Общие указания по подготовке эхолота к рейсу и работе с ним




Подготовка эхолота к рейсу включает в себя внешний осмотр и оценку качества его работы. Первая операция имеет своей целью проверку общего состояния прибора с целью своевременного обнаружения механических его повреждений, отдельных неисправностей в устройствах записи и индикации, коррозии элементов конструкции, ненадежных соединений электрических цепей и креплений самих приборов эхолота. На этом этапе целесообразно провести заправку эхолота бумажной лентой (если он имеет самописец или встроенный принтер).Там где это необходимо следует провести проверку вращающихся частей на плавность хода, отсутствие больших люфтов и видимых повреждений, надежность контакта пишущего пера и бумаги.

Для оценки качества работы эхолота производится его предварительное включение и тестирование в порядке, определенном инструкцией по эксплуатации.

Большое внимание следует уделять настройке рабочих параметров эхолота после его установки на судне или проведения с ним профилактических и ремонтных работ. Эту задачу обычно решает сертифицированный специалист, но если замечания по качеству настройки рабочих параметров эхолота обнаружены в процессе плавания, указанная настройка может быть проведена и судовыми специалистами.

В современных эхолотах эти работы производятся, используя главное меню программного обеспечения изделия, которое определяет состав регулируемых параметров и возможности их изменения. Общая методология использования указанного меню соответствует методике, принятой при работе на персональном компьютере, и она достаточно хорошо известна исполнителям. Главная проблема здесь заключается в отчетливом понимании значимости, степени влияния и характера влияния настраиваемого параметра как на процесс измерения, так и на его результат. А это уже зависит от технической грамотности специалиста. В инструкциях по эксплуатации многих моделей эхолотов приводится достаточно подробное описание приемов настройки их параметров, что и позволяет выполнять указанную работу качественно.

Не менее важным является умение правильно трактовать изображение, наблюдаемое на экране. Наличие навыков в этом процессе позволит используя регуляторы, расположенные на панели управления эхолота, успешно удалить с экрана или существенно ослабить все шумовые засветки и засветки, не несущие полезной информации. С целью облегчения решения указанной задачи рассмотрим наиболее характерные помехи, сопровождающие полезную информацию и пути их снижения. Однако вначале еще раз отметим, что в современных эхолотах осуществляется цветовая или тональная селекция принятых антенной сигналов по их интенсивности. Как правило, для этих целей используется от 8 до 10 цветовых или тональных оттенков. Наиболее сильные сигналы обычно представляются красным цветом, а наиболее слабые – голубым. На рис. 1.16 представлена гамма цветов, используемая в эхолотах JMCF-2000 и JMCF-

Рис. 1.16 Гамма цветов, используемая для селекции интенсивности принятых сигналов в эхолотах JMCF-2000

3000.

Данный способ отображения текущей глубины позволяет не только получить информацию об уровне принятого сигнала, но и оценить отражающие способности дна и его структуру.

Одним из явлений, с которым может столкнуться судоводитель, это отображение на дисплее неоднократно отраженных от дна эхосигналов. Указанное явление, как правило, возникает на мелководье в силу того, что отраженный от дна сигнал достаточной интенсивности вновь отражается от корпуса судна и вновь направляется в сторону дна. Отразившись от него, он опять принимается антенной, в результате чего на экране вновь

появляется

Рис. 1.17 Регистрация двойного отражения посылки эхолота от дна

отметка глубины, но уже на удвоенном ее значении (рис. 1.17).

 

Дополнительные засветки могут создавать сигналы, отраженные от косяков рыб, воздушных пузырьков, планктона, слоев с высоким температурным градиентом и т.п. В этом случае экран может выглядеть примерно так, как это показано на рис. 1.18.

 

Рис. 1.18 Примерный вид экрана эхолота

 

В ряде случаев паразитные сигналы могут быть столь сильными, что система может посчитать их донным эхом и цифровой индикатор укажет неверную глубину. Поэтому при плавании особенно на малых глубинах следует сверять цифровой отсчет с графиком текущих глубин.

Наконец, следует четко представлять себе относительно чего измеряется глубина. Как правило, глубина может измеряться относительно плоскости вибратора антенны, относительно поверхности воды и относительно киля судна



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: