации и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Причем действуют они гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Анализ данных положений позволяет выделить следующие принципы организации и деятельности российской прокуратуры:

· единства и централизации;

· независимости органов прокуратуры при осуществлении своих полномочий;

· законности и гласности.

В новой редакции Закона о прокуратуре строго выдержана четкая вертикаль подчиненности всех уровней прокурорской системы, что позволяет уверенно проводить в жизнь требования единой законности на территории федеративного государства.

Принцип единства и централизации состоит из двух органически связанных элементов. Единство организации и деятельности органов прокуратуры означает такое их положение, в результате которого все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую централизованную систему: от районного звена до Генеральной прокуратуры. Пункт 3 ст. 11 Закона запрещает создание на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры России.

Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации в целом как единая федеральная система. Так, любой прокурор – от районного до Генерального – вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция, т.е. действует исключительно ex officio. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства и методы прокурорского надзора. Такие акты имеют обязательную одинаковую юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами (ст. 6 Закона).

Действие элемента единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.

Централизация системы органов прокуратуры проявляется прежде всего в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор возглавляет всю систему прокуратуры (как бы находится на вершине пирамиды) и несет полную ответственность за деятельность подчиненных прокуроров. Отсюда все вышестоящие прокуроры не только руководят деятельностью нижестоящих прокуроров, но и несут ответственность за выполнение последними своих функциональных обязанностей. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор по вопросам организации и деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.

В соответствии с российским законодательством Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Срок полномочий Генерального прокурора пять лет. Практика свидетельствует, что такой срок обеспечивает стабильность деятельности прокурорских органов как одно из условий успешного выполнения возложенных на прокуратуру задач в области укрепления законности и борьбы с преступностью.

Прокуроры субъектов Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Сообщения о назначении прокуроров всех уровней на должность и об освобождении от должности публикуются в печати.

Принцип независимости органов прокуратуры при осуществлении своих полномочий заключается в том, что все функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, расследованию преступлений и др.) каждый прокурор и следователь принимают и выполняют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, проведенных в соответствии с требованиями всесторонности и объективности.

Принцип законности можно сформулировать довольно кратко: «оберегая закон – соблюдай его сам». Прокурор при осуществлении своих надзорных полномочий, безусловно, должен в пределах своей компетенции использовать все необходимые методы и средства реагирования на нарушения закона, но при этом лишь на основании и в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Посредством его реализации общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В целях обеспечения принципа гласности в деятельности органов и учреждений прокуратуры в составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение – Центр информации и общественных связей.

СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

В соответствии со ст.11 Закона систему органов прокуратуры Российской Федерации составляют:

· Генеральная прокуратура;

· прокуратуры субъектов Российской Федерации;

· приравненные к последним военные и другие специализированные прокуратуры;

· научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами;

· прокуратуры городов и районов;

· другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Верхнюю ступень в иерархической лестнице системы органов прокуратуры занимает Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному устройству России. Согласно ст. 5 Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. В настоящее время в составе России 89 субъектов. В каждом из них имеется соответствующая прокуратура.

В прокуратурах субъектов Федерации действуют сообразно административно-территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В большинстве субъектов Федерации имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов и городов образованы межрайонные (окружные, межмуниципальные) прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов или иных образований.

В систему прокуратуры Российской Федерации входят также специализированные прокуратуры. К ним следует отнести: военные прокуратуры; природоохранные прокуратуры; транспортные прокуратуры; прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях; прокуратуры по надзору за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо режимных объектах (так называемые «спецпрокуратуры»).

Таким образом, общую систему российской прокуратуры можно представить как своеобразную пирамиду, возглавляемую Генеральным прокурором Российской Федерации, и состоящую из трех звеньев: Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Федерации (и приравненные к ним прокуратуры), прокуратуры городов и районов (и приравненные к ним прокуратуры).

Структура Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур субъектов Федерации, городов и районов определена ст. ст. 14, 15 и 16 Закона о прокуратуре.

Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации. Решения данного совещательного органа реализуются путем издания приказов Генеральным прокурором. На заседаниях коллегий рассматриваются наиболее важные вопросы работы органов прокуратуры, актуальные проблемы, связанные с организацией надзора и управления, и т.п.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников (п. 4 ст. 14 Закона).

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, действует Научно-консультативный совет, положение о котором утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации является Главная военная прокуратура, возглавляемая Главным военным прокурором, который имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной – помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора.

Статья 47 Закона регламентирует основные полномочия военных прокуроров, которые во многом определяются спецификой их деятельности по осуществлению прокурорского надзора в войсках.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, а также приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором Российской Федерации (ст.18 Закона).

Прокуроры городов с районным делением согласно ст.19 Закона руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Точное и единообразное исполнение законов – основа стабильности любого государства и неотъемлемый признак, характеризующий его в качестве правового. В связи с этим для каждого государства, независимо от строя и формы правления, правозащитная (отсюда и надзорная) функция является одной из главных.

Согласно Закону «О прокуратуре Российской Федерации» и в соответствии с Конституцией Российской Федерации прокуратура осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры по устранению их нарушений и привлечению виновных к ответственности, выполняет иные виды деятельности.

В соответствии со ст.1 Закона целями прокурорской деятельности являются: 1) обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности;

2) защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Верховенство закона и единство законности означают единообразное понимание и применение законов на всей территории Российской Федерации, непротиворечивость законодательства, приоритет законов над иными правовыми актами. Обеспечение единства законности на территории всей страны – необходимое условие успешного социального, экономического и политического развития государства. Верховенство закона, защита прав и свобод человека и гражданина – один из главных устоев правового государства.

Предметом прокурорского надзора, таким образом, можно определить исполнение законов, соответствие законам издаваемых правовых актов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина объектами, перечисленными в Законе о прокуратуре.

Особенностями правового регулирования данной государственной деятельности является то, что прокурорский надзор:

– осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами от имени и по поручению государства;

– обеспечивается мерами государственного принуждения;

– распространяется на всю территорию Российской Федерации;

– включает в себя также надзор за исполнением законов органами, осуществляющими контрольные функции государства, в т.ч. и в сфере правоохранительной деятельности (например, исполнение законов органами внутренних дел, налоговой полиции, таможенными органами и т.п.).

Вместе с тем необходимо уточнить важную деталь – надзор осуществляется именно за исполнением законов, но не за деятельностью органов, учреждений и организаций. В соответствии с ч.2 ст. 26 Закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организации. По этой причине, скорее всего, среди объектов прокурорского надзора Закон не выделяет граждан, т.е. частных лиц, исполнение законов которыми остается подконтрольным названным выше правоохранительным органам государства.

Таким образом, прокурорский надзор – это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц – Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов органами власти и управления, их должностными лицами, хозяйствующими субъектами и объединениями, а также защите прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства путем принятия мер к своевременному предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: