Составитель: Орешкова М.С., преподаватель ГБПОУ «НГК»




Русский язык и культура речи

 

Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения
по специальностям:

«Право и организация социального обеспечения»,

«Коммерция»

 

Нижний Новгород

 

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Русский язык и культура речи» по специальностям

«Право и организация социального обеспечения», «Коммерция»

 

 

Составитель: Орешкова М.С., преподаватель ГБПОУ «НГК»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................................................................................ 5

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН............................................................................................................................................ 7

Содержание дисциплины и методические указания по усвоению каждой темы.............. 8

Общие методические указания по выполнению контрольной работы....................................... 12

ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.............................................................................................................................................. 13

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.................................................................................................................................................... 33

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................................................. 35

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» является одной из основных при подготовке специалистов любой профессии. Какими должны быть молодые люди, выпускники средних специальных учебных заведений, чтобы быть востребованными в водовороте современной социальной, экономической, политической жизни? У молодого специалиста должно быть оптимальное в любой жизненной ситуации речевое поведение, при котором специалист не только компетентен и эрудирован, но и гибко оперирует своими знаниями, добиваясь заданной цели. Конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда в значительной степени зависит от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и умений.

Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает совершенствование языковой подготовки студентов, углубление знаний по всем разделам русского языка, полученных в школе. Программа дисциплины и предлагаемая методическая разработка ориентированы на формирование умений правильной, точной, богатой, выразительной речи.

Основные задачи курса:

- воспитывать культурно-ценностное отношение к родному языку;

- совершенствовать речевую культуру;

- способствовать полному овладению системой норм русского литературного языка.

Программа состоит из 5 разделов, которые состоят из нескольких тем.

В результате изучения дисциплины

студент должен:

иметь представление:

о различии языка и речи, о функции языка как средства общения, о качествах хорошей речи и нормах языка;

знать:

нормативный, коммуникативный, этический аспекты речи, а также основы мастерства публичного выступления;

уметь:

анализировать тексты, исправляя ошибки в устной и письменной речи, уметь правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами русского языка.

В процессе самостоятельной работы студент заочного отделения изучает программу, рекомендованную литературу, выполняет задания для самостоятельной работы, которые реализуют теорию на практике. В соответствии с программой студент обязан выполнить 1 контрольную (домашнюю) работу в соответствии с графиком сдачи контрольных работ.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Наименование разделов и тем Кол-во аудиторных часов при заочной форме обучения Самостоятельная работа
лекционных в т.ч. практических
Раздел 1. Язык и речь Тема 1.1. Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме Тема 1.2. Понятие культуры речи. Основные качества речи Тема 1.3. Словари русского языка Раздел 2. Нормативный аспект речевой культуры Тема 2.1. Орфоэпические нормы Тема 2.2. Лексические и фразеологические нормы Тема 2.3. Морфологические нормы Тема 2.4. Орфографические нормы Тема 2.5. Синтаксические нормы Раздел 3. Стилистика Тема 3.1. Функциональные стили русского языка Раздел 4. Этический аспект речевой культуры Тема 4.1. Формулы речевого этикета Раздел 5. Мастерство публичного выступления Тема 5.1. Основы ораторского искусства                                        

 


Содержание дисциплины и методические указания
по усвоению каждой темы

Раздел 1. Язык и речь

Тема 1.1. Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме

Студент должен:

знать:

цели и задачи изучения дисциплины, различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и языковой нормы;

уметь:

создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи.

Литература: 1. Введенская Л.А. «Культура речи», стр. 41-74.

Тема 1.2. Понятие культуры речи. Основные качества речи

Студент должен:

знать:

определение «культуры речи», основные качества хорошей речи: содержательность, понятность, точность, чистота, богатство, выразительность;

уметь:

создавать тексты в устной и письменной форме с учетом нормативного и коммуникативного аспектов речевой культуры.

Литература: 1. Введенская Л.А. «Культура речи», стр. 90-211.

Тема 1.3. Словари русского языка

Студент должен:

знать:

роль словарей в жизни человека;

уметь:

пользоваться толковым, этимологическим, фразеологическим, словарем синонимов и антонимов, орфографическим словарями.

Литература: 1. Введенская Л.А. «Культура речи», стр. 375-411.

 

Раздел 2. Нормативный аспект речевой культуры

Тема 2.1. Орфоэпические нормы

Студент должен:

знать:

особенности русского ударения и произношения;

уметь:

пользоваться орфоэпическим словарем, правильно произносить гласные и согласные звуки, правильно ставить ударение в словах.

Литература: 1. Введенская Л.А. «Культура речи», стр. 241-248.

 

Тема 2.2. Лексические и фразеологические нормы

Студент должен:

знать:

лексические и фразеологические единицы языка;

уметь:

владеть нормами словоупотребления, уметь пользоваться словарями, находить в тексте и исправлять лексические ошибки.

Литература: 1. Введенская Л.А. «Культура речи», стр. 296-313.

2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», стр. 7-45.

Тема 2.3. Морфологические нормы

Студент должен:

знать:

самостоятельные и служебные части речи;

уметь:

употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой, находить и исправлять в тексте грамматические ошибки.

Литература: 1. Введенская Л.А. «Культура речи», стр. 248-262.

 

Тема 2.4. Орфографические нормы

Студент должен:

знать:

правила правописания слов;

уметь:

пользоваться правилами правописания слов.

Литература: 1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», стр. 46-181.

Тема 2.5. Синтаксические нормы

Студент должен:

знать:

правила пунктуации;

уметь:

различать простые и сложные предложения, причастные и деепричастные обороты, прямую и косвенную речь, правильно использовать конструкции с предлогами.

Литература: 1. Введенская Л.А. «Культура речи», стр. 262-267.

2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», стр. 265-272.

Раздел 3. Стилистика

Тема 3.1. Функциональные стили русского языка

Студент должен:

знать:

особенности функциональных стилей русского языка;

уметь:

различать тексты по их принадлежности к стилям, анализировать речь с точки зрения ее уместности.

Литература: 1. Введенская Л.А. «Культура речи», стр. 75-89.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи», стр. 195-363.

Раздел 4. Этический аспект речевой культуры

Тема 4.1. Формулы речевого этикета

Студент должен:

знать:

этические нормы речевой культуры;

уметь:

соблюдать формы речевого этикета.

Литература: 1. Введенская Л.А. «Культура речи», стр. 276-313.

Раздел 5. Мастерство публичного выступления

Тема 5.1. Основы ораторского искусства

Студент должен:

знать:

особенности звучащей речи;

уметь:

произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно, убедительно.

Литература: 1. Введенская Л.А. «Культура речи», стр. 313-374.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Деловая риторика», стр. 271-320.


Общие методические указания по выполнению контрольной работы

 

Согласно учебному плану студенты заочного отделения должны выполнить одну контрольную работу по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Контрольная работа должна быть выполнена в школьной тетради в линейку с полями. Писать следует разборчиво и аккуратно.

Контрольная работа дана в 10 вариантах. Каждый вариант содержит 11 заданий. Каждое задание необходимо последовательно переписать в тетрадь и после него дать ответ. Каждое задание писать на новой странице. Незачтенная контрольная работа сдается на проверку вместе с выполненной вновь.

Студент получает свой вариант контрольной работы в зависимости от последних цифр номера личного дела. Если номер личного дела 12, то выполняется вариант №2. Работы, выполненные не по своему варианту, не зачитываются.

В целях прочного усвоения знаний рекомендуется следующая последовательность работы над контрольными заданиями:

1. Внимательно прочитать программу.

2. Изучить по учебнику материал по данной теме. По некоторым темам можно составить план. Если материал оказался несложным для понимания, можно ограничиться составлением тезисов: кратким и последовательным изложением ключевых идей или даже главных слов, чтобы закрепить содержание темы.

3. Выполнить соответствующее задание из контрольной работы в черновом варианте.

4. После изучения всего материала программы и выполнения всех заданий контрольной работы в черновом варианте аккуратно переписать задания в тетрадь, ее подписать и сдать на заочное отделение колледжа.

 


ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

ВАРИАНТ 1

1. Поставьте ударение в словах:

менеджер, безудержный, украинский, отрочество, ходатайство, бедны, звонит, петля, сажень, бомбардировать

2. Подберите синонимы и антонимы к словам:

горячий, блестеть

3. Составьте словосочетания с паронимами:

болотный – болотистый

воинственный – воинствующий

4. Напишите значения заимствованных слов:

авторитарный, вернисаж, акциз

5. Напишите значения фразеологического оборота и составьте с ним сложное предложение:

витать в облаках

6. Образуйте родительный падеж следующих имен существительных:

носки, грузины, килограммы

7. Определите род, если возможно, имен существительных:

шампунь, УВД, тюль, воевода, жалюзи

8. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных:

адрес, токарь, договор

9. Исправьте ошибки в данных предложениях:

1) Это самый новейший проект.

2) Он был отважным человеком, а не сумасшедшим и не преступник, как кажется вначале.

3) Что можно комментировать о таком ударе?

4) Среди пугливых животных больше всего выделяются в этом отношении пугливые серны и пугливый заяц.

5) Ученик держал в руке орфографический словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений.

10. Напишите правильно слова:

инт(и,е)ллектуальный, инвест(е,о)р, а(н,нн)отация, а(сс,с)игнование, ра(с,сс)чет, наст(и,е)лить, (в) течени(е,и) недел(е,и), (в)виду задержк(и,е)

11. Работа с текстом.

11.1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

11.2. Выпишите 5 слов с орфограммами, напишите рядом название этих орфограмм.

11.3. Определите, к какому стилю относится данный текст.

Ледники по своему объему составляют примерно (80%) всего льда на земле. Если ледниковый лед равномерно распределить по земной поверхности то он покроет ее слоем толщиной в (60 м).

Самый толстый слой льда обнаружен в Антарктиде свыше (5000 м). Ледники и их снежный покров обладают исключительной отражательной способностью. Если бы таким свойством обладала вся земная поверхность то ее внешний теплообмен уменьшился бы втрое а средняя температура на земле была бы порядка (-90˚).

Ныне земные льды ведут себя «агрессивно». Отмечено что начиная с (40-х и 50-х гг.) ледники начали энергично наступать на сушу. Очевидно предполагают ученые период общего сокращения оледенения наблюдавшийся с начала нашего века заканчивается. (Из газеты.)

 

 

ВАРИАНТ 2

1. Поставьте ударение в словах:

искра, дремота, немота, бюрократия, отчасти, бледны, грузит, сироты, мизерный, кухонный

2. Подберите синонимы и антонимы к словам:

небрежно, дружеский

3. Составьте словосочетания с паронимами:

абонент – абонемент

эффектный– эффективный

4. Напишите значения заимствованных слов:

альтернатива, брокер, диссидент

5. Напишите значения фразеологического оборота и составьте с ним сложное предложение:

откладывать в долгий ящик

6. Образуйте родительный падеж следующих имен существительных:

апельсины, джинсы, макароны

7. Определите род, если возможно, имен существительных:

умница, МГУ, мозоль, кенгуру, атташе

8. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных:

директор, лектор, хлеб

9. Исправьте ошибки в данных предложениях:

1) В области компьютерных программ долгие годы первой была США.

2) Обе спортсменки, выступающие на вчерашних соревнованиях, получили призы.

3) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

4) Надо помогать молодежи духовно расти и проявить свои способности.

5) Наш преподаватель организовал и руководит кружком любителей русского языка.

10. Напишите правильно слова:

идент(е,и)фикацио(н,нн)ый, инка(с,сс)атор, ка(сс,с)ационный суд, комп(е,и)тенция, (во)едино, (ни)откуда, и(с,сс)ку(с,сс)тво, пр(е,и)двидеть, вклад(о,ы)вать, насто(я,е)нный

11. Работа с текстом.

11.1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

11.2. Выпишите 5 слов с орфограммами, напишите рядом название этих орфограмм.

11.3. Определите, к какому стилю относится данный текст.

Только что заступил июнь подряд гуляли ясные солнечные дни едва прерываемые короткими сумеречными ночами.

Жары на острове посреди воды не бывает по вечерам когда затихал ветерок и от нагретой земли исходило теплое парение такая наступала кругом благодать такой покой и мир так густо и свежо сияла перед глазами зелень еще более приподнявшая возвысившая над водой остров с таким чистым веселым перезвоном на камнях катилась Ангара и так все казалось прочным вечным что ни во что не верилось ни в переезд ни в затопление ни в расставание. А тут еще дружные всходы на полях и в огородах вовремя упавшие дожди и вовремя же наступившее тепло это редкое согласие сулящее урожай неторопливое желанное нарастание лета…


ВАРИАНТ 3

1. Поставьте ударение в словах:

бармен, бюрократия, газопровод, диспансер, договор, важны, манит, инженерия, нормирование, блокировать

2. Подберите синонимы и антонимы к словам:

острый, очаровательный

3. Составьте словосочетания с паронимами:

призывной– призывный

сытый – сытный

4. Напишите значения заимствованных слов:

амбиция, депортация, имидж

5. Напишите значения фразеологического оборота и составьте с ним сложное предложение:

мастер на все руки

6. Образуйте родительный падеж следующих имен существительных:

баклажаны, помидоры, плечи

7. Определите род, если возможно, имен существительных:

домишко, жюри, староста, МХАТ, виски

8. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных:

доктор, месяц, инспектор

9. Исправьте ошибки в данных предложениях:

1) Когда спектакль закончился, все артисты вышли на сцену и кланяются.

2) В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.

3) Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

4) Трое юношей и трое девушек исполняют красивый танец.

5) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

10. Напишите правильно слова:

земле(-)пользование, ко(р,рр)упция, м(е,и)морандум, сув(и,е)ренитет, ра(сс,с)писка, бе(з,с)платный, зал(а,о)жить, запланирова(н,нн)ы, аген(т)с(т)во

11. Работа с текстом.

11.1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

11.2. Выпишите 5 слов с орфограммами, напишите рядом название этих орфограмм.

11.3. Определите, к какому стилю относится данный текст.

Глава I. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация Россия есть демократическое Федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны.

Статья 2

Человек его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации. Призвание соблюдение и защита неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.


ВАРИАНТ 4

1. Поставьте ударение в словах:

донельзя, досыта, водопровод, дотронуться, жалюзи, верны, донял, включить (телевизор),
кулинария, бочковое

2. Подберите синонимы и антонимы к словам:

вежливый, смеяться

3. Составьте словосочетания с паронимами:

экономный – экономичный

целый – цельный

4. Напишите значения заимствованных слов:

бартер, импичмент, ипотека

5. Напишите значения фразеологического оборота и составьте с ним сложное предложение:

жить душа в душу

6. Образуйте родительный падеж следующих имен существительных:

мандарины, яблоки, валенки

7. Определите род, если возможно, имен существительных:

городишко, бигуди, бюро, спагетти, иваси

8. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных:

купол, хлеб, договор

9. Исправьте ошибки в данных предложениях:

1) Работа должна быть закончена к первому августу.

2) Опытные шофера уверенно вели свои машины по горным дорогам.

3) Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе.

4) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забросил Фирсов.

5) На конференции состоялся обмен мнений.

10. Напишите правильно слова:

пр(и,е)зентация, ба(л,лл)отироваться, (в)следстви(е,и) (не)внимательности, уча(в)ствовать, (на)встречу и(н,нн)овациям, прийти во(время)

11. Работа с текстом.

11.1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

11.2. Выпишите 5 слов с орфограммами, напишите рядом название этих орфограмм.

11.3. Определите, к какому стилю относится данный текст.

…В отличие от других классиков от классиков романистов прежде всего, Гоголь никогда не говорит о счастье. Этого слова у него нет. Этого понятия тоже.

И не в том даже дело что его герои счастливы или несчастливы а само понятие счастье для них слишком неопределенно разве только осуществление мечты Акакия Акакиевича о новой шинели делает его на миг счастливым. Но не более того.

Между тем русская классическая литература не обходилась без этого понятия оно было для нее как бы внутренней движущей силой. Достоевский видел счастье в очищении души. Толстой в полноте и естественности чувства. Короленко в благородстве натуры. Пушкин как бы даже и овеществлял счастье и сам чувствовал его в своей крови. У Чехова счастья нет однако же ни у кого другого герой так настойчиво и глубоко не осмысливает понятие счастья так не страдает от того что его нет так страстно не убежден что оно должно быть.


ВАРИАНТ 5

1. Поставьте ударение в словах:

завидно, запломбировать, иконопись, каталог, квартал, вольны, дожил, источенный,
проредить, маслянистый

2. Подберите синонимы и антонимы к словам:

надежный, аккуратный

3. Составьте словосочетания с паронимами:

дипломник – дипломат

нетерпимый – нестерпимый

4. Напишите значения заимствованных слов:

аудит, брифинг, геноцид

5. Напишите значения фразеологического оборота и составьте с ним сложное предложение:

всеми правдами и неправдами

6. Образуйте родительный падеж следующих имен существительных:

макароны, шпроты, шаровары

7. Определите род, если возможно, имен существительных:

староста, ООН, тюль, кенгуру, сапожище

8. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных:

бухгалтер, борт, шофер

9. Исправьте ошибки в данных предложениях:

1) Небо сегодня удивительно голубое и полно какой-то особенной прозрачности.

2) Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.

3) Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности этой организации.

4) Награда еще раз подтверждает о значении литературного творчества писателя.

5) Место лесоразработок находится в полутораста километров от города.

10. Напишите правильно слова:

д(о,а)тация, евро(-)валюта, бе(с,з)процентный, а(н,нн)улированный, юрис(т)консульт, пр(е,и)вилегия, (с,з)дельная оплата

11. Работа с текстом.

11.1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

11.2. Выпишите 5 слов с орфограммами, напишите рядом название этих орфограмм.

11.3. Определите, к какому стилю относится данный текст.

«…Небось, милая - сказал он Лизе, - собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да нет, барин, - сказала она притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, - боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя если ты боишься, - сказал он ей, - ты мне позволишь идти подле себя?» – «А кто тебе мешает? - отвечала Лиза, - вольному воля, а дорога мирская». – «Откуда ты?» – «Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). «А ты, барин? Тугиловский, что ли?» – «Так точно отвечал Алексей я камердинер молодого барина». Алексею хотелось уравнять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась. «А лжешь, - сказала она не на дуру напал. Вижу что ты сам барин». – «Почему же ты так думаешь?» - «Да по всему». – «Однако же?» – «Да как же барина с слугой не распознать? и одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему». Лиза час от часу более нравилась Алексею.


ВАРИАНТ 6

1. Поставьте ударение в словах:

корысть, начать, облегчить, отрочество, флюорография, квашение, стройны, одновременно, творог, гримированный

2. Подберите синонимы и антонимы к словам:

прилежный, повиноваться, эффектный

3. Составьте словосочетания с паронимами:

враждебный - вражеский

грозный - грозовой

4. Напишите значения заимствованных слов:

элита, хакер, сертификат

5. Напишите значения фразеологического оборота и составьте с ним сложное предложение:

идти на попятную

6. Образуйте родительный падеж следующих имен существительных:

кухни, георгины, гектары

7. Определите род, если возможно, имен существительных:

денди, толь, СНГ, авеню, рояль

8. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных:

прожектор, цех, якорь

9. Исправьте ошибки в данных предложениях:

1) Образ Петра появляется во многих произведениях Пушкина, восхищаясь и оценивая его.

2) В повести разворачиваются события, о возможности которых читатель и подумать не мог.

3) Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая ее.

4) Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.

10. Напишите правильно слова:

д(е,и)ректива, ко(рр,р)еспондентский, купля(-)продажа, пр(и,е)тензия, соч(и,е)тание, груж(о,е)(н,нн)ый кирпич(е,о)м, (не)обходимая (с,з)делка, обнаруже(нн,н)ая

11. Работа с текстом.

11.1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

11.2. Выпишите 5 слов с орфограммами, напишите рядом название этих орфограмм.

11.3. Определите, к какому стилю относится данный текст.

Спокойно и весьма тактично он опровергал довод за доводом главного архитектора и других проектировщиков показывая несостоятельность их аргументов. Он старался не обижать персонально не уличать в ошибках исторических эстетических но за его словами чувствовалось такое превосходство знаний что спорить становилось не под силу и это раздражало авторов. Они привыкли к превосходству над «любителями» тем более чувствуя поддержку городских властей. Что надо этому «древнику»? недоумевали многие что надо этому ученому специалисту по «Слову о полку Игореве» чего это он воюет он-то в чем заинтересован? Есть такая категория людей которая причину каждого мнения поступка ищет в личном интересе.


ВАРИАНТ 7

1. Поставьте ударение в словах:

принудить, созыв, столяр, танцовщица, блокировать, взята, языковая, фортель, характерный, асимметрия

2. Подберите синонимы и антонимы к словам:

напрасный, трудолюбивый, одевать

3. Составьте словосочетания с паронимами:

доверчивый - доверительный

дипломатический - дипломатичный

4. Напишите значения заимствованных слов:

спонсор, постер, рейтинг

5. Напишите значения фразеологического оборота и составьте с ним сложное предложение:

витать в облаках

6. Образуйте родительный падеж следующих имен существительных:

бананы, клипсы, ясли

7. Определите род, если возможно, имен существительных:

пенальти, пони, протеже, тамада, МИД

8. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных:

борт, герб, свитер

9. Исправьте ошибки в данных предложениях:

1) Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди всех действующих лиц «Грозы».

2) Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным.

3) Тысяча солдат бросилась в атаку.

4) Прочитав книгу, мне стало понятно мировоззрение главного героя.

5) Вследствие предстоящего отъезда на соревнования, спортсмены тренировались очень много.

10. Напишите правильно слова:

деб(и,е)т, д(е,и)виден(т,д), пр(е,и)ватизация, стро(ю,я)щийся об(ъ)ект, (в)связи со (с,з)дачей, (ни)чем, сверх(ъ)естественный, откл(а,о)нение

11. Работа с текстом.

11.1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

11.2. Выпишите 5 слов с орфограммами, напишите рядом название этих орфограмм.

11.3. Определите, к какому стилю относится данный текст.

Старуха Дарья высокая и поджарая на голову выше сидящей рядом Симы чему-то согласно кивала уставив в стол строгое бескровное лицо с провалившимися щеками.

Несмотря на годы была старуха Дарья пока на своих ногах владела руками справляя посильную и все-таки немаленькую работу по хозяйству. Теперь вот сын с невесткой на новоселье наезжают раз в неделю а то и реже и весь двор весь огород на ней а во дворе корова телка бычок с зимнего отела поросенок курицы собака. Наказано было правда старухе когда не сможет или занеможет обращаться за помощью к соседке Вере но до этого еще не дошло Дарья справлялась сама.

 


ВАРИАНТ 8

1. Поставьте ударение в словах:

туфля, углубить, ходатайство, щавель, эксперт, пломбированный, неуставные, цемент,
амнезия, вероисповедание

2. Подберите синонимы и антонимы к словам:

громадный, беседовать

3. Составьте словосочетания с паронимами:

явный - явственный

типичный - типовой

4. Напишите значения заимствованных слов:

спикер, респондент, офис

5. Напишите значения фразеологического оборота и составьте с ним сложное предложение:

браться за ум

6. Образуйте родительный падеж следующих имен существительных:

копья, шорты, вафли

7. Определите род, если возможно, имен существительных:

кредо, мозоль, ГЭС, тюль, кольраби

8. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных:

профессор, офицер, торт

9. Исправьте ошибки в данных предложениях:

1) Большинство студентов института уже сдало все экзамены.

2) На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

3) Услышав любимую мелодию, сердце у меня забилось от радости.

4) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

5) Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.

10. Напишите правильно слова:

бро(к,кк)ер, д(е,и)битор, декл(а,о)рация,серт(е,и)фикат, ха(к,кк)ер, (не)за(ж,жж)ены, (в)продолжени(е,и) месяца, в здани(е,и), (не)скоше(н,нн)ые, пиш(у,а)щий

11. Работа с текстом.

11.1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

11.2. Выпишите 5 слов с орфограммами, напишите рядом название этих орфограмм.

11.3. Определите, к какому стилю относится данный текст.

Впервые я увидел Д.С. Лихачева «в деле» когда шло обсуждение проекта реконструкции Невского проспекта. Было это в шестидесятые годы. Созрело очередное покушение на красоту Невского очередная группа реформаторов взялась переделать проспект осовременить его улучшить и разумеется «коренным образом» перестроить заменить здания «не имеющие большой ценности» новыми и т.п. Широковещательный проект имел солидных сторонников желающих чем-то «выдающимся» ознаменовать свое пребывание у кормила. Начались энергичные протесты. Создали общественную комиссию и вот там-то я увидел с какой страстью и упорством Д.С. Лихачев защищал сохранность Невского проспекта его образ его историческую цельность. В те времена для многих был непривычен столь решительный тон возражения городскому начальству.

 

 

ВАРИАНТ 9

1. Поставьте ударение в словах:

колледж, свекла, мышление, приговор, баловать, транспортированный, задал, грунтовые,
кладовая, намерение

2. Подберите синонимы и антонимы к словам:

глухой, говорить

3. Составьте словосочетания с паронимами:

одевать - надевать

враждебный - вражеский

4. Напишите значения заимствованных слов:

инвестировать, конъюнктура, менеджер

5. Напишите значения фразеологического оборота и составьте с ним сложное предложение:

кормить обещаниями

6. Образуйте родительный падеж следующих имен существительных:

сапоги, туфли, копья

7. Определите род, если возможно, имен существительных:

бра, отель, домино

8. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных:

шофер, бухгалтер, цех

9. Исправьте ошибки в данных предложениях:

1) По завещанию наследство было разделено на несколько равных доль.

2) До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца.

3) Где вы слыхали о последних событиях в Италии?

4) За дорогой на вершине холма – хвойный лес, а на его склонах раскинулись луга.

5) Общественность широко готовится отметить юбилей писателя.

10. Напишите правильно слова:

бю(л,лл)етень, кон(ъ,ь)юнктура, апе(л,лл)яция, а(с,сс)игнация, ц(ы,и)ркуляр, пр(и,е)высить ра(з,с)ценки, (в)течен(ии,ие) дня, издавн(о,а), (не)выполнена

11. Работа с текстом.

11.1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

11.2. Выпишите 5 слов с орфограммами, напишите рядом название этих орфограмм.

11.3. Определите, к какому стилю относится данный текст.

Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком потому и ощутить его так же трудно как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством без которого не может существовать человек как не может он жить без дыхания. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем постоянно приходится разговаривать с кем-то думать читать слушать писать. И во всех этих случаях используется язык.

Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда а только на день-два. Что ожидает нас?

 

ВАРИАНТ 10

1. Поставьте ударение в словах:

феномен, еретик, рефлексия, ограничение, алфавит, транспортировать, нажил, ненецкий,
облегчить, осведомиться.

2. Подберите синонимы и антонимы к словам:

бежать, важный

3. Составьте словосочетания с паронимами:

терпеливость - терпимость

войти - взойти

4. Напишите значения заимствованных слов:

аура, дайджест, импресарио

5. Напишите значения фразеологического оборота и составьте с ним сложное предложение:

сулить золотые горы

6. Образуйте родительный падеж следующих имен существительных:

чулки, сандалии, помидоры

7. Определите род, если возможно, имен существительных:

протеже, портье, забияка

8. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных:

трактор, порт, крендель

9. Исправьте ошибки в данных предложениях:

1) На совещание прибыл двадцать один журналист.

2) «Война и мир» написаны Л.Н. Толстым.

3) Занятия проводились согласно расписания.

4) Студенты, успешно сдавшие сессию, которые решили ехать в спортивный лагерь, должны получить направление в деканате.

5) Согласно распоряжения директора срок представления отчета истекает первого марта.

10. Напишите правильно слова:

абон(е,и)мент, а(кк,к)редитив, а(н,нн)улировать, м(а,о)раторий, (не)сг(а,о)раемый, (с,з)дельная, (в)следстви(е,и) задолже(н,нн)ости ра(с,сс)читать, снов(о,а)

11. Работа с текстом.

11.1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

11.2. Выпишите 5 слов с орфограммами, напишите рядом название этих орфограмм.

11.3. Определите, к какому стилю относится данный текст.

Отношения в обществе регулируются не только нормами права но и нормами морали нравственными нормами. Мораль система норм взглядов принципов оценок которые выражаются в поступках людей. Система моральных норм формируется в процессе исторического развития идеалов добра правды справедливости нравственных взглядов. Большую роль в формировании нравственных норм играет религия. Мораль принадлежит к духовной стороне жизни людей.


 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое язык и речь?

2. Какие функции выполняет русский язык?

3. Что такое русский национальный язык и русский литературный язык?

4. Что т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: