ЦЕЛИ урока:
Образовательная: закрепить материал по теме «Версальско-вашингтонская система, Мировой экономический кризис», рассмотреть понятие тоталитаризма, его черты, причины возникновения. Рассмотреть причины прихода к власти тоталитарных режимов в разных странах, проявления этих режимов.
Развивающая: развивать понятийный аппарат, мышление
Воспитательная: Воспитывать уважение к свободе личности, неприятие к методам, и курсу тоталитаризма, осуждение тоталитарной идеологии, Воспитывать ненависть к унижению человеческого достоинства, ко всякого рода ущемлению прав человека, насилию
ТИП урока: комбинированный.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний по теме: «Мир после 1 мировой войны»
1) Определите правильность суждений:
1) На Версальской конференции интересы США представлял Жорж Клеменсо
2) Главной целью Франции на Версальской конференции было максимальное ослабление Германии
3) По результатам Версальской конференции Эльзас и Лотарингия отходили к Франции.
4) Предложение о создании Лиги Наций было выдвинуто Великобританией.
5) Версальская конференция закончилась подписанием договоров 4-х, 5-ти и 9-ти государств.
2)Ответьте на вопросы:
1) Причины мирового экономического кризиса
2) В чем проявлялся экономический кризис в США?
3) Выделите особенности экономического кризиса в Великобритании и Франции.
4) Выделите общие черты политики Рузвельта и политики Народного фронта во Франции в период кризиса.
- Изучение нового материала
1) Общая характеристика тоталитарной системы. Условия установления тоталитаризма.
Рождение тоталитаризма. В самом начале XX столетия, до Первой мировой войны, жители Европы с оптимизмом смотрели в будущее, однако после ее окончания это чувство сменилось разочарованием и пессимизмом. Многие считали, что старая буржуазная Европа ушла в прошлое и ей на смену должно прийти новое общество. Произошло разочарование в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей в ходе войны и в первые послевоенные годы. Несмотря на то что уровень жизни состоятельных слоев населения в 1920-х гг. вырос, все чаще, вслед за немецким философом О. Шпенглером, стали говорить о «закате Европы».
Сторонники коммунистических идей искали выход в совершении революции и построении бесклассового социалистического общества. Их противники, испуганные размахом коммунистического движения и желавшие твердого порядка, стремились к установлению антидемократической диктатуры. Среди сторонников жестких мер были мелкие собственники, предприниматели, по которым больно ударил экономический кризис, рабочие, не доверявшие социалистам, крестьянство, люмпен-пролетариат. Все они в условиях экономических неурядиц «мечтали о перераспределении общественных богатств за счет крупных собственников, путем экспроприации имущества состоятельных представителей национальных меньшинств, территориальных захватов и грабежа других стран.
На волне недовольства демократией в Европе возникли тоталитарные режимы, характеризовавшиеся установлением господства государства над жизнью каждого отдельного человека и общества в целом. Само же государство сращивалось с правящей партией, получавшей безграничную власть. Все другие политические силы либо ликвидировались, либо превращались в декорации. Конкретную личность тоталитаризм растворял в массе — народе, классе, партии, стараясь придать ей общие для всех идеи, образ жизни, противопоставить «своих» и «чужих». В то же время в тоталитарном обществе формировалась безграничная власть одного человека — вождя (фюрера в Германии, дуче в Италии). Идеология правящей партии, выступавшей от имени всего народа, становилась единственной и господствующей. Разрушалось гражданское общество.
?????Что же послужило причиной возникновения тоталитарных режимов?
Предпосылки становления тоталитаризма:
ü Загладин Н.В. – неразвитость и слабость демократической системы.
ü А.И. Миллер. Тоталитарная идея стала альтернативой христианству с его идеей грехопадения и несовершенством человека. Новая идея давала шанс несовершенному человеку добиться совершенства в мире. Ценности «светлого будущего» казались абстрактными и за них можно было бороться находя все новых врагов. А нравственные принципы прошлого оказывались относительными и на их место выдвигалась идея преданности вождю.
ü Усиление роли масс при одновременном культурном и социальном «осиротении» человека
ü Появление средств массовой информации
ü Возникновение массовых политических партий
ü Появление нового опыта управления государством в годы Мировой войны (контроль гос-ва над экономикой, воздействие на миллионы людей.)
Тоталитаризм – социально-политическое устройство общества, характеризующееся полным подчинением человека политической власти, всеобъемлющим контролем государства над обществом.
Признаки тоталитаризма:
ü Власть принадлежит массовой партии, которая стоит выше государственных органов или сращивается с ними. Эта партия управляет страной.
ü (Полный контроль государства над экономикой) Замена рыночных отношений государственно-бюрократических регулированием, планированием и распределением.
ü Наличие общегосударственной обязательной идеологии
ü Полный контроль государства над СМИ
ü Полный контроль партии – государства над армией, полицией и репрессивными органами
ü Репрессии – как главное средство политики
ü Наличие харизматического вождя
ü Уничтожение демократических институтов
Тоталитаризму близки и присущи еще ряд понятий:
Шовинизм | политика приверженности военного превосходства какой-либо нации или государства |
Расизм | система взглядов, выделяющая “природное разделение народов на низшие и высшие |
Реваншизм | политика сил, потерпевших военное или политическое поражение и пытающихся вернуть превосходство ценой нового обострения |
Национализм | это идеология, политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности, национальная вражда |
Фашизм | Реакционное политическое учение, возникшее после 1 мировой войны, одна из форм тоталитаризма |
- Становление и специфика фашизма в Италии (1922 – 1945)
Италия была одним из государств, одержавших победу в Первой мировой войне. Однако неудачи командования в ходе боевых действий и провалы итальянской дипломатии в период мирного урегулирования привели к тому, что эта страна не получила почти ничего из обещанного ей Антантой. Оскорбленное национальное достоинство стало основой для широкого распространения идеи создания «Великой Италии» — наследницы Древнего Рима.
После окончания войны экономическое положение страны было тяжелым. На фоне экономических проблем росло массовое движение трудящихся, мелких городских собственников, крестьян. Люди требовали справедливости, многие считали путем к ее достижению ограничение крупной собственности. Во всех бедах винили правительство либералов, которое не смогло добиться от Антанты уступок и допустило ухудшение экономического положения. Все большим влиянием в Италии стали пользоваться левые — социалисты и коммунисты. Под их руководством происходили массовые стачки, рабочие захватывали заводы и фабрики.
Одновременно набирало силу новое движение — фашизм, основанный в 1919 г. бывшим социалистом Б. Муссолини. Оно стало массовым, соединив в своих рядах многих недовольных существующими порядками. К Муссолини примкнула мелкая городская буржуазия, крестьяне и даже рабочие. Фашисты переняли у левых требование справедливости, но, в отличие от социалистов, обещали защищать права собственников. Решить все проблемы они предлагали путем установления диктатуры. Фашисты проповедовали культ сильной личности. для осуществления своих целей они создавали вооруженные отряды «чернорубашечников», расправлявшихся с противниками Муссолини. Приходу фашистов к власти способствовала царившая в обществе обстановка неуверенности, а также неспособность правительства справиться с острыми проблемами в экономике и политике.
В 1922 г. сторонники Муссолини совершили «поход на Рим», названный позже (фашистской революцией». Демонстрация силы настолько впечатлила правящие круги страны, что Муссолини было предложено возглавить правительство. Так, с внешним соблюдением всех демократических процедур, к власти пришла самая антидемократическая сила — фашизм. Вскоре фашисты приступили к ликвидации демократии в Италии. В середине 20-х гг. была запрещена деятельность оппозиционных партий, ликвидирована свобода слова, наказанию подвергались все, кто выступал с критикой фашизма. Муссолини сумел добиться ограничений полномочий парламента, мешавшего его диктаторским планам, и фактически стал единоличным правителем. Началась чистка государственного аппарата от «антинациональных элементов». За «государственные» преступления была введена смертная казнь.
Придя к власти, фашисты стали активно вмешиваться в экономику, Согласно принятой в Италии Хартии труда профсоюзы заменялись корпорациями, объединявшими представителей государства, рабочих и предпринимателей по отраслям производства. Эти организации должны были нe только управлять экономикой, но и сглаживать противоречия между предпринимателями и пролетариатом. Идеологи фашизма утверждали, что создание корпораций ведет к ликвидации классовых различий и классовой борьбы в обществе. По их мнению, на смену классовому антагонизму должно было прийти единство народа. Государство не только взяло на себя регламентацию трудовых отношений, оно стремилось регулировать и хозяйственную деятельность. Была монополизирована банковская система, промышленность поставлена под контроль государства. На всех важнейших постах в политике и экономике находились только члены фашистской партии. В то же время фашисты не ставили вопроса о национализации предприятий, признавая право частной собственности.
В 30-х гг. Италия осуществляла политику автаркии, заключавшуюся в ликвидации зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности. Эта политика дала стимул развитию национальной промышленности, в первую очередь военной. Фашистское правительство приняло программу перевооружения армии.
Экономическая стабилизация позволила Италии приступить к активной внешней политике. Мечтая о восстановлении Римской империи в Восточном Средиземноморье и стремясь к обретению колоний, фашистская Италия начала агрессию против одной из немногих независимых африканских стран — Эфиопии (никогда не бывшей владением Рима) и Албании. В 1936 г. совместно с нацистской Германией Италия вмешалась в гражданскую войну в Испании на стороне мятежников генерала Ф. Франко. Так сложился союз агрессивных тоталитарных государств – Германии и Италии.
1919 г. – создана фашистская партия (во главе – бывший социалист Бенито Муссолини). «фаши» - союз.
Программа фашистов в Италии:
ü Общественная спраедливость
ü Защита собственности
ü Установление диктатуры, которая позволит решить все проблемы
ü Предлагали культ сильной личности
ü Созданы специальные вооруженные отряды для устрашения противников фашистов – «чернорубашечники.
На выборах1921 г. партия получило всего 35 мест в парламенте. Таким образом, возможности прихода к власти мирным путем не было. Фашисты готовят революцию
1922 г. – «Поход на Рим». В результате фашисты получили право формировать правительство. К власти пришла партия, имевшая лишь 10% мест в парламенте.
ОСОБЕННОСТЬ фашизма в Италии – фашисты пришли к власти не имея широкой социальной поддержки. На выборах 1924 г. Он победили, но сразу же распространились слухи о том, что результаты выборов были сфальсифицированы.
Деятельность Муссолини
ü 1926 г. – запрет всех политических партий (Свобода – это преданность вождю)
ü ликвидирована свобода слова
ü ограничены полномочия парламента и введен режим личной власти.
ü Чистка гос. Аппарата от «антинациональных элементов»
ü Смертная казнь за гос-венное преступление.
ü 1928 г. – новый избирательный закон по котором на выборах была только одна партия – фвшистская, другие кандидатуры выдвигать запрещено.
ü Профсоюзы заменены фашистскими синдикатами
ü На все должности выдвигались только члены фашистской партии.
ü Банковская система, промышленность поставлены под контроль гос-ва.
ü 1935 г. – закон о корпорациях. Создание корпоративной системы.
Созданы 22 корпорации, объединявшие представителей государства, рабочих и предпринимателей по отраслям производства. Эти организации должны были нe только управлять экономикой, но и сглаживать противоречия между предпринимателями и пролетариатом. Идеологи фашизма утверждали, что создание корпораций ведет к ликвидации классовых различий и классовой борьбы в обществе. По их мнению, на смену классовому антагонизму должно было прийти единство народа.
ü В 30е гг. – политика автаркии, ( ликвидация зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности) Развитие национальной промышленности, в первую очередь военной, программа перевооружения армии
ü Внешняя политика. Цель 0 восстановление Средиземноморской Римской империи.
1935 – 36 г. – Захват Эфиопии
1939 г. – захват Албании
1936 г – вмешательство в Гражданскую войну в Испании на стороне генерала Франко (фашист)
1936 – 1937 гг союз Германии, Италии и Японии - создание оси «Беллин - Рим – Токио»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф 12-13, с. 92-96