Имя. Ева. Никитченко. возраст 4года. 10 месяцев
Имя. Вика. Банных. возраст. 4 года. 11 месяцев.
Дата: 10.02.16
Форма (ситуация оценивания): работа парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Материал: изображение рукавиц (на правую левую руку), набор карандашей.
Лист бумаги с примерными узорами.
Ход исследования
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете выбрать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Серия № 1 Участие Двух детей одного возраста Материал: Каждая пара детей получает изображение рукавицы (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей. | |
1.Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: Уговаривают, убеждают, заставляют и т.д. | Ева выбрала узор (снежинку), указала на узор пальцем не спрашивая Вику Я поинтересовалась у Вики, согласна ли она рисовать этот узор? Вика согласилась. |
2.Как осуществляют взаимный контроль по уходу выполнения деятельности: замечают ли друг друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют. | Ева взяла красный карандаш, и принялась закрашивать саму варежку. Вика глядя на Еву, то же берет красный карандаш, смотрит на то как рисует Ева, и в той же последовательности выполняет задание |
3.Относятся к результату деятельности, своему и партнера. | Вика и Ева в конце выполнения задания, испытывают удовлетворение от сделанной работы. В ходе выполнения, обращали внимание на работу сверстника. |
4.Осущестляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чём это выражается. | Не осуществляют |
5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности, Делиться карандашами | Первым делом стали раскрашивать саму варежку, а после прорисовывать узоры (снежинки). Делиться карандашами не пришлось. |
Вывод: рукавички украшены одинаковым цветом, и весьма похожим узором; вариант узора выбрала Ева, Вика согласилась |
|
Серия №2 Участие двух детей одного возраста. Материал: Каждая пара детей получает изображение рукавиц (на правую и левую руку)один набор карандашей на двоих | |
1.Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: Уговаривают, убеждают, заставляют и т.д. | Остановили свой выбор на узоре (снежинка, кружок) Вика взяла красный карандаш, Ева тоже хотела взять красный карандаш, Посмотрела на имеющиеся карандаши и остановила свой выбор на синем карандаше. |
2.Как осуществляют взаимный контроль по уходу выполнения деятельности: замечают ли друг друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют. | Зрительно смотрят контролируют деятельность сверстника |
3.Относятся к результату деятельности, своему и партнера. | Вика отнеслась критично к результату Евы, (Ева закрасила варежку - синим, желтым цветом) |
4.Осущестляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чём это выражается. | Не помогали друг другу |
5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности, Делиться карандашами | Делиться карандашом Вика не захотела, а Ева не захотела ждать когда Вика раскрасит варежку и даст красный карандаш. |
Вывод: варежки явно различаются по цвету, сходство частичное отдельные признаки узора | |
Серия № 3 Дата: 11.02.16 Дети: Вика Банных. Возраст 4 года. 11 месяцев Марина Ступлянова. Возраст 4 года. Участие двух детей разного возраста. 4 - 5 лет Материал: Каждая пара детей получает изображение рукавиц (на правую и левую руку)два набора карандашей на двоих | |
1.Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: Уговаривают, убеждают, заставляют и т.д. | Вика выбрала два узора (круг и снежинки) указав на них пальцем. Марина кивнула головой, соглашаясь рисовать узоры, выбранные Викой |
2.Как осуществляют взаимный контроль по уходу выполнения деятельности: замечают ли друг друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют. | Марина, в ходе выполнения работы, чаще наблюдала за действиями Вики. Вика заметила, что Марина нарисовала "солнышки" говорит: " Что таких не бывает солнышек" |
3.Относятся к результату деятельности, своему и партнера. | Каждая девочка довольна своим результатом. |
4.Осущестляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чём это выражается. | Взаимопомощь не осуществляли |
5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности, Делиться карандашами | Использовали разнообразные цвета, делиться карандашами не пришлось. |
Вывод: Рукавички украсили весьма похожим узором; сходство частичное отдельные признаки (цвет, форма некоторых узоров) совпадают, имеются и не значительные различия. При выполнении задания не наблюдается сотрудничества между девочками | |
Серия № 4 Участие двух детей разного возраста. 4 - 5 лет Материал: Каждая пара детей получает изображение рукавиц (на правую и левую руку)один набор карандашей на двоих | |
1.Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: Уговаривают, убеждают, заставляют и т.д. | Каждая девочка выбрала понравившейся узор. Не договорились, не согласовали. Вика выбрала узор "солнышко", указав на него пальцем. Марина указала пальцем на узор "солнышко" и " снежинка" |
2.Как осуществляют взаимный контроль по уходу выполнения деятельности: замечают ли друг друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют. | Вика увлеченно раскрашивала варежку и прорисовывала узоры. Марина обращала внимание на рисунок Вики. На отступления не реагировали. |
3.Относятся к результату деятельности, своему и партнера. | Испытывают удовлетворение от сделанной ими работы, довольны своим результатом. |
4.Осущестляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чём это выражается. | Взаимопомощь не осуществляли. |
5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности, Делиться карандашами | Делиться карандашами не умеют. Марина попросила у Вики желтый карандаш, Вика держала его просто в руке, и делиться не пожелала. |
Вывод: в узорах явно преобладают различия, сходство частично. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем |
|
|
Вывод: Взрослым необходимо поощрять эмоциональные контакты детей, создавать оптимальные условия для успешного развития общения детей между собой. Целесообразно также устраивать совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенно сформируют у детей желание и умение действовать совместно, а затем приведут к активному общению не только со сверстниками, но и с другими окружающими их людьми.