Особенности американского федерализма.




Тема: Основы конституционного права США.

Характерные черты Конституции США.

Основы правового положения личности.

Американская партийная система.

Конгресс США: структура, полномочия, внутренняя организация палат.

Президент США: статус, полномочия, подчиненный ему аппарат управления.

Система судебной власти США.

Особенности американского федерализма.

США по праву считаются родиной первой в мире конституции, которая и в настоящее время остается действующей. Ее называют юридической библией. Она была принята 18 сентября 1787 года. Основной закон США является консолидированным по форме и лаконичным по содержанию конституционным актом.

Конституция состоим из преамбулы (введения), не являющейся ее нормативной частью, статей, соответственно регламентирующих: статус конгресса США, статус президента, организацию судебной власти Федерации, федеративное устройство, процедуру изменения конституции, последние две статьи главным образом имеют значение переходных и заключительных положений. Неотъемлемой частью конституции являются поправки к ней. Более чем за 200- летнюю историю существования американского государства в Конституцию было внесено только 27 поправок.

Данная конституция относится к числу жестких, т.е. процедура ее изменения существенна тяжела. Для внесения поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 депутатов обеих палат конгресса, либо она принимается специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов. Эти поправки подлежат ратификации законодательным собранием 3/ 4 штатов, либо ¾ конвентов штатов.

Самые важные поправки –первые 10 (Билль о правах), ратифицированные одновременно с самой Конституцией; 12,14,15,17,19 поправки, касающиеся избирательного права; знаменитая 13 поправка 1865 года, признавшая бывших рабов-негров американскими гражданами.

В американской Конституции отсутствуют положения о праве ее толкования. Но на практике эту функцию осуществляют обычные суды и прежде всего Верховный суд США.

Признание за человеком естественных прав и неотчуждаемых прав является важнейшим постулатом конституционной доктрины. Принятая в 1787 году Конституция США не содержит четко сформулированного полного перечня личных прав и свобод. Он содержит ряд конкретных запретов против нарушения прав и свобод граждан. Например, ст. 1 Конституции США, запрещает принятие законов имеющих обратную силу. Ст. 3, говоря о судебной власти, предусматривает обязательность рассмотрения всех дел о преступлениях с участием присяжных заседателей. Билль о правах, так же как и предшествующие конституционные документы, исходил из идеи неотчуждаемых, неотъемлемых прав человека.

Наиболее важные нормы, регламентирующие гражданские права и свободы, содержаться в первой поправке к американской Конституции, регламентирующей свободу религии, слова, печати, собраний.

Основные правовые позиции, касающиеся содержания, особенностей реализации и ограничения прав и свобод, были сформулированы ВС США при решении конкретных задач.

Другие 9 поправок Билля о правах провозглашают права граждан на ношение оружия, на защиту личности, дома, документов и имущества от необоснованного обыска или конфискации, на судебное разбирательство дел судом присяжных. Не допускается двойное наказание за одно и тоже преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.

Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина США дополняется законодательным регулированием и прежде всего путем судебного толкования конституционных норм.

В США во второй половине 19 в. сформировалась уникальная партийная система, существующая и по сей день и не имеющая аналогов во всем мире. Ее качественная сторона состоит в том, ч на всех трех уровнях власти - общенациональном, региональном, местном - господствуют и соперничают друг с другом ведущие буржуазные партии - Демократическая и Республиканская.

Когда правящей партией становятся республиканцы, то оппозицией являются демократы, даже если им принадлежит большинство в одной или двух палатах американского конгресса.

Партии сконструированы как «партийные машины», так как их целю и смыслом существования является борьба за завоевание власти на регулярно проводимых и многочисленных выборах. Они не имеют четких партийных программ. Их роль частично выполнят предвыборные манифесты, принимаемые на съездах Республиканской и Демократической партии. Свои съезды демократы и республиканцы проводят в крупных годах различных штатов.

В США в общенациональном масштабе нет специальных законов о партиях.

Несмотря на то, что партии пользуются доверием и широкой общественной поддержкой, можно провести и некоторые различия меду ними:

1 По времени возникновения. Первоначально возникла демократическая партия 1828г., а затем республиканская -1854г.

2 По отношению к пределам государственного вмешательства в регулирование социально-экономических процессов. Демократы выступают за более активную роль государства в этой сфере.

3 по представительству социально-экономических интересов. В глазах общественности партией «большого бизнеса» выступают республиканцы, хотя и Демократическая партия пользуется поддержкой богатых людей.

4 Во время последней президентской компании республиканцы делала акцент на реформе сложной налоговой системы, на существенном увеличении мощи вооруженных сил и расходов на оборону, а демократы выступали за приоритетное решение вопросов образования, здравоохранения.

Все другие партии (партии реформ, коммунистические, социалистические)- маловлиятельные и не являются серьезной политической силой.

В соответствии с Конституцией все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства- конгрессу США, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей.

Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. Срок полномочий сенаторов 6 лет, членов палаты представителей -2 года. Конгресс работает сессионно- одна сессия ежегодно с перерывами на каникулы.

Палата представителей состоит из 435 депутатов, избираемых на основе мажоритарной системы относительного большинства без требования кворума. В качестве основных избирательных цензов следует назвать возрастной (кандидаты, достигшие 25 лет), ценз гражданства (состояние в американском гражданстве не менее 7 лет), ценз оседлости (проживание в штате, на территории которого находится избирательный округ). Палата представителей не может быть досрочно распущенна.

Палату возглавляет спикер, избираемый самой палатой. Он ведет заседание, направляет законопроекты в комитеты, имеет право голоса и тд.

В состав сената входят 100 членов, избираемых не зависимо от численности населения по два от каждого штата. Сенатором может быть избран любой гражданин США, проживающий в пределах соответствующего штата, при условии состоянии его в гражданстве не менее 9 лети достижения 30 летнего возраста. В сенат входит вице –президент США, который является его председателем, обладающим правом подписания принятых палатой законопроектов. Однако право голоса в ординарной ситуации он не имеет.

Члены каждой партии в палатах образуют фракцию. Важную роль в деятельности конгресса играют постоянные и временные комитеты, комиссии и подкомиссии, деятельность которых строго определена в регламентах палат.

Перечень полномочий конгресса сформулирован в разделе 8 статьи 1 Конституции США предельно жестко. Это касается предметов ведения, по которым парламент вправе принимать законы.

Компетенция подразделяется на общую, осуществляемую обеими палатами по принятию законов и резолюций и специальную, принадлежащую каждой палате в отдельности.

К общим полномочиям относятся:

- принятие законов и резолюций в финансово- бюджетной сфере (право введения и взимания налогов, пошлин, акцизов, чеканка монет, принятие федерального бюджета);

- в сфере обороны и внешних сношений - исключительное право объявлять войну, решать вопросы формирования вооруженных сил;

- в сфере организации внутренней политики - учреждение федеральных судов, регулирование порядка приобретения гражданства и тд.

В законодательном процессе палаты равноправны. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство парламентариев обеих палат.

К специальным полномочиям относятся полномочия каждой из палат по организации процедуры импичмента, избрание президента и вице- президента, если выборщики не смогут их выбрать.

Конституция США впервые в истории учредила пост выборного президента. В соответствии со ст. 2 Конституции президент является главой правительства, всей системы исполнительной власти и одновременно главой государства. Конституционными нормами определен 4 –летний срок президентства. Президентом может быть избран урожденный гражданин США, достигший 35- летнего возраста, проживающий в стране не менее 14 лет, обладающий избирательным правом. 22-я поправка устанавливает, что одно и тоже лицо не может быть президентом более 2 сроков подряд.

Выборы главы государства проходят в четко определенный срок- в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года. При этом досрочные выборы К не предусмотрены. В случае досрочного прекращения главой государства своих полномочий его функции выполняет вице- президент в течении всего оставшегося времени до выборов.

Президент избирается путем косвенных выборов, при которой избиратели, голосуют за коллегию выборщиков, которая затем избирает главу государства. Все выборщики от штата представляют одну партию. На этом этапе победитель определяется на основе системы относительного большинства. При голосовании выборщиков для победы кандидата на пост президента требуется абсолютное большинство голосов выборщиков. В случае, если не один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов выборщиков, президента избирает палата представителей американского конгресса из трех кандидатов, получивших относительное большинство голосов выборщиков.

Глава государства неприкосновенен: его нельзя арестовать и подвергнуть уголовному преследованию до тех пор, пока он не будет отстранен от должности в соответствии с импичментом. В США правовой статус президента и правительства определен в Своде законов США.

В соответствии с конституцией США президент обладает широким кругом полномочий: исполнение законов. Назначение и смещение министров, определение полномочий всех должностных лиц на федеральном уровне, представительства государства во внешних отношениях, руководство внутренней и внешней политикой, издание указов и исполнение приказов, осуществляет помилование.

Кабинет президента США состоит из министров, которые согласно Конституции назначаются президентом по совету и с согласия сената. Четкой структуры кабинет не имеет. При нем функционируют несколько советов: национальной безопасности, по экономическим делам, по природным ресурсам и проблемам окружающей среды, по людским ресурсам. Председателем этих советов является президент. Однако в каждой из них есть временный председатель который и руководит работой.

В США исторически сложилась двухуровневая судебная система, предполагающая наличие в каждом штате как федеральных судов, так и судов данного штата.

Конституция США заложила основы единой централизованной федеральной судебной системы, которая состоит из трех звеньев: районных судов, окружных судов и Верховного суда. Судьи этих судов назначаются президентом США с одобрения сената. Кроме того в систему федеральных судов входят так называемые специализированные суды, имеющие отдельную компетенцию с правом вынесения приговоров и решений(налоговый суд, суд по делам военнослужащих, суд по таможенным и патентным делам, претензионный суд).

Районные суды рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Апелляционные суды (окружные) осуществляют проверку решений районных судов, а также рассматривают жалобы на решения ряда административных органов.

Верховный суд, состоящий из 9 судей, является высшей судебной инстанцией. Судьи назначаются президентом с совета и согласия сената пожизненно. Они могут быть смещены с должности только в результате применения процедуры импичмента. Для Верховного суда характерна письменная процедура рассмотрения дела, не требующая присутствия сторон. Свидетелей и других обязательных для судебной процедуры действий. Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией, которая проверяет решения и приговоры нижестоящих судов. В качестве суда первой инстанции этот суд выступает по всем спорам между двумя и более штатами, Союзом и штатом, по делам, возбужденным одним штатом против граждан другого или иностранцев.

Судебная система штатов состоит из трех или четырех инстанций:

1 низовые суды (мировые суды, полицейские суды и тд.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела.

2 суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды) рассматривают подавляющее большинство гражданских и уголовных дел.

3 апелляционные суды осуществляют надзорную функцию по отношению к нижестоящим судам. Решения носят окончательный характер.

4 Высшие верховные суды, являющиеся высшей судебной инстанцией штата, обладают апелляционной юрисдикцией по отношению к решениям нижестоящих судов, а также осуществляют предварительный конституционный надзор.

Кроме того, судебные системы штатов включают в себя специальные суды штатов (по делам о наследстве, опеке, по семейным делам).

Центральным элементом американского федерализма являются правомочия отдельных штатов определять свою собственную политическую структуру, а также воздействовать на центральные органы государственной власти.

Американская федерация состоит из 50 штатов и федеративного округа Колумбия. Под суверенитетом США находятся зависимые территории, имеющие особый статус.

При анализе американского федерализма необходимо учитывать императивных характер принципов и требований, обеспечивающих эффективное функционирование этой формы государственного строительства. К таким чертам относятся:

1 Безусловный приоритет федеральной Конституции и федеральных законов по отношению к правовым установлениям штатов.

2 Наличие двух уровней управления.

3 Одинаковый равноправный конституционный статус субъектов федераций.

4 Четкое разграничение полномочий между Союзом и штатами.

5 Конституционные гарантии территориальной целостности Федерации (отсутствие в Конституции права на сецессию, т.е. на выход штата из состава Федерации.

Вместе с тем имеется определенное своеобразие в государственном устройстве США, обусловленное историческими, географическими, этническими, и иными факторами:

1 выделен особый регион- федеральный округ Колумбия, имеющая специальный статус столичного округа, в отношении которого конгресс имеет исключительные законодательные полномочия.

2 Присутствует достаточно широкий круг полномочий штатов в сфере собственной внутренней политики (штаты сами определяют свой электорат, устанавливают обязательные требования к прохождению партийных кандидатов на гос посты через праймериз(первичные выборы).

3 особый статус судебной системы, включающей федеральные суды и суды штатов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: