Сущность важнейших технологий, применяемых в социальной политике




 

Для государства и общества характерно как наличие общих целей, так и специфических целей. В связи с этим применение тех или иных технологий предусматривает решение задач соответствующего уровня.

Важнейшие технологии социальной политики:

Социальное прогнозирование - научное обоснование суждения о состояниях тех или иных социальных явлений и социальных процессов в будущем, а также об альтернативных путях и сроках осуществления этих состояний. Для него характерны: относительно высокая интенсивность обратной связи между прогнозированием и управлением, между прогнозным заключением и решением, целеполаганием и действием. Социальный прогноз вырабатывается двумя путями:

» поисковый путь – определение возможных состояний явления иди процесса в будущем через экстраполяцию наблюдаемых тенденций, при сознательном игнорировании решений, способных видоизменить эти тенденции;

» нормативный путь- определение альтернативных или оптимальных путей и сроков достижения желательных состояний того же явления ил процесса, то есть путей и сроков решения проблем на основе заранее заданных критериев оптимума.

Такая методология социального прогнозирования обеспечивает высокую эффективность разработок прогнозов, повышая обоснованность целей, планов, программ, организационных решений. Социальное прогнозирование не ставит перед собой задач непосредственного воплощения в жизнь возможных путей достижения определенного уровня развития.

Социальное проектирование – процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, социального явления или социального процесса посредством научно обоснованного определения вариантов их планового развития и с целенаправленным измерением конкретных социальных институтов. Это поле творческого освоения социальной действительности, когда одновременно рассматриваются наряду с наиболее вероятными тенденциями развития тех или иных социальных явлений и процессов, наименее вероятные, но реально возможные тенденции. В ходе социального проектирования учитываются внутренние социальные ресурсы, которые можно мобилизировать для решения социальных проблем.

Социальное планирование – научно обоснованное определение целей, показателей, заданий, сроков, темпов, пропорций развития социальных процессов и основных средств их претворения в жизнь. Объекты социального планирования: общество в целом; каждая из сфер общественной жизни; социальные процессы, происходящие в различных сферах общества, как в территориальном, так и в функциональном разрезе. При планировании необходимо учитывать территориально-административные, национальные и географические особенности, что влечет рассмотрение региональных особенностей социального планирования.

Формирование организационного порядка – системы долговременных, относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами социального управления. Порядок организационный образует:

1. Формальную организацию, важнейший признак которой всякого рода фиксация ее элементов, то есть договорное, документальное закрепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и других норм и зависимостей;

2. Неформальную организацию, базирующуюся на основе спонтанного взаимодействия, традиций и т.п., принятых в данной среде.

Стратегическое планирование – процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении.

Программно-целевое управление - решение социальных проблем путем разработки и реализации целевых программ.

Управление персоналом - комплексная социальная технология деятельности, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию работников для достижения производственных и личных целей. Специфические цели управления персоналом: обеспечение организации хорошо подготовленным и заинтересованными работниками; доведение до сведения работников политики руководства по управлению персоналом; эффективное использование квалификации, практического опыта, мастерства и работоспособности рабочей силы.

Социально-политическое и социально-психологическое воздействие на гражданское и социальное самочувствие – воздействие на общественное сознание людей, элементами которого являются их настроения, морально-психологическая и физическая готовность к выбору конкретных моделей общественного поведения, включая отношение к законопорядку, к государственным институтам власти, к трудовой деятельности.

Использование тех или иных социальных технологий предопределяет эффективность управления социальной сферой, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства.

 

3. Стратегическое планирование при разработке социальных программ

 

В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено тем, что она ориентирована на технологии социального управления в аспекте реальной социальной политики. Эту политику можно охарактеризовать:

1) как концепцию и программу действий государства и представляющих его должностных лиц и юридических лиц, партий, движений, отдельных политических лидеров;

2) как собственно реализующую комплексную социальную технологию в данном социальном времени и конкретном территориально-правовом пространстве (административно-территориальном образовании: стране, области, городе и т.д.)

Для реализации социальной политики характерно следующее:

» низкая причинная обусловленность и выраженная ситуативность;

» вторичность относительно экономики и социально-экономических процессов, в силу чего прямая зависимость от финансовых и экономических ресурсов;

» нацеленность на удержание существующей государственной власти, а потому преимущественная поддержка устойчивых социальных процессов классов, социальных групп и слоев, от которых зависит устойчивость власти;

» зависимость от понимания сути и содержания реальной социальной политики лидерами государственной власти и государственными служащими;

» относительно незначительная динамичность;

» преимущественное применение программно-целевого механизма управления социальной сферой, ориентированного на относительно короткие сроки реализации программ.

Основные проблемы осуществления реальной социальной политики состоят в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью.

Для России и отдельных ее регионов, считают многие ученые, должно стать актуальным стратегическое планирование, то есть процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении. В этом процессе ведущую роль приобретают социальные программы долгосрочного действия.

Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальная программа» и «социальная проблема».

Социальная программа- содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальных проблем, характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.

Социальная проблема - объективно возникающие в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального управления.

Стратегическое планирование при разработке социальных программ следует рассматривать как процесс выбора целей и технологий решений социальных проблем. Этот выбор должен ориентироваться на отдаленные результаты и осуществляться на основе оценки структурных преобразований общественной системы, ее социальных институтов с учетом интересов субъектов социальной политики. Центральные субъекты – государство и человек. В интересах человека осуществляется эта политика.

Стратегическое планирование должно осуществляться поэтапно:

1)социальное прогнозирование;

2)социальное проектирование;

3)социальное планирование;

4)долгосрочные целевые социальные программы.

Социальное прогнозирование позволяет определить наиболее значимые подходы к социальному проектированию.

Социальное проектирование используется как один из методов предплановой деятельности, когда разрабатываются возможные варианты решений, принимаемых относительно различных социальных явлений и процессов. Социальное проектирование в отличие от социального планирования, являющегося следующим этапом стратегического планирования, в меньшей степени детерминировано. Оно допускает многовариантность решений.

Социальное планирование, предполагающее определение цели, ее количественную и качественную характеристику применительно к каждому объекту планового воздействия, следует рассматривать как единство познавательной и общественно-преобразовательной деятельности, а так же как возможность видеть специфику в различных сферах общественной жизни – в экономике, политике, духовной жизни и т.д. социальное планирование определяет приоритеты, виды, масштабность долгосрочных целевых социальных программ.

Долгосрочная целевая социальная программа должна формироваться на срок более 10 лет. Целевая программа- это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программа предусматривает целенаправленное взаимодействие все ее участников, определенных исполнителями намеченных программных мероприятий.

Конечная цель стратегического планирования - повышение уровня жизни населения и его отдельных групп, показателями чего должны стать динамика прожиточного минимума, соотношение доходов и расходов населения и его отдельных групп и т.д.

Стратегическое планирование при разработке социальных программ должно предлагать социальный прогресс, социальное благополучие, интеграцию социальных интересов различных социальных групп и слоев населения и членов гражданского общества путем планомерного управления социальными процессами и их модернизации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: