25 5
28 3
30 8
32 10
35 6
37 2
n = 40
Задача №9. При профилактическом осмотре студентов-медиков лечебного факультета в возрасте 20 лет определялась частота пульса.
Частота пульса (уд. в мин) число студентов
55 2
58 4
60 25
62 30
65 24
68 15
70 10
n = 110
Задача №10. Кардиоревматологами диспансера г.А. Н-ской области изучено число обращений детей с активной фазой ревматизма в течение года.
Число обращений число детей
2 3
3 10
4 15
5 10
6 4
7 1
n =45
ЗАДАЧА №11. Кардиоревматологами диспансера №… г.В.Н-ской области изучено число обращений (явок) детей с неактивной фазой ревматизма в течение года.
Число обращений число детей
1 5
2 65
3 77
4 30
5 4
6 1
n =185
Задача №12. Результаты изучения длительности пребывания на больничном листе по поводу гипертонической болезни состоящих под диспансерным наблюдением больных данным заболеванием поликлиники №… г.Н. Городской показатель изучения длительности пребывания на больничном листе с данной нозологией аналогичной группы больных – 23,8 дней. σ = -4,6 дня.
Длительность пребывания на б/л число больных, состоящих на д/у
14 4
17 8
21 7
25 18
28 20
30 8
33 5
n = 70
Задача №13. Результаты изучения длительности пребывания на больничном листе по поводу гипертонической болезни больных, не состоящих под диспансерным наблюдением. Городской показатель по аналогичной группе больных 18 дней, σ = ±5,8 дня
Длительность пребывания на б/л число больных, не состоящих на д/у
12 3
13 3
14 10
15 12
18 20
19 9
21 5
n = 62
Задача №14. Изучена средняя длительность пребывания больного на койке инфекционной больницы №1 г.А. в 2007 году. Внутригородской показатель средней длительности пребывания больного на койке равен 16 дням,, σ = ± 58 дней.
|
Длительность пребывания число больных
10 14
11 36
12 45
13 95
14 150
15 40
20 25
n = 405
Задача №15. Изучена средняя длительность пребывания больного на койке инфекционной больницы №2 г.В. в 2007 году. Внутригородская средняя длительность пребывания больного на койке равна 20 дням.
σ = ±5,8 дня.
Длительность пребывания число больных
14 9
18 15
19 35
21 50
22 80
23 40
24 10
n = 239
ВОПРОСЫДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Основное достоинство средних величин:
а) объективность;
б) типичность;
в) абстрактность;
г) конкретность;
д) все перечисленное верно.
2. Из приведенных ниже формул для вычисления простой средней арифметической величины применяется:
а) М = М1 + А
б) М = Σ V p
n
в) М = Σ V
n
3. Из приведенных ниже формул для определения достоверности средней величины при большом числе наблюдений используются:
а) m = ±σ
√n-1
б) m = ±σ
√n
в) m = ± √ p q
n
г) m = ± √ p q
n-1
4. Вариационный ряд – это:
а) числовые значения изучаемого признака статистической совокупности, расположенные в ранговом порядке;
б) числовые значения изучаемого признака статистической совокупности, расположенные в ранговом порядке с соответствующими этим значениям частотами;
в) числовые значения изучаемого признака с соответствующими этим значениям частотами.
5. Средняя величина – это:
а) варианта с повторяющимся числовым значением;
б) варианта, имеющая наибольший «вес» (частоту) в вариационном ряду;
в) обобщающая числовая характеристика размера изучаемого признака.
6. Впишите недостающий вид вариационного ряда по частоте представленных в нем вариант:
|
а) простой;
б)____________________________.
7. Средние величины применяются для оценки:
а) состояния здоровья населения;
б) организации работы и деятельности лечебно-профилактических учреждений в целом, отдельных его подразделений и врачей;
в) организации работы и деятельности всей системы здравоохранения;
г) состояния окружающей среды.
8. В каком вариационном ряду используются следующие методы расчета средней арифметической величины (подберите соответствующие ответы):
Вариационный ряд: Методы расчета:
1) простой вариационный ряд; а) М= (∑Vp)/n;
2) взвешенный вариационный ряд. б М= ∑V/n.
9. Укажите соответствующий алгоритм расчета для простых и взвешенных средних арифметических величин:
Средняя величина: Алгоритм расчета:
1) простая средняя арифметическая величина; | а) перемножить каждую варианту на соответствующую ей частоты (Vp); |
2) Взвешенная средняя арифметическая величина. | б) получить сумму произведений вариант на частоты М= (∑Vp); |
в) суммировать числовые значения вариант (∑V); | |
г) полученную ∑Vp разделить на число наблюдений (n); | |
д) полученную ∑V разделить на число наблюдений (n); |
10. Характеристиками разнообразия вариационного ряда являются:
а) лимиты ряда (V max и V min);
б) амплитуда ряда (А);
в) среднеквадратичное отклонение (σ);
г) отклонение (разность) каждой варианты от среднеарифметической величины вариационного ряда (d = V - M);
д) коэффициент вариации (Сv).
11.Каково значение сигмы для анализа вариационного ряда (укажите правильные ответы):
|
а) характеризует внутреннее разнообразие (колеблемость) вариационного ряда;
б) применяется для сравнительной оценки типичности средних арифметических величин;
в) позволяет оценить достоверность средней величины;
г) позволяет восстановить (реконструировать) вариационный ряд по частоте на основе правила «трех сигм»;
д) применяется для выявления «выскакивающих» вариант;
е) применяется для расчета коэффициента вариации (Сv).
ж) применяется для вычисления ошибки репрезентативности средней арифметической (mм).
12. «Нормальное» распределение вариационного ряда означает:
а) распределение вариационного ряда по частоте на основе правила «трех сигм»;
б) что в пределах M±1σ находится 68,3% вариант ряда;
в) что в пределах M±2σ находится 95,5% всех вариант;
г) что в пределах M±3σ находится 99,7% всех вариант;
13. Размер ошибки средней арифметической величины зависит от:
а) типа вариационного ряда;
б) числа наблюдений;
в) способа расчета средней величины;
г) разнообразия изучаемого признака.
14. Доверительный интервал – это:
а) интервал, в пределах которого находятся не менее 68% вариант, близких к средней величине данного вариационного ряда;
б) пределы возможных колебаний средней величины (показателя) в генеральной совокупности;
в) разница между максимальной и минимальной вариантами вариационного ряда.
15. Для медико-социальных статистических исследований минимальной достаточной является вероятность безошибочного прогноза:
а) 90%;
б) 95%;
в) 99%.
16. Какой степени вероятности соответствует доверительный интервал М±3m при n>30:
а) 68,3%;
б) 95,5%;
в) 99,7%.
17. Оценка достоверности полученного критерия Стьюдента (t) для малых выборок производится:
а) по специальной формуле;
б) по принципу: если t > 2, то Р > 95%;
в) по таблице.
18. При оценке достоверности разности полученных результатов исследования разность является достоверной (существенной), если при n >30 величина t равна:
а) 1,0;
б) 1,5;
в) 2,0;
г) 3 и более.
При выполнении индивидуального задания (тестовый контроль, задачи) на отдельном листке указать ФИО, курс, группу, факультет и представить преподавателю в конце занятия после обсуждения основных вопросов по теме.
ЭТАЛОНЫОТВЕТОВ:
1. б.
2. в.
3. б.
4. б.
5. в.
6. Взвешенный.
7. а,б,г.
8. 1-б, 2.- а.
9.1-в, д; 2 – а,б,г.
10. в, д.
11. а,б, в, г, д, е, ж.
12. а.
13. б,г.
14. б.
15. б.
16. в.
17. в.
18.в.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
- Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов медвузов под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 528с;
- Ю.П. Лисицын Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. – М.: ГОЭТАР Медиа, 2007. – 512 с.
3. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по курсу дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение» для студентов 1У-У курсов всех факультетов / сот. Березинская З.П., Окунева Г.Ю., Говязина Т.Н. и др. – Пермь: ГОУ ВПО «ПГСА Минздрава России», 2004. – 139 с.
Дополнительная:
1. Герасимов А.Н. Медицинская статистика. Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 480 с.
2. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Учебное пособие для практических занятий под ред. В.З Кучеренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 192 с.
План работы на занятии:
- Вводное слово преподавателя о необходимости и важности изучения этой темы для будущих врачей – 15 мин.
- Определение исходного уровня знаний путем опроса студентов или написания теста, активное собеседование – 30 мин.
- Решение ситуационных задач совместно с преподавателем, обсуждение и оценка ситуаций - 50 мин.
- Самостоятельная работа студентов – 60 мин.
- Подведение итогов. Задание на дом – 3 мин.
Место проведения занятия – аудитория кафедры.
Время проведения –9.00 – 11.50.
Оснащение занятия: таблицы по теме; методические материалы кафедры.
Форма отчетности: в конце занятия студент должен представить рабочую тетрадь с результатами решения задач, с выполненными тестовыми заданиями, конспектами по самоподготовке.
Блок информации для студентов: