Бросив свое ремесло,// посвящает Палладе-Афине




- U U - U U - // - U U - U U-

Ловкий в работе Ферид// эти снаряды свои…

Леонид Тарентский (2, С. 123).

Нередко авторы эпиграмм строили стихотворение по принципу диалога (конструкция с прямой речью), придавая эмоциональную окраску синтаксическому рисунку:

"Случай" Лисиппа

-Кто и откуда твой мастер-воятель? – Лисипп, сикионец.

-Как называешься ты? – Случай я, властный над всем.

-Как ты ходишь на кончиках пальцев? – Бегу постоянно…

Посидипп (2, С. 107)

Отличительное качество эпиграммы, и в том числе античной, - ее завершенность. "Законченность античной эпиграммы – признак не формальный, а содержательный" (8. С. 143-144).

¨ Как правило, эпиграмма и танка строго следовали характерным для своих жанров метрическим схемам.

¨ Эпиграмма и танка не имели рифмы как таковой, но приобретали «естественную рифму» за счет симметричности стихов или внутренних резервов силлабической системы стихосложения.

¨ Отличительной чертой в метрической организации танка и эпиграммы можно назвать следующее: танка ограничена объемом в 31 слог (5 стихов), эпиграмма более свободна в выборе объема - от 2 до 58 стихов (Мелеагр).

¨ Эпиграмма использовала в качестве дополнительных синтаксическо-стилистических приемов диалоговое построение текста, танка практически не прибегала к такой форме.

¨ Сопоставляя эти жанры, можно отметить еще одну особенность. Эпиграмма сообщает факт и этим ее содержание ограничено, а танка передает эмоции, настроения, оставляя читателю возможность домыслить содержание или субъективно переработать его.

Айрены состоят, как правило, из четырех стихов по 15 слогов. Стих делится на два полустишия из 7 и 8 слогов. В первом полустихе ударение делается на 2, 5 и 7 слогах, во втором – на 3, 5 и 8 слогах.

Гл а з а тв оио к еа н, (7 слогов)

бр о в и с у мр а чн е й о бл а к о в. (8 слогов)

Взяла ты румянец щек

у розовых лепестков… (1, С. 95)

Айрены рифмовались обычно по принципу аааа или авав.

Следует отметить характерные для айренов синтаксические особенности. Нередко Кучак использует составное именное сказуемое с опущенным глаголом-связкой:

Ты в мире – перстень золотой,

А я – алмаз на нем,

Ты - зелень, нежащая пруд,

А я - росинка в нем… (17).

Особую экспрессию стихам придает диалоговый характер построения:

- Что возьмешь за поцелуй,

Молви, дивное созданье?

Усмехнулась:

- А твое велико ли состоянье…(17).

Рубаи – четверостишие. Заимствовано из широко распространенного устного народного творчества персов и таджиков. В письменной литературе рубаи строятся в метре аруза, в отличие от силлабического народного метра. Рубаи состоят из четырех полустиший (или двух бейтов), рифмующихся по типу аава, реже по типу аааа.

Опять, как в пору юности моей, а

бейт

Наполню чашу, ибо счастье в ней. а

Не удивляйся, что горчит вино, в

бейт

В нем горечь всех моих минувших дней. а

"Стиль Омара Хайяма предельно емкий, лаконичный, изобразительные средства просты, стих чеканный, ритм гибкий" (16).

Рубаи имеют ряд синтаксических особенностей. Хайям часто употребляет повелительное наклонение. Он советует, поучает, назидает, призывает – Знайся только с достойными дружбы людьми…

Поэт обогащает синтаксический рисунок рубаи вопросительными и восклицательными предложениями. При этом, на поставленный вопрос Хайям, как правило, отвечает сам – дает совет или произносит пламенный призыв.

Встречаются рубаи, где использован емкий стилистический прием – составное именное сказуемое с нулевой связкой:

Цель вечная движенья миров вселенных – мы.

В глазу рассудка ясном зрачок мгновенный – мы…

Встречено стихотворение, в котором отсутствуют (опущены) глаголы:

Небо – пояс загубленной жизни моей,

Слезы павших – соленые воды морей.

Рай – блаженный покой после страстных усилий,

Адский пламень – лишь отблеск угасших страстей.

¨ В айренах и рубаи наблюдается ряд схожих черт в области синтаксиса: использование предложений с составным именным сказуемым, в которых опущен глагол.

¨ Различий в строфике, ритмике и синтаксисе больше, нежели чем сходств:

ü Айрены в большинстве случаев ограничены 15 слогами, рубаи, стоящиеся в метре аруза, более свободны в подборе слогов и соблюдают лишь количество стихов и рифму.

ü Кучак привносит экспрессию в поэзию путем употребления диалога, а Хайям использует вопросительные и восклицательные предложения.

ü Призыв, совет, поучение, свойственные лирике Хайяма, оформлены в предложениях с повелительным наклонением.

* * *

¨ Имея малую форму, эпиграмма, танка, айрены и рубаи, неизменно следуют правилам стихосложения, свойственным тому или иному жанру.

¨ Эпиграмма и танка, как правило, не рифмовались, но поддерживали эвфоническое равновесие стиха симметрическим расположением стоп в пентаметре (эпиграмма) или особой музыкальной организацией стиха (танка).

¨ Айрены и рубаи имели рифму. Айрены рифмовались, в основном, по типу аааа или авав. Некоторые рубаи тоже прибегали к такой рифмовке, хотя наиболее популярным типом для них является тип аава.

¨ Самыми "консервативными" жанрами в метрической организации стиха являются танка (31 слог) и армянский айрен (15 слогов). Эпиграмма варьирует не только количество слогов, но и количество стихов (до 58), при этом находясь в жестких рамках элегического дистиха.

¨ У эпиграммы, единственной из всех жанров, литературоведы обычно определяют размер.

¨ Рубаи на ограничены количеством слогов, но придерживаются принятой формы -

четверостишия.

¨ Отсутствие рифмы побуждают танка и эпиграмму использовать синтаксические особенности стиха для придания благозвучия и эмоциональности: повторы, аллитерации, специфические размеры (гекзаметр и пентаметр), симметрическое расположение стоп в пентаметре.

¨ Имеющие рифму айрены и рубаи используют другие синтаксические средства

выражения экспрессивности: вопросительные и восклицательные предложения,

диалог и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: