2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а также безопасные приемы его выполнения.
2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
Требования безопасности во время работы.
3.1. Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя или своих товарищей.
3.4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60-80 С, не брать их незащищенными руками.
3.5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.
3.6Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов.
3.7При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов, источник тока подключать в последнюю очередь.
|
3.8Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем (преподавателем) или лаборантом.
3.9Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений в цепях до отключения источника тока.
3.10Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами.
3.11Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.
3.12Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства и приборы.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появления искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю (преподавателю).
4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение.
4.4. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю),которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании работы.
5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
|
5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
5.3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.
Содержание инструктажа при выполнении лабораторных работ и вводного инструктажа
№ инструктажа | Цель инструктажа | Класс | Содержание инструктажа |
Вводный инструктаж | 7 класс | Кабинет физики - место проведения различных опытов и лабораторных работ. Это требует строгого соблюдения дисциплины. В кабинете физики нельзя покидать своего места без разрешения учителя. При выполнении лабораторных работ необходимо быть осторожным со стеклянными предметами, не крутиться, чтобы не опрокинуть свои или соседские приборы. Любую лабораторную работу можно начинать выполнять, хорошо поняв, что необходимо делать, и после разрешения учителя. Каждый стол снабжен розетками, к которым подведена проводка. Берегите эти розетки. Не задевайте их стульями, т.к. их легко вывести из строя и тогда некоторые лабораторные работы нельзя будет выполнить. | |
Вводный инструктаж | 8-11 класс | Кабинет физики - место проведения различных опытов и лабораторных работ. Это требует строгого соблюдения дисциплины. В кабинете физики нельзя покидать своего места без разрешения учителя. При выполнении лабораторных работ необходимо быть осторожным. Любую лабораторную работу можно начинать выполнять, хорошо поняв, что необходимо делать, и после разрешения учителя. Каждый стол снабжен розетками, к которым подведена проводка. Берегите эти розетки, не задевайте их стульями. | |
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 ”Определение цены деления измерительного прибора” | При работе со стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Для этого нужно оставаться на своем рабочем месте, не крутиться, не толкать соседей, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 ”Измерение размеров малых тел” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Измерение массы тела на рычажных весах” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Необходимо соблюдать правила взвешивания: -ставить гирьки на правую чашку весов, а груз - на левую, делать это осторожно, -маленькие разновесы брать пинцетом. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерение объема тела” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Измерение плотности твердого тела” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Необходимо соблюдать правила взвешивания: -ставить гирьки на правую чашку весов, а груз - на левую, делать это осторожно, -маленькие разновесы брать пинцетом. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Градуирование пружины и измерение сил динамометром ” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 7 “Определение выталкивающей силы в жидкости” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 8 “Выяснение условий плавания тела в жидкости” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянным прибором (мензуркой) необходимо соблюдать осторожность, чтобы его не разбить. Необходимо соблюдать правила взвешивания: -ставить гирьки на правую чашку весов, а груз - на левую, делать это осторожно, -маленькие разновесы брать пинцетом. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 9 “Выяснение условий равновесия рычага” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 10 “Определение КПД наклонной плоскости” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Определение удельной теплоемкости вещества” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. При работе со стеклянными предметами необходимо соблюдать осторожность, чтобы их не разбить. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерение напряжения на различных участках электрической цепи” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что-то неясно, нужно поднять руку. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Регулирование силы тока реостатом” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что-то неясно, нужно поднять руку. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 7 “Измерение работы и мощности электрического тока” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Если что-то неясно, нужно поднять руку. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 8 “Измерение КПД установки с электрическим нагревателем” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. Аккуратно обращайтесь с термометром. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 9 “Сборка электромагнита и испытание его действия” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 10 “Изучение электрического двигателя постоянного тока” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 11 “Получение изображений с помощью линзы” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Измерение ускорения при равноускоренном движении” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Измерение жесткости пружины” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Измерение коэффициента трения скольжения” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Изучение движения тела, брошенного горизонтально” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Изучение движения тела по окружности” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Изучение равновесия тела под действием нескольких сил” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 7 “Изучение закона сохранения энергии” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 8 “Измерение g с помощью маятника” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Проверка закона Гей-Люссака” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Измерение модуля упругости резины” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Определение удельного сопротивления проводника” | При выполнении работы нужно быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Последовательное и параллельное соединение проводников” | При выполнении работы нужно быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока” | При выполнении работы нужно быть внимательными и сосредоточенными. Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Наблюдение действия магнитного поля на ток” | Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки, покажите свою работу учителю и после его разрешения подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 7 “Измерение заряда электрона” | Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность и после разрешения учителя подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 1 “Изучение электромагнитной индукции” | Сначала соберите электрическую цепь, не подключая ее к источнику, проверьте правильность сборки и после разрешения учителя подавайте напряжение от источника. Перед любыми изменениями в цепи отключайте напряжение. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 2 “Измерение коэффициента преломления стекла” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 3 “Наблюдение интерференции и дифракции света” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 4 “Измерен. l с помощью дифракционной решетки” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 5 “Наблюдение сплошного и линейчатого спектров” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. | ||
Правила поведения при выполнении лаб. раб. № 6 “Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям” | При выполнении работы нужно оставаться на своем месте, быть внимательными и сосредоточенными. Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос. |
|