1. Составьте схему взаимодействия педагогических работников в процессе реализации образовательной программы в условиях инклюзивной практики.
2. Обоснуйте варианты выбора родителями ребенка с ОВЗ образовательной организации (инклюзивная или специальная школа).
1.
2.
Суть инклюзивного образования заключается в том, что не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т. е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Таким образом, инклюзия, являясь ведущей тенденцией развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Инклюзивное образование сближает образовательные системы – общую и специальную, делая границу между ними проницаемой. Особый ребенок должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую специализированную помощь и поддержку.
Очень важно понять:
при создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
У. Джеймс
Преимущества инклюзивного образования.
— дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень
социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в
инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных
школах;
— в инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки
коммуникации детей с инвалидностью; это в значительной мере связано с
тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для
социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками;
— в инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более
насыщенные учебные программы; образовательные программы детей-
инвалидов в инклюзивных школах имеют более высокий стандарт, чем в
сегрегационных образовательных организациях (специальных школах) и,
соответственно, имеют более высокие академические результаты обучения;
— в инклюзивных классах взаимоотношения между детьми с особенностями и
без особенностей становятся более прочными, нежели между детьми в
специальных школах; постепенно обычные дети начинают осознавать, что у
них с детьми-инвалидами много общего;
— обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения
качества обучения и совершенствования педагогических технологий;
— у детей и родителей детей без особых образовательных потребностей формируется большее понимание к семьям, где есть дети с особыми образовательными потребностями.
Специальная школа:
- Педагогами таких учебных заведений являются профильные дефектологи (тифлопедагоги, сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги), знающие особенности детей, методы и методики обучения.
- Учебные заведения оснащены всем необходимым для обеспечения обучения: звукоусиливающая аппаратура для плохослышащих, тифлотехника для плоховидящих, ортопедическая техника для детей-опорников и пр.
- Данная система позволяет в игровой форме сделать занятия более насыщенными.
- Разнообразные виды деятельности.
- Побуждение детей к речевой активности
- Многократное и разнообразное повторение
- Улучшение в зрительном восприятии букв, соотнесение звука и буквы.