Методы и приёмы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности




Учитывая, что слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности и вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим, в процессе разучивания песни, танца или игры, я делаю акцент на восприятие музыки, так как именно оно определяет характер движения.

Через слушание музыки мы пытаемся обогатить эмоциональную сферу детей, кроме того, беседы после прослушивания музыки расширяют кругозор дошкольников, влияют на развитие связной речи. Слушание музыки я использую в решении коррекционной задачи как развитие внимания и памяти.

 

Наиболее эффективно зарекомендовал себя прием – «нарисуй, о чем рассказала музыка» (т. е. дети выражают свое отношение к музыке не словами, а с помощью красок и узоров на отдельном листе бумаги). Таким образом, развиваем у детей психомоторную функцию, воображение, фантазию, мелкую моторику, а также слухо-зрительно-двигательную координацию.

Сочетание слов, музыки, зрительного образа и инсценировок углубляют детские впечатления.

Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение.

Например, при невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных, использую прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука закреплению правильного произношения.

Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-дидактические игры. С их помощью развивается у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т. е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.

Для развития фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.

 

В ходе работы над текстом разучиваемой песни, нужно проводить работу по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В нее включаю упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования я использую так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого есть специально подобранные упражнения по системе В. Емельянова. Кроме того, они способствуют снятию стрессовых состояний. Я использую эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

В работе над дикцией используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, т. к. он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

Благодаря этому исчеает излишняя напряженность дыхательного и речевого аппарата, скованность голосовых связок, появилась выразительность в пении. А систематическое развитие навыков выразительного пения помогает решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.

 

В целом, все вышеперечисленные приемы способствуют развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи (звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).

Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры, а также ритмические игры. [/i]Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.

Наиболее результативной формой музыкально-ритмического воспитания является музыкально-ритмическая разминка под музыку, целью которой является внесение дисциплинированности и организованности в выполнении движения. Благодаря присутствующему в ней ритму вялые и расплывчатые движения детей становятся четкими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость движения, нормализуется двигательное беспокойство и движения выполняются в темпе музыки.

Стихотворные игры являются маленькими театрализованными этюдами, которые воздействуют на сферу чувств: развивают умение радоваться, печалиться, будят соучастие.

Игры помогают психологической адаптации в коллективе. Когда действуют все вместе, даже самый несмелый ребенок включается в общий процесс превращений. Перевоплощаясь, дети получают возможность отрабатывать модели поведения: они смелее выступают от лица какого-то персонажа, чем от своего собственного лица.

 

Речевые игры готовят детей к будущим инсценировкам, театральным играм и постановкам. Игра связывает ребенка и взрослого в единое целое и является сильным педагогическим средством, где ребенок постепенно начинает чувствовать себя легко, естественно, свободно. Он преодолевает неуверенность в себе, повышает собственную самооценку.

Кроме того, вышеперечисленного, в играх используются элементы мимики и пантомимики, дети учатся распознавать и выражать эмоции: радость, печаль, удивление, восторг, огорчение. Дети пытаются изображать животных, моделировать поведение отдельных персонажей, учатся сочетать напряжение мышц и их расслабление, что необходимо для правильного выполнения танцевальных и физкультурных движений.

Дети в повседневной жизни, на прогулке повторяют эти игры, начинают придумывать что-то свое, сочинять, развиваются их творческие наклонности.

Радость, которую получают наши воспитанники во время логоритмических игр, дает позитивный настрой и стремление проявлять себя, что в дальнейшем помогает приобрести уверенность в своих силах.

Материал, изучаемый на логоритмических занятиях закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время). Самостоятельная музыкальная деятельность помогает ребенку «раскрыться»: по-своему выразить то, с чем он познакомился на музыкальном занятии, проявить свою инициативу, самостоятельность, развить волевые черты характера, творческие способности, воображение. Для этого в каждой группе организована соответствующая развивающая среда.

 

Данная работа проводится или совместно с воспитателем, или детьми самостоятельно.

Таким образом, все перечисленные выше упражнения способствуют развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики.

Практические материалы для занятий.

ПУГАЛО

Охраняет пугало все понемножку

(Загибают пальцы)

Ягоды, огурчики,

Репку и картошку.

Рукавами машет,

(Свободно машут руками из стороны в сторону)

Шевелит усами.

(показывают «длинные» усы.)

Ну-ка вы, пернатые,

(грозят пальцем)

Улетайте сами!

(широко взмахивают руками)

А не то, как потянусь,

Движение рукой вправо вверх.

Вас достану сразу.

Движение другой рукой влево вверх

Жалко только, к палке

Жалобная гримаса

Крепко я привязан!

Покачиваясь из стороны в сторону, не отрывая но от пола

Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике «Ладошки».

ЛАДОШКИ

Ладошки вверх!

(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

Ладошки вниз!

(Переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок!

(Ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(Зажимаем ладони в кулаки).

ЛАДЫ-ЛАДЫ

Ой, лады, лады, лады!

(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды!

(Мотаем головой)

Часто умываемся,

(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

(Улыбаемся, разводим руки в стороны).

 

Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу.

МАШИНА

Би-би-би - Гудит машина.

(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук-тук-тук - Мотор стучит.

(Хлопаем в ладоши)

- Едем, едем, едем, едем, Он так громко говорит.

(Ритмично топаем ногами)

Шины трутся о дорогу. Шу-шу-шу - Они шуршат.

(Потираем ладони)

Быстро крутятся колеса. Та-та-та - Вперед спешат.

(Показываем ручками, как крутятся колесики)

ЛУЖИ

Шлеп-шлеп-шлеп — Иду по лужам.

(Ритмично постукиваем ладонями по ногам)

Хлюп-хлюп-хлюп — Вода в ботинках.

(Притопываем ногами)

Кап-кап-кап Мне зонтик нужен.

(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз)

Оп-оп-оп — Вода по спинке.

(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)

Буль-буль-буль — Упала шапка.

(Приседаем)

Ой-ой-ой, кругом вода.

(Кружимся)

Да-да-да, себя так жалко.

(Киваем головой)

Одевайтесь в дождь всегда!

ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(Ритмично скрещиваем руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(Плавно покачиваем руками вверху)

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

(Потираем щеки)

А весной на носик ставит

Точки-точки-точки.

(Постукиваем пальцем по носу)

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!

КАША

Эта каша для Любаша,

(держат перед собой руки, сложенные ковшиком)

Пар над кашей поднялся.

(тянут руками вверх)

Где же каша?

(пожимают плечами)

Нету! Вся!

(отрицательно качают головой, а потом машут рукой)

ПЕТУХ

Петя, Петенька, петух Весь раскрашен в прах и пух.

(стоят лицом в центре круга, ритмично бьют руками по бокам, как крыльями)

Разноцветный, весь цветной

(идут по кругу друг за другом, заложив руки за спину. Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга.

И кричит как заводной: «Ку-ка-ре-ку!»

(кукарекают)

ЗВЕРИ

Зайка скачет по кусточкам,

(скачут на обеих ногах, сделав «ушки» из ладоней)

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

(Прыгают,сложив руки перед грудью)

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

[ i](идут вперевалочку)

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ёжик.

(двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки)

АКВАРИУМ

Улитки ползут, Свои домики везут

(Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной)

Рогами шевелят, На рыбок глядят.

(Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо)

Рыбки плывут, Плавничками гребут.

(Передвигая по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад)

Влево, вправо поворот, А теперь наоборот.

(Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот)

 

В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. (Уж, как шла Лиса по травке и т.д.) Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. Необходимо научить детей открывать широко рот при пении! Очень полезно использовать прием пропевания знакомой песни без слов- на слоги ДУ и ЛЯ (например, спеть песню «Жили у бабуси, два веселых гуся»). Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки,-лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению произношения.

 

Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки, которые необходимо пропевать. Такие распевки на определенные звуки применяются согласно плану прохождения данных звуков на фронтальных занятиях учителя-логопеда.

 

В некоторых распевках для развития силы голоса необходимо отстукивать ритм и делать ударение на заданный слог: сначала на первый слог, затем на второй и т.д. Сначала надо проговорить текст, прохлопать ритм, сделать ударение на слоги, а потом уже пропеть эту распевку разными вариантами. «Осень» Ла-ла-ла, ла-ла-ла- это осень к нам пришла Ул-ул-ул, ул-ул-ул- ветерок, вдруг подул Ила-ила-ила, ила-ила-ила- листва в воздухе кружила Али-али-али, али-али-али- все мы осень очень ждали

 

Распевка нот звукоряда на диафрагмальном дыхании: «Звуки музыки» До- воробышка гнездо Ре- деревья во дворе Ми- котёнка накорми Фа - в лесу кричит сова Соль - играет детвора Ля - запела вся земля Си- поём мы для того, Чтобы вновь вернуться к До. Нетрадиционные музыкотерапевтические приемы включают в себя пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Нужно спеть слитно и протяжно несколько гласных звуков на одном выдохе, не забывая «брать дыхание»

 

Пропевание гласных на одном дыхании. Можно спеть гласные звуки и побаюкать куклу на руках, приговаривая: а-а-а-а

 

Упражнения на дыхание выполняется сначала без музыки, затем с музыкой. Ребенок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. («Едет, едет, паровоз…Чух-чух-чух-чух»-на каждую фразу делается вдох и потом уже пропеваем фразу) Можно представить, что каждый звук можно «понюхать» как цветок. Для этого соберем все пальцы вместе и втянем воздух носом, а затем: -медленно и долго подуй на свои ладошки; - коротко выдохни воздух на каждый пальчик; -подуй, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдуй до конца весь воздух.

 

Упражнения на дыхание можно проделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр. Это способствует правильному распределению дыхания. Дети с большим удовольствием играют на музыкальных инструментах, поют попевки и одновременно передают ритмический рисунок мелодии. Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.

 

Песенки-игры можно использовать как упражнение на силу голоса. Сначала детям дается задача пропеть песню громко (ворон сидит на дубу близко) и потом уже спеть тихо (ворон сидит на дубу далеко). Сидит ворон на дубу Он играет во трубу У-У-У, У-У-У,У-У-У Я на горке стою Громко(тихо) песенку пою Ю-Ю-Ю, Ю-Ю-Ю (девочка стоит на горке сначала далеко-дети поют тихо, следующий раз пропеть громко-девочка стоит на горке близко).

Полезно предложить детям cпеть любую попевку “как медвежата”, “как зайчики”, “как мышки” или голосом папы, голосом мамы и голосом ребенка. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.

 

При пении нужно следить за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным Пение гласных звуков оказывает положительное воздействие на организм Пропевание одних звуков-подзаряжает энергией, успокаивает, снимает напряжение, являясь профилактикой против стресса Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, повышает сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям

 

-Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию) -Совершенствует артикуляционный аппарат; -Формируется диалогическая, эмоционально- насыщенная, выразительная речь. Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка: -Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса

 

Песенки-приветствия создают доброжелательный настрой. Музыкальные формулы самовнушения на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья и эмоционального фона. Являются важным фактором психологической устойчивости, что необходимо в достижении физического здоровья. «Я — хороший, ты – хороший. Я умный. Я добрый. Я просто чудо. Я люблю вас всех! Ты умный. Ты добрый. Ты просто чудо. Я люблю вас всех!»

 

 

Результаты деятельности

· Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.

· Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;

· Развитие речевого выдоха;

· Улучшение речевой памяти;

· Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.

· Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей

 

Используемая литература.

1. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Воронова А. Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006

3. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса»

4. Радынова О. П «Музыкальное воспитание детей»

5. Тютюнникова Т. Э. «Детское ансамблевое музицирование», «Программы и технологии» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

6. Алехина Т. «Речевые игры» - журнал «Музыкальный руководитель» №2, 2004

7. Л. И. Зайцева «Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников» Санкт-Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013

8. Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Санкт-Петербург ДЕТСТВО –ПРЕСС 2013

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: