Глава: Коммуникация в офисном пространстве
Особенности коммуникации в офисном пространстве
Адаптация новых сотрудников, её виды
Цели и способы адаптации
Адаптация новых сотрудников
Актуальность исследования
Жизнь современного человека строится таким образом, что большую её часть он вынужден проводить на рабочем месте. В рамках организации сосредоточены профессиональные амбиции, потребности в общении и признании каждой отдельной личности с одной стороны и общие цели и задачи, развитие бизнеса – с другой.
В настоящее время всё большее внимание уделяется именно человеческому фактору, как основе стабильного развития фирм, поддержания их корпоративных ценностей и качества выполнения профессиональных задач. Создание комфортных условий труда, сплоченного коллектива и перспективы роста становится приоритетной задачей работодателей.
Новые сотрудники проходят длительный процесс адаптации, прежде чем стать полноценными членами организации, достигнуть высокой степени лояльности её целям, культуре и традициям. Этот период характеризуется высокими затратами на обучение и низкой эффективностью труда нового сотрудника и, в то же время, его повышенным уровнем озабоченности и стресса. Таким образом, и сотрудник, и организация заинтересованы в сокращении периода адаптации.
Особое внимание стоит уделить молодым сотрудникам, которые проходят первичную адаптацию и, помимо профессиональных требований, впервые сталкиваются с выстраиванием деловых и межличностных отношений в коллективе, принятием групповых норм поведения и ценностей компании.
Полное и своевременное предоставление информации о специфике, правилах и нормативах деятельности фирмы, а также сопричастность к делу организации обеспечивают вовлеченность сотрудника в новые для него трудовые процессы.
|
Акцент же делается на социальной адаптации, так как именно в её рамках происходит ознакомление сотрудника с традициями в коллективе, стилем работы руководителей и особенностями межличностных отношений.
Проблемы социализации с одной стороны связаны с общими тенденциями в обществе к виртуальному обезличенному общению, а с другой – с узкоспециализированными задачам внутри общего дела компании, индивидуальному характеру работы. Презентация нового сотрудника и выстраивание стабильных производственных отношений является важным шагом к преодолению данной проблемы.
Итогом социальной адаптации становится включение молодого специалиста в коллектив как равноправного члена команды и завершение процесса адаптации в целом.
Проблемы по созданию эффективных путей коммуникации, продвижению корпоративных принципов и организации работы с большим объемом визуальной информации относятся к сфере вопросов, решаемых средствами графического дизайна. Выстраивание этих процессов, не зависимо от того, протекают они в виртуальной или реальной среде, с помощью коммуникационного дизайна способствует продуктивной деятельности компании в целом и гуманизации офисной среды для каждого сотрудника в частности.
Цели и задачи
Научная цель заключается в изучении особенностей построения производственных и межличностных коммуникаций в условиях современных организаций и способы упрощения адаптации к ним средствами графического дизайна.
|
Проектная цель состоит в разработке эффективной универсальной системы визуальных коммуникаций, направленной на адаптацию новых сотрудников в производственные отношения в современном офисе.
Достижение поставленных целей потребовало решение следующих задач:
Исследовательские:
· Выявить особенности процессов коммуникации в офисных пространствах.
· Раскрыть сущность процесса адаптации. Определить основные виды и способы адаптации.
· Выявить структуру внутренних корпоративных сетей интранет, их функции и преимущества.
· Исследовать направления разработок графического дизайна в сфере интранетов, поисковых и коммуникационных систем в виртуальной среде.
Проектные:
· Создание приложения, направленного на персонализацию интранета, реализующего функцию обучения и адаптации средствами графического дизайна.
· Разработка системы визуальных коммуникаций в виртуальном и реальном офисном пространстве, их стилевое единство.
Объект и предмет
Объект исследования - особенности коммуникации в офисном пространстве.
Предмет – возможности коммуникативного дизайна для адаптации новых сотрудников к производственным и межличностным процессам в организации.
Границы исследования
В рамках работы рассмотрена первичная адаптация новых сотрудников: молодые специалисты в возрасте от 20 до 25 лет, с высшим образованием, без опыта постоянной трудовой деятельности по специальности.
Гипотеза
Наличие системы визуальных коммуникаций способствует адаптации новых сотрудников, формируя виртуальную и реальную среду, для которой характерна визуализация корпоративных принципов, четкое структурирование протекающих в рамках организации процессов и поле для межличностных взаимодействий.
|
Научная новизна
В исследовании был произведен анализ коммуникационных процессов в офисной среде, особое внимание уделено специфике и методам адаптации, а также возможностям графического дизайна в сфере взаимодействия пользователей в сети интранет, индивидуализации рабочего пространства.
Теоретическая и практическая значимость
Основные положения и выводы диссертации могут иметь значение для исследований по поиску новых путей адаптации сотрудников, дальнейшего изучения роли графического дизайна в выстраивании коммуникаций в офисной среде, выявлении новых проблем и путей их решения.
Результаты и выводы работы могут найти применение в исследованиях по теории коммуникации, менджменту и управлении человеческими ресурсами.
Проектная часть включает в себя принципы построения коммуникативного поля, а также систему обучения и адаптации, направленную на персонализацию офисной среды. Данная система может быть развернута на основе офисных пространств, а так же внутренних корпоративных сетей – интранетов, которые осуществляют координацию действий внутри фирмы.
При первичной адаптации у молодого специалиста отсутствует опыт постоянной трудовой деятельности на конкретном предприятии, что позволяет выстроить адаптационные процессы в определенную логическую последовательность, а приобретенные навыки станут основой для прочных производственных отношений и лояльного отношения к организации.
Чем быстрее и эффективнее проходит процесс адаптации молодого сотрудника, тем больше вероятность оформления с ним долгосрочных трудовых отношений, сильнее его приверженность корпоративным ценностям и осознание своей роли в коллективе. Это делает проект, учитывающий потребности сотрудников, коммерчески привлекательным для инвесторов.