О религиозном «утешении»




Как социальные институты религии могут различаться, но по своей сути они одинаковы. Приведу некоторые обязательные признаки любой религии:

- вера в спасение души. Это система, которая позволяет душе спастись и обещает вечную жизнь; душа есть главное в человеке, ради чего стоит поступиться всем остальным;

- религия не претендует на построение царства божьего на Земле, только на небе;

- религия есть то, что говорит о вечной жизни, предуготовляет человека к ней. Этому служат и ритуалы, и моральные нормы, здесь будет и суббота, и кошерность, и посты, и покаяние...

Если в человеческом обществе не будет представления об абсолютной справедливости, говорят верующие, то оно обречено на вырождение и гибель. Так религия удерживает общество от распада.

Человек не может смириться и с тем, что его жизнь, как жизнь какой-то козявки, не имеет смысла и цели, что он «из тлена вышел и в прах уйдет». Он хочет думать, что его существование небезразлично для Вселенной. Что он, его сознание, его душа имеют какое-то глубокое предназначение. Религия удовлетворяет эту потребность.

Религия — это необходимое порождение человеческого духа на определённом этапе его развития и действительно является элементом культуры.

Желание справедливости и собственной значимости по-человечески и психологически понять можно. Но для их удовлетворения существуют более достойные пути, чем слепая вера. Правда, на этих путях от человека требуются собственные усилия, знания, труд и самоуважение, но что тогда останется религии, которая при каждом препятствии услужливо подсовывает костыль веры вместо воспитания способности ходить на собственных ногах?

В отдельных случаях религиозные мифы оказывают на верующего человека психотерапевтический эффект. Доверие к мифу есть разновидность самообмана — психологического укрытия от грубой действительности. Однако это оправдание религии «работает» лишь до тех пор, пока не обнаруживается, что разрушительный побочный эффект подобной «психотерапии» многократно превышает лечебный. Ведь существует, например, масса фармакологических средств, убивающих злокачественную опухоль, но одновременно губящих и сам организм, не оставляя никакой надежды на выздоровление. В медицине такие «лекарства» запрещены к использованию. А в религии — нет! Религия воспитывает слабых людей, не способных противостоять ударам судьбы. В этом состоит одно из отрицательных следствий религиозности. В произведении братьев Стругацких «Парень из преисподней» один из героев говорит: «...есть люди, которые могут выдержать удар судьбы, а есть люди, которые ломаются. Первым рассказывают правду, а вторым рассказывают сказки».

Вы хотите, чтобы вам «рассказывали сказки»? «Сказочники», невежды, движимые религиозным фанатизмом, а то и корыстью, не упустят такой возможности!

Людям, увы, не хватает чувства юмора, чтобы разглядеть идиотизм «сюжета об утешении», принципиально не отличающегося от сюжета известного фильма начала ХХ в., в котором Чарли Чаплин играет роль стекольщика, впереди которого бежит мальчишка, бьющий стекла из рогатки. Точно также религиозные деятели сначала воспитывают поколения, не умеющие ходить на собственных ногах, нуждающиеся в помощи, а потом эту «помощь» оказывают. «Утешают»! Как это похоже на практику наркоторговцев, готовых предоставлять свой «товар» бесплатно, пока клиент не «сядет на иглу»…

Рассуждения о том, что сегодня религия может удержать общество от распада, просто противоречат здравому смыслу и повседневному опыту.

Ещё Эрнест Ренан — а это ХIХ в.! — писал: «Не будь борьбы между религией и критикой, религии боролись бы между собой за главенство; если бы все религии сошлись в одну, различные фракции этой религии взаимно проклинали бы одна другую...» (курсив мой. — В. Ц.). Число последователей любой заметной религии исчисляется десятками миллионов. Религиозными идеологиями охвачено большинство человечества. И практически все разрушительные конфликты ХХ в., как и прежде, имели либо скрытую, либо откровенно религиозную подоплёку. Да и сегодняшняя борьба с терроризмом — это фаза борьбы с религиозно-национальным фанатизмом, одной из самых агрессивных и опасных форм невежества.

Верующий и знающий

В понятие «верующий» заложено главное и поистине подлое условие: верить без понимания, сомнений и колебаний. Сомневающийся не может быть верующим, и он не готов, как солдат, принести себя в жертву по одному приказу.

У верующего, какое бы положение в обществе он ни занимал, должно быть ощущение собственной ничтожности и приниженности перед лицом высшей и неумолимой силы. Он должен быть убеждён и в обречённости любого человеческого начинания, хотя религия и вынуждена признавать свободу воли, понимая, что отрицание этой свободы сделало бы человека не ответственным за собственные дела перед тою же церковью (за её материальную поддержку в том числе). В любом случае сознание наличия высшей воли, силы, власти и судьи в последней инстанции, стоящими над человеком и выражаемыми церковниками, у верующего должно быть абсолютным. Поэтому-то и налагается запрет на критическое переосмысление устойчивых понятий, традиций и обычаев, при трезвом рассмотрении оказывающихся набором нелепостей, предрассудков и бессмысленных ритуалов. Эти требования, традиции и обычаи — прекрасный инструмент для манипулирования сознанием верующей массы. Той же цели служит и требование безусловного подчинения этой высшей силе, точнее, её земным толкователям. В пресловутых десяти заповедях требования любви, почитания и подчинения богу являются главным и решающим условием добродетельности. Жить нормально в таких «армейских» условиях невозможно, поэтому человек непрерывно «грешит» («бегает в самоволку»), а церковь, чтобы не потерять влияние и материальную поддержку, вынуждена эти грехи «отпускать». В средневековой Европе церковь даже продавала индульгенции, заранее позволявшие человеку согрешить! Законы конкуренции вынуждают религию бороться за верующую массу (за потребителей её товара). Отсюда войны и ожесточённые стычки, непрерывная вражда и споры между представителями разных конфессий. Отсюда фанатизм, «шахиды», готовые превратить себя и окружающих неверных в разорванные на куски тела. Религиозный фанатизм становится идеологией самоубийц, захватывающих пассажирские самолеты и направляющих их на символы мощи и процветания «неверных» — высотные здания Торгового центра в Нью-Йорке, Пентагона, Белого дома, на многоэтажные жилые дома в Москве и других городах, уничтожая сотни и тысячи людей, подталкивая человечество к третьей мировой войне, на сей раз — войне с терроризмом. Эту войну невозможно выиграть, если ограничиваться чисто военными методами и призывами к религиозно-национальной терпимости и не вести жёсткую критику религиозного стиля мышления, если не бороться за отмену религиозного обучения и воспитания детей и не защищать принципы научного образования и рационально-критического мышления.

Без преувеличения можно сказать, что вера превращает человека в примитивное, дрессированное и зависимое существо, в средство реализации амбиций корыстных и нередко невежественных властолюбцев. В этом и цель любой тоталитарной идеологии. Не случайно сомневающихся, а тем более задающих «провокационные» вопросы, отлучали или уничтожали в первую очередь.

Антиподом человека религиозного, т. е. верующего, является человек с атеистическим мировосприятием, т. е. знающий. Философия знающего основана на понимании способности каждого отдельного человека и человечества в целом перейти из фазы шизофренического раздвоения между мифом и знанием в фазу целенаправленного — разумного и человечного — развития мировой цивилизации. Ценностной основой такого развития служит уважение к человеку, к его возможности стать личностью мыслящей, ищущей и творческой. Психология знающего — психология свободного человека, действительно уважающего свободу других людей. В основе этого уважения лежит личная ответственность каждого за свою судьбу, за последствия принятых решений и совершаемых поступков. Такая ответственность является самой надёжной предпосылкой гуманного и милосердного отношения к беспомощным или нуждающимся в поддержке.

Атеист, т. е. знающий, отвергает право кого бы то ни было накладывать запрет на знание и сомнение. Он не перестраивает и не разрушает религиозные храмы и святыни, полагая, что архитектурные памятники, свидетельства старины и недавнего прошлого, так же важны, как и любые исторические документы. Быть знающим означает и понимание глубокой лживости теорий о неисправимой порочности человеческой природы.

Не существует ни изначальной порочности, ни изначальной добродетельности индивида. Он превращается в разумное существо только в человеческом окружении, а не благодаря какой-нибудь сверхъестественной высшей или низшей силе. Человек становится тем, кем его сначала делают (формируют) в основном окружающие люди и среда, а потом — если в нём не были вытоптаны начала свободы и достоинства — тем, каким он хочет или не хочет быть.

С развитием разума появилась уникальная возможность научного познания природы и самопостижения, возник рукотворный мир культуры и современной цивилизации — безграничное богатство возможностей для самореализации. Только разум и знания, а не религиозный догматизм, могут обеспечить человечность взаимоотношений, разумное использование ресурсов, накопленных человечеством в гуманитарной и материальной сферах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: