Государственное бюджетное
Общеобразовательное учреждение
Школа №1678 «Восточное Дегунино» г.Москвы
«ПЛАКАТЫРАЗНЫХ ЭПОХ»
Шумеева Ирина Сергеевна
Самойлова Дарья Павловна
Научный руководитель: учитель русского языка и
литературы Ниверчук Ольга Сергеевна
Москва
Содержание
1.Резюме стр. 3-4
2. Введение стр. 3-4
3. Плакаты в древности стр. 5
3.2. Официальное рождение и история развития плаката до XX века стр. 6-7
3.3. XX век. Плакаты Первой мировой войны стр. 8
4. Плакаты Гражданской войны стр. 9-10
4.1. Окна РОСТА стр. 11
4.2. Плакаты Второй мировой войны стр. 12-13
3.2 Послевоенные плакаты стр. 14-15
5. Заключение стр. 16
6. Список использованной литературы стр. 17
ПЛАКАТ, а, м. [нем. Plakat < фр. placard объявление, афиша < plaquer налеплять, приклеивать]. Цветной настенный рисунок с агитационным, рекламным или сатирическим текстом.
Слово «плакат» пришло в русский язык из немецкого через французский язык, это слово заимствовано в Петровскую эпоху. Скорее всего, слово «плакат» не было распространено, поэтому в словаре Даля оно не обнаружено.
Актуальность работы
Плакат используется издавна и по сей день. Его роль с каждым годом увеличивается, так как плакат – зеркало, в котором отражается история страны. Язык плаката – это язык целой исторической эпохи, изучение его – изучение «великого, могучего» языка огромной страны. По словам В.Даля, «язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш».
Объектом нашего исследования стали плакаты разных исторических периодов, начиная с древних времен и заканчивая плакатами периода после Великой Отечественной войны.
Цель работы:
|
· Изучить плакат с филологической точки зрения.
· Показать, что плакат используется для достижения пропаганды различных сторон деятельности человека, отражает насущные проблемы различных сфер нашей жизни.
Задачи:
· Проследить историю плаката.
· Выяснить значение и происхождение слова «плакат».
· Выявить тематику плакатов разных эпох, те языковые средства, которые помогают плакату выполнять свои функции.
Основной метод исследования – поисково-аналитический.
Практическая значимость работы: собранный и проиллюстрированный
материал можно использовать на уроках русского языка, что
поможет расширить круг знаний учащихся, сделать процесс обучения
интереснее, доступнее, эффективнее.
Гипотеза
· Мы предполагаем, что язык плаката отражает исторические и социальные реалии страны.
Плакаты в древности
Впервые плакаты (эти изображения нельзя в полной мере соотнести с современным понятием плаката) появились в Древнем Египте. Это было связано с тем, что иногда рабам удавалось бежать. Чтобы разместить информацию о поимке беглых рабов, в то время применялись особые объявления, которые, можно считать родоначальниками современных плакатов.
Далее, по мере развития культуры и искусства, своеобразные плакаты стали применять в Древней Греции и Риме для оповещения населения о предстоящих спектаклях и интересных торговых предложениях.
Рождение плаката
Официальным днем рождения плаката считается 1482 год. Именно тогда английский книготорговец Батдольд, рекламируя новое издание «Геометрии Эвклида», впервые использовал для привлечения покупателей плакат.
|
Однако до нас дошел плакат только 1491 года, который предлагал почтенной публике рыцарский роман "Прекрасная Мелузина".
Началом истории плаката считается 1866, когда француз Жюль Шере,
график и декоратор сцены, основал небольшую литографию в Париже. Именно этот человек сформулировал основные принципы современного плаката – броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность восприятия изображения и текста "на ходу", лаконичность и концентрацию внимания на одной главной фигуре.
Говоря о истории развития плаката, нельзя не упомянуть великого Анри де Тулуз-Лотрека. Афиши парижских кабаре, созданные им в 90-х годах XIX века, вознесли рекламное искусство плаката на недосягаемую высоту. Первый же из них – плакат открывшегося в 1889 г. "Мулен Руж" со скандально известной танцовщице Ла Гулю ("Ненасытная") – произвел фурор.
Ближе к концу XIX века рекламный плакат получил официальное признание культурного факта, а организатором и инициатором этого важного в истории плаката события - выставки - стала Россия.
Русский плакат появился в первой половине XIX века и носил рекламный характер, т. е. связанный с куплей-продажей товара.
XX век. Первая мировая война
Во время Первой мировой войны (1914—1918 г. г.) большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписки на военные займы, помощи раненым и т. п. К 1914 году в России широко распространение получили рекламные плакаты в европейском стиле.
Употребление слов и словосочетаний в агитационных плакатах. Вы можете увидеть их на слайде.