Потсдамская площадь. SonyCenter
Потсдамская площадь. Она обезлюдела и перестала быть площадью, когда по ней прошла Берлинская стена. Потому именно она самой судьбой была выбрана, чтобы стать символом и объединения, и нового великолепия не только Берлина, но и Германии.
Одним из самых грандиозных сооружений площади стал ансамбль SonyCenter — 7 зданий, укрытых шатровой крышей, закреплённой на стальном «обруче», который лежит на зданиях ансамбля. Купол, кроме дизайнерских задач, выполняет функцию жилья для ками — божеств неба и земли, духов. Общая площадь SonyCenter составляет 132, 5 тысячи кв. м — чтобы уместить эту громадину и притом сохранить Императорский зал и Зал для завтраков отеля «Эспланада», охраняемых государством как исторические памятники, а также обеспечить транспортную развязку, были предприняты беспрецедентные решения: Императорский зал был перемещён на воздушных подушках, и Зал для завтраков разобран на 500 частей и в точности восстановлен на новом месте.
Теперь залы составляют историческое ядро SonyCenter. А во вновь построенных зданиях разместились офисы, развлекательный центр, торговые центры, кинотеатр, жильё, Музей кино. Треугольник SonyCenter из стекла и стали — не только символ технического совершенства компании Sony, воплощение новых технологий — он со всей очевидностью демонстрирует торжество в новой немецкой архитектуре 3-х материалов: стекла, стали и бетона.
Стекло, сталь и бетон — три символа свободы?..
Подтверждение тому — ещё одно знаковое строение — PotsdamerPlatzArkaden, торговый центр, созданный родоначальником стиля хай-тек лауреатом всевозможных премий, бароном и рыцарем (за заслуги), автором парижского Центра Помпиду и невероятного количества европейских сооружений «самого высокого предназначения» Ричардом Роджерсом (RichardRogers). Торговый центр — сочетание свободного пространства, стекла, стали, он создаёт визуальное впечатление отсутствия несущих конструкций — всё в духе нового Берлина и старого Роджерса.
|
Стекло и сталь — это и главный вокзал Берлина LehrterBahnhof (Центральный вокзал), самый большой вокзал Европы, в котором перроны расположены на 5 уровнях, а поезда уходят во все стороны по 14 путям… Кто-то называет его образцом современного безвкусия, другие — шедевром современной немецкой архитектуры и инженерной мысли. Автор и безвкусицы, и шедевра — Майнхард фон Геркан.
Главным элементом конструкции — и эстетическим, и даже функциональным — можно считать огромный стеклянный купол площадью 85х 125 кв. м, по-особому вытянутый и изогнутый, с интегрированной в него фотогальванической энергетической установкой. Стекло вокзала кажется одетым в сеть из стали, впрочем — как очень многие современные здания Берлина, с разницей лишь в размерах. О размерах и размахе строительства NationalGeographic даже снял документальный фильм в серии «Суперсооружения». Ценность архитектурную выявит время, как всегда.
Стеклянные наружные коридоры по наружным же стенам — здание посольства Нидерландов авторства Рэма Колхааса (KoolhaasRem). Стекло и сталь — в «бриллианте» «Гумбольдт-бокса» — информационного центра при строительстве нового Городского дворца — Гумбольдтфорума.
Стекло, сталь и бетон — это ритмично разворачивающиеся, словно летящие конструкции свободного Берлина — современного, делового, очень современного… и очень похожего на все прочие города с победившим «пространством воздуха и лёгкости». При всем многообразии и уникальности форм города, а в их числе и Берлин — символ новой немецкой архитектуры, вдруг стали повторять друг друга, компилируя необычности в рандомном порядке. Они теряют своё лицо — и человеческое, личностное начало.
|
Из чего строит свои здания ХансКоллхофф? Из кирпича и натурального камня. Его то ли обвиняя, то ли завидуя, называют «творцом новой респектабельности». Когда возникла необходимость в постройке здания банка «Дельбрюк», проект сначала был поручен архитекторам Зиверсу и Пьящеку, предложившим экстравагантную башню из, естественно, стекла. Но… Но проект передаётся Коллхоффу, и вместо стекла и экстравагантности появляются гранит, классическая строгость и чёткость очертаний, карнизы и пилястры, богатая в прямом, даже историческом, смысле слова внутренняя отделка. Появляется то, что принято называть «вечными ценностями».