Патриотическое воспитание в системе работы гражданско-патриотического клуба «Поиск»




Танцюра Лидия Ивановна,

учитель истории и обществознания

МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа»

п. Федотово

Духовно - нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом, каждым родителем и государством в целом. Значимая роль в формировании нравственных ценностей принадлежит нашей истории. Так, в письме к П.Я.Чаадаеву в октябре 1836 года А.С.Пушкин писал, что «…ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, ни иметь другой истории, чем история наших предков, как её послал нам Бог». [1]

Известно, что жизнь каждого человека несет на себе отпечаток истории своего народа, своей страны.

Любовь к Отечеству испокон веков была важнейшей ценностью, оплотом государства, фундаментом нации, опорой и источником силы, яркой чертой характера русского народа. России постоянно приходилось отстаивать свои суверенитет и независимость.

Закономерно, что в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования важной задачей воспитания и социализации обучающихся является

«• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности ( ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны)».

Для решения этой проблемы в МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» под моим руководством работает с 2011 года гражданско-патриотический клуб «Поиск», в деятельность которого вовлечены учителя школы, обучающиеся и их родители. Клуб имеет эмблему, девиз, флаг, программу, план работы. Активистами клуба являются кадеты.

Наша школа находится в посёлке Федотово – военном городке морской авиации Краснознамённого Северного флота. В нашем посёлке на аэродроме базируется военная эскадрилья дальней авиации (в/ч 49324-К), которая предназначена для защиты границ нашей Родины. Дети, обучающиеся в нашей школе, с детства знают, что такое воинская служба, потому что их окружали и окружают военнослужащие нашего городка, и на детских площадках они играют под гул самолётов, улетающих на боевое задание. Многие дети с детства мечтают стать военнослужащими: лётчиками, штурманами, связистами, инженерами и т.д.

В сентябре 2012 года на базе вторых классов в Федотовской средней школе (впервые в Вологодском районе) был создан кадетский класс, классным руководителем которого являлась пять лет. В этом году воспитываю другой класс с кадетским компонентом-5-А.

Цель создания класса – воспитание высоконравственного, духовно богатого, стремящегося к саморазвитию, ведущего здоровый образ кадета.

Чтобы достичь поставленной цели, мы ставим пред собой следующие задачи:

1) воспитыватьпатриотизм, любовь к Родине;

2) прививатьчувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, честности;

3) формировать эстетический вкус, развивать любовь к прекрасному;

4) развиватьлюбовь к природе, которая нас окружает, учить видеть её красоту;

5) изучатьисторию страны, историю Вологодского края, традиции русского народа и школы.

Патриотическое воспитание это система воспитания будущего защитника Отечества, воина, которая осуществляется через урочную деятельность, внеурочную деятельность и занятия клуба «Поиск», который посещают кадеты и учащиеся среднего и старшего звена. Работа клуба многопланова.

В клубе учащиеся знакомятся с историей создания русского воинства, Вооруженных Сил (сама являюсь ветераном военной службы), края, героями нашего Отечества и нашего края.

В проведении занятий клуба «Поиск» хочу выделить пять типов форм воспитательной работы с учащимися.

1. Образно – художественные (праздники, вечера «Их подвиг жив, неповторим и вечен», литературно-музыкальные композиции «А песня готова на бой!», акции, экскурсии и др.).

2. Трудовые (помощь ветеранам и пожилым людям пос. Федотово).

3. Словесно-логические (митинги, уроки мужества, конференции, встречи с ветеранами военной службы, радиогазеты).

4. Психологические(беседы, тренинги, тестирование, анкетирование).

5. Игровые(игры, конкурсы, викторины, КВН, соревнования, туристические слёты).

Попытаюсь осветить некоторые из этих форм.

Процесс патриотического воспитания историей предполагает в первую очередь воздействие на учащихся с целью выработки у них осознанного восприятия исторических знаний о богатых традициях русского народа, его героической борьбе, подвигах, талантах, высоких нравственных качествах лучших людей Отечества.

Одной из основных тем участников клуба остаётся история Великой Отечественной войны. К сожалению, в настоящее время все мы наблюдаем целый шквал нескончаемых попыток переписать итоги Великой Отечественной войны. Не случайно этот учебный год открыли 01.09.2020 г. Уроком Победы, посвящённому Году памяти и славы в честь 75-й годовщины Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годов.

Первым реальным делом учащихся является выявление истинного количества участников войны, тружеников тыла, ветеранов труда, детей войны, проживающих по Федотовскому сельскому поселению. Ежегодно накануне Великой Победы учащиеся собирают воспоминания участников о днях Великой Отечественной войны в «Календарь Победы», активное участие принимают в проведении военных парадов совместно с военнослужащими в пос. Федотово, в акции «Бессмертный полк», в акции «Дерево Победы», акции памяти «Солдатский треугольник», в «Вахте памяти», в митинге у школы, возлагают гирлянды и цветы к бюсту дважды Герою Советского Союза лётчику - североморцу Борису Феоктистовичу Сафонову, установленному у школы, в акции «Сувенир ветерану», поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны, стоят в Почётном карауле, на праздничных концертах радуют старшее поколение песнями и танцами. Всё это формирует опыт патриотического поведения, проходит через сердце каждого ребёнка, затрагивает струнки его души.

Большая работа в клубе проводится по формированию гражданственности, т.е. такого уровня культуры молодого человека, при котором достигается понимание закономерностей общественного устройства.

В связи с этим разработан ряд сценариев мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции учащихся: «Символика России и Вологодчины», «В жизни есть место подвигу», «Я помню, я горжусь…», «День Победы» и др. Эти мероприятия способствуют развитию патриотического сознания на эмоционально-чувственной основе.

В школе часты встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами МВД, Вооружённых Сил РФ и других силовых структур РФ, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне и «горячих точках».

Так, ежегодно накануне 15 февраля проводится урок мужества, приуроченного памятной дате России – Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества «Афганистан болит в моей душе», на который приглашаются воины – интернационалисты. Ребята знакомятся с историей памятной даты, с Афганской войной.

Дети готовят материал об интернациональной помощи наших воинов в гражданской войне в Китае, боевых действиях в Северной Корее, в Венгрии, в Лаосе, в Алжире, в Карибском кризисе, боевых действиях в Чехословакии, на острове Даманский, в районе озера Жаланашколь, в Египте, в Йеменской Арабской Республике, во Вьетнаме, в Сирии, в Мозамбике, в Камбодже, в Бангладеш, в Анголе, в Эфиопии, в первой и второй Чеченской войне и в Сирии.

Важными формами патриотического воспитания является проведение уроков мужества и радиогазет, приуроченных Дням воинской славы России и памятным датам России, которые установлены Федеральным законом № 32–ФЗ от 13.03.1995 г. «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором указано, что во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

Дети с учителем, родителями находят материал по теме, выпускают газеты, изготавливают презентации и представляют свои работы, сопровождая показом фрагментов из документальных и художественных фильмов, посвященных тому или иному сражению или битве.

История- это не только войны, потрясения и революции – это, прежде всего люди, которые становятся участниками этих событий.

Важным направлением в формировании патриотических чувств является знакомство с выдающимися личностями, о которых с гордостью произносим - «Честь и слава Отечества». Среди них есть всем известные, а некоторые - неизвестные.

Так, истинный восторг вызвала Римма Михайловна Иванова (1894 — 1915) — сестра милосердия, участница Первой мировой войны. 17 января 1915 г. коротко остригла волосы и с именем Ивана Михайловича Иванова поступила санитаром в 83-й Самурский полк. Во время боя 9 сентября 1915 г. после гибели офицеров подняла в атаку роту и заняла вражескую позицию. Единственная в Российской империи женщина, посмертно награждённая указом Николая II военным орденом Святого Георгия 4-й степени. [2]

Сколько тёплых слов было сказано об этом молодом человеке! Ханпаша Нурадилович Нурадилов (1922 года-1942 года) — пулемётчик, командир пулемётного взвода, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны. Уничтожил более 920 немецких солдат, 7 пулемётных расчетов, взял в плен 14 солдат противника. Четырежды представлялся к званию Героя Советского Союза. Считается самым результативным советским пулемётчиком Великой Отечественной войны. [3]

Каждая историческая личность за годы, десятилетия, столетия оставила в себе те черты, которые хотелось бы видеть и в современном молодом поколении: силу духа, самоотверженность, безграничную любовь к Родине.

Традиционными стали читательские конференции по книгам о войне, которые проводит заведующая школьной библиотекой Шумихина Анна Павловна.

Одним из направлений деятельности гражданско-патриотического клуба «Поиск» является краеведение система различных видов самостоятельной деятельности учащихся: познавательной, общеобразовательной, коммуникативной. Раз в три недели проводятся краеведческие уроки, на которых проходит знакомство со 104-м Устюжским егерским полком, 13-м Белозерским пехотным полком, воинскими формированиями в годы Великой Отечественной войны.

Единственным уголком нашего края, опалённым войной, было село Ошта. Ежегодно в клубе «Поиск» проводятся мероприятия по участию вологжан в Великой Отечественной войне.

Тронул детские сердца просмотр с последующим обсуждением фильма «Рябиновый вальс» - российский полнометражный художественный фильм режиссёра Алёны Семёновой, вышедший на экраны в 2009 году. История фильма повествует о малоизвестных реальных событиях заключительного периода Великой Отечественной войны - разминированию Оштинского района Вологодской области, которое проводило специальное подразделение сапёров, созданное в основном из женщин и девушек 17-20 лет под командованием молодого офицера-инструктора. [4]

Большое значение имеют экскурсии в подразделения воинской части 49324, на аэродром, дислоцированные в посёлке Федотово, в музеи.

Экскурсии дают богатейший материал для формирования патриотических чувств, оказывают сильное воздействие на эмоциональную сферу ребят, позволяют непосредственно соприкоснуться с историей, почувствовать ее дух.

В своей работе мы стараемся приобщить участников клуба «Поиск» к традиционным ценностям, вовлечь их в проектную и исследовательскую деятельность.

Учащиеся принимают участие в районных конференциях по научному краеведению «Мир через культуру», в межрегиональной научно-практической конференции «Шаг в науку», занимают призовые места.

Кадеты активно участвуют в конкурсах различного уровня - школьных, муниципальных и всероссийских, выставках тематических плакатов и стенгазет.

Мы часто слышим слово «долг». В статье 59 Конституции РФ записано: «1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». [5]

Чтобы желание служить в армии было осознанным, необходимо заинтересовать выпускников школы. С этой целью на занятиях клуба проводится цикл бесед «Есть такая профессия - Родину защищать» - знакомство с разными профессиями военного, проводятся встречи с выпускниками школы, среди которых есть капитаны I и II рангов, полковники, военнослужащими и ветеранами военной службы.

Так, частым гостем кадетов стал Олейников Олег Владимирович - лётчик 1 класса, подполковник, ветеран боевых действий, член Союза ветеранов Анголы, награждённый орденом "За службу Родине в Вооруженных силах СССР" 3 степени, 15 медалями, и дед кадета Олейникова Кирилла. С большим интересом кадеты слушали рассказ о воинской службе и рассматривали самолёты презентации.

На таких офицеров равняются школьники. Не случайно бывшие выпускники школы выбирают профессию военного. Так, ежегодно ребята поступают в Череповецкий военный университет радиоэлектроники (ЧВУРЭ). Выпускники школы - курсанты высших военных учебных заведений навещают школу во время каникул.

Накануне Дня защитника Отечества кадеты принимают участие в ежегодной акции "Подарок солдату", они - частые гости на праздничных мероприятиях в администрации Вологодского муниципального района.

Одной из форм работы клуба являютсявстречис интересными людьми. Практически ежегодно встречаются учащиеся с известным вологодским писателем Геннадием Алексеевичем Сазоновым. Заслуга Геннадия Сазонова в том, что из-под его пера вышли книги «Ярче легенды», «Марьинские клещи» и др., посвященные событиям Великой Отечественной войны.

Книга «Ярче легенды» повествует о Николае Ивановиче Кузнецове (1922-2008гг.) - неповторимой личности, «живой легенде» войны, артиллеристе, разведчике в тылу у фашистов, совершавшим подвиги в Севастополе, Белоруссии, Литве, Восточной Пруссии, единственном в Российской Федерации, кто имел звания Герой Советского Союза и полный кавалер ордена Славы (за годы Великой Отечественной войны, где участвовали миллионы солдат и офицеров, такого двойного звания были удостоены всего 4 человека).

Николай Кузнецов был и остаётся символом нашей великой Победы. Он сохранил и развил в себе лучшие качества русского национального характера: любовь к Родине, отвагу и бесстрашие в бою, трудолюбие, скромность, жизнелюбие, отзывчивость на чужую беду»,- отметил Г.А.Сазонов.

Результаты системной работы учителя - руководителя клуба представлены в публикациях разработок мероприятий на сайте info@infourok.ru, выступлениях на педсоветах, семинарах, районных фестивалях педагогических достижений и в Вологодском институте развития образования.

Работа клуба «Поиск» отражена на сайтах «Образование в Вологодском районе», «МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа», «Патриотика35/юнармия35», «Федотово рулит», публикациях в газете Вологодского района «Маяк» с целью патриотического воспитания молодёжи.

ВыпускниковМБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» - участников гражданско-патриотического клуба «Поиск» (60 человек) в этом году мы попросили ответить на вопросы, чтобы понять их отношение патриотизму. Были предложены следующие вопросы, на которые ответили учащиеся. Результаты отражены в таблице.

Таблица 1

Представления о патриотизме среди выпускников 2020 года

№ п/п Значения % опрошенных
  Любить Родину, испытывать гордость за свою страну  
  Знать и уважать историю России 88,3
  Уважительно относиться к ветеранам войны и пожилым 81,7
  Принимать участие в общественной политической жизни страны 38,3
  Быть готовым к самопожертвованию ради интересов страны 41,7
  Защита Отечества - конституционная обязанность гражданина России  

 

Как явствует из таблицы 1, в понимании патриотизма обучающихся превалирует защита Отечества, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине, знание и уважение истории России, уважительное отношение к ветеранам войны и пожилым. В представлениях выпускников ценностное отношение к нашей Родине, прежде всего, эмоционально окрашено. Высокую ранговую позицию занимает когнитивный уровень ценностного отношения к собственной Родине – знание истории страны. Важно отметить, что объектом любви, уважения и гордости является макро-феномен - Родина, страна.

Таким образом, система патриотического воспитания в нашей школе через гражданско-патриотический клуб «Поиск» - это система знаний интегрированного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формирование духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека.

Список литературы и интернет-ресурсов

1. Материалы сайта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk-gdety.livejournal.com/273035.html

2.Ряжская А. Римме Ивановой воздвигли памятник в Ставрополе: [арх. 27 июня 2018] // Ставропольская правда. — 2018. — 28 июня.

3.Муса Гешаев. Знаменитые чеченцы. — М.: Мусаиздат, 2005. — Т. 2. — С. 460—489. — 688 с.

4. Материалы сайта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kino-teatr.ru/

5. Материалы сайта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-59-krf

6.Амелькин А. О. Дни воинской славы России / Рец.: д-р ист. наук М. Д. Карпачёв. — 2-е изд., изменённое и доп. — Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2014. — 176 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: