БИОЛОГИЯ 22.04.2020 Следующий урок в пятницу 24.04.2020г в 11.00
Запишите в тетради.
Двадцать второе апреля
Классификация Покрытосеменных растений.
Сравнительная характеристика классов отдела Покрытосеменные
Признаки | Класс двудольные | Класс однодольные |
Число семядолей в зародыше семени | Две | Одна |
Корневая система: | Система главного корня | Система придаточных корней |
а) происхождение | ||
б) форма | Стержневая | Мочковатая |
Лист | Простой черешковый или сложный; пластинка цельная, рассечённая | Простой сидячий, пластинка цельная |
Жилкование листа | Перистое, пальчатое, сетчатое | Параллельное, дуговое |
Число частей цветка | Кратно пяти, реже четырем | Кратно трем, реже четырем |
Главнейшие семейства | Розоцветные, бобовые, крестоцветные, паслёновые, сложноцветные | Лилейные, злаки |
Просмотрите внимательно видеоурок по ссылке, сравнивайте информацию с учебной таблицей (таблицу перенесите в тетрадь). Ваша задача разобраться в признаках двух классов Покрытосеменных растений так как вам необходимо написать лабораторную работу по разнообразию семейств класса Двудольные. (срок сдачи лабораторной – до следующего урока. Следующий урок в пятницу 24.04. Не тяните, в пятницу мы пишем похожую работу по Однодольным. Присылаем фото в контакте, как личное сообщение)
https://www.youtube.com/watch?v=EBcRpJLp7FU&t=41s
Лабораторная работа №23
Семейства Двудольных.
Цель: закрепить знания о признаках класса Двудольные; научиться давать морфологическую и систематическую характеристику растениям разных семейств Двудольных.
Ход работы:
Рассмотрите рисунки растений в приложении к лабораторной работе (размещено ниже). В качестве обучающего образца мною даны полные характеристики трех растений. Ваша задача изучить их и самостоятельно сделать морфолого-систематическое описание двух оставшихся растений по приведенному ниже плану.
Растение __________________________ (указать название)
1) Корневая система -
2) Листорасположение –
3) Лист:
- простой (черешковый, сидячий) или сложный (тройчатосложный, пальчатосложный, непарноперистосложный, парноперистосложный)
- жилкование -
4) особенности стебля (пишем если есть)
5) Цветок:
- одиночный или собран в соцветие (тип соцветия)
- формула цветка
6) Плод сухой или сочный,(тип плода).
7) Систематическое положение растения.
Название таксономических категорий | Таксоны растения |
Царство | |
Отдел | |
Класс | |
Семейство | |
Род | |
Вид |
Вывод:
1. Почему для определения класса растений используют совокупность признаков?
2. Демонстрируют ли описанные вами растения однозначно признаки класса Двудольные? Обоснуйте.
Растени1 Одуванчик (семейство Сложноцветные) | Растение 2 Паслен сладко-горький (семейство Пасленовые) |
Морфолого-систематическое описание растений
из разных семейств класса Двудольные
Рисунок для описания | Образец описания |
Растение 1 Пастушья сумка 1) Корневая система – стержневая. 2) Листорасположение – розеточное. 3) Лист: - простой сидячий - жилкование - перистое 4) особенности стебля – стебель укорочен, от чего листья собрались в розетку, но есть цветоносный побег, выносящий соцветие. 5) Цветок: - собраны в соцветие кисть - Ч4 Л4 Т4+2 П1 (особенности составления формулы цветка смотри ниже) 6) Плод сухой, стручочек. 7) Систематическое положение растения: Царство Растения Отдел Покрытосеменные Класс Двудольные Семейство Крестоцветные Род Пастушья сумка Вид Пастушья сумка лекарственная | |
Растение 2 Горох мышиный 1) Корневая система – стержневая, есть клубеньки. 2) Листорасположение – очередное. 3) Лист: - сложный, парноперистосложный - жилкование - перистое 4) особенности стебля – вырастает длинным и цепляется за счет видоизменений листьев за прямостоячую основу. 5) Цветок: - собраны в соцветие кисть - Ч5 Л(2)+2+1 Т(9)+1П1 (особенности составления формулы цветка смотри ниже) 6) Плод сухой, боб. 7) Систематическое положение растения: Царство Растения Отдел Покрытосеменные Класс Двудольные Семейство Бобовые Род Горох Вид Горох мышиный | |
Растение 3 Лапчатка гусиная 1) Корневая система – мочковатая 2) Листорасположение – очередное. 3) Лист: - сложный, непарноперистосложный; - жилкование – перистое. 4) особенности стебля – стелется и постепенно укореняется, может переходить в корневище. 5) Цветок: - одиночный; - Ч5 Л5 Т∞ П1 (особенности составления формулы цветка смотри ниже) 6) Плод сухой, многоорешек. 7) Систематическое положение растения: Царство Растения Отдел Покрытосеменные Класс Двудольные Семейство Розоцветные Род Лапчатка Вид Лапчатка гусиная |