Под социальной политикой мы понимаем систему мер и действий по достижению общественно значимых социальных целей, целостную систему ценностных ориентиров и принципов, выработанных обществом для осмысленного, целесообразного использования мировоззренческих оснований общественного развития при разработке и реализации стратегий развития общества. На основе этих принципов определяются приоритеты социального и хозяйственного развития, вовлекаются ресурсы и используются инструменты развития, разрабатываются механизмы управления и регулирования, посредством которых формируется и реализуется социальная политика. Только после этого можно разработать комплекс стратегий, программ и проектов, объединенных одной системой замыслов, ценностей и целей.
Практически работающего механизма проверки соответствия принимаемых решений государством на соответствие жизненным интересам населения сегодня нет. На наш взгляд, таким механизмов может явиться социальная экспертиза, которая:
• может вернуть человека как приоритетную ценность социально-хозяйственного развития во главу формирования стратегий гармонизации социально-хозяйственных систем и общественного развития;
• стать основой формирования социальной политики государства;
• дать возможность оценки воздействия любых решений на общественное развитие и их социальные последствия (что мы никогда системно не делали).
Социальная экспертиза - исследование, включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, инфраструктуре, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие объекты и среды, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений.
Социальные объекты - социальные общности и сообщества, социальные институты и процессы, организации, социальные и жизненные ценности, идеи, концепции, нормативные и законодательные акты, стратегии и программы развития, управленческие решения, политические и социальные платформы, программы и проекты развития, прямо или косвенно предусматривающие социальные и общественные изменения, последствия.
Потребность в проведении социальной экспертизы возникает всякий раз, когда решение стратегического и социального характера (принятое или подготовленное к принятию) может существенно сказаться на жизнедеятельности людей. Мы привыкли к обязательности проведения экологических экспертиз значительных хозяйственных проектов, но забываем, что реализации подобных и любых других проектов однозначно приведет к изменению, разбалансировке человеческих отношений, социальной ситуации в регионе реализации.
Решение о проведении социальной экспертизы должно закономерно возникать у лиц, принимающих решение, когда нет определенности в понимании:
• возможных масштабов и характера влияния принимаемого решения на жизнедеятельность населения, на которое повлияют результаты реализации решения;
• насколько будут различаться последствия реализации управленческого решения для разных социальных групп, разных территорий, как они проявятся в разных социокультурных условиях;
• каких сторон, элементов социально-хозяйственных систем коснется принимаемое решение, без вовлечения которых невозможна полноценная его реализация;
• какое ресурсное и инструментарное обеспечение принимаемых решений необходимо для обеспечения социальной стабильности.
Законодательное оформление и методологическое обеспечение механизмов социальной экспертизы – одна из актуальных задач нашего общество, государства.
Цель социальной экспертизы – установить соответствие деятельности органов государственной власти, предпринимательских структур и других социальных институтов интересам населения Российской Федерации, замыслам, целям и задачам стратегии развития нашего государства, а также сформировать предложения для достижения этого соответствия.
Задачи социальной экспертизы:
• дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, положениям государственной и/или социальной политики;
• выявить положения документов, решений, проектов, которые могут иметь негативные социальные последствия, и определить возможные масштабы таких последствий;
• оценить уровень соответствия законным интересам граждан нормативных и законодательных актов, хозяйственных и социальных проектов (программ), представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации;
• внести предложения, рекомендации по решению возникшей социальной проблемы.
Итак, социальная экспертиза проводится в том случае, если нужно оценить позитивные или негативные последствия принятия управленческих решений, программных или законодательных актов, а также когда предстоит принимать решения по подготовленным стратегиям, программам, проектам, документам.
Необходимо выделить и обособить следующие виды экспертизы:
• Государственная (обязательная экспертиза национальных, инвестиционных, целевых и государственных программ, когда их масштаб охватывает интересы большей части населения страны и оказывает на них непосредственное влияние. Аналог экологической экспертизы инвестиционных программ и проектов);
• Общественная (экспертиза решений, законодательных актов, управленческих решений, стратегий и программ развития государства, регионов и отраслей, реализуемая партиями, общественными движениями и организациями. Сюда же относятся социальные экспертизы системы общественного контроля).
Организационные вопросы, которые необходимо решить для обеспечения работоспособности и действенности механизмов социальной экспертизы:
• Методологическое обоснование механизмов и инструментов социальной экспертизы;
• Законодательное обеспечение введения института социальной экспертизы народно-хозяйственных решений;
• Формирование общественных институтов осуществления социальной экспертизы.
На наш взгляд, структура работ по проведению социальной экспертизы и соответствующих её разделов может быть следующей:
• Общая информация и аналитика – информация об исследуемом социальном объекте, его среде и инфраструктуры, анализ достоверности исходной информации;
• Социальная диагностика – анализ состояния социального объекта, его внешнего окружения в момент исследования;
• Методологическая экспертиза - анализ принимаемого решения с точки зрения его целостности, соответствия принципам, основаниям и методам обеспечения этих решений;
• Прогноз – выявление возможных состояний социального объекта в результате принятия решений и вариантный анализ возможных сценариев достижения объектом этих состояний. Экспертные заключения социальных последствий принимаемых решений по преобразованию социального объекта;
• Рекомендации – выработка предложений по тематике экспертирования социального объекта для принятия дальнейших решений их применения.
Основные понятия и определения,
использованные в вышеприведенном материале
Социальная политика — составная частьгосударственной политики в области социально-хозяйственного развития и его социального обеспечения; система проводимых мероприятий, реализуемых стратегий и программ, направленных на улучшение качества и уровня жизни всех слоев населения, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, мировоззренческие, хозяйственные, методологические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.
Социальная экспертиза — специальное исследование, проводимое для определения целесообразности принятия того или иного стратегического или проектного решения, выработки прогнозных оценок воздействия результатов решений на состояние общественных отношений и их гармонии с развитием других сторон социально-хозяйственного развития в границах прав и свобод человека и гражданина, и возможности реализации человеком своего творческого потенциала. Социальная экспертиза призвана содействовать адекватному выражению, учету и реализации интересов участников процессов социально-хозяйственного развития и общественных отношений, вовлеченных в это развитие в целях их гармонизации.
Социально-хозяйственная система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, инструментов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
Социальные объекты - социальные общности и сообщества, социальные институты и процессы, организации, социальные ценности, идеи, концепции, нормативные акты, прямо или косвенно предусматривающие социальные изменения, социальные проекты и т. п.
Стратегическое мышление - способность человека прогнозировать результаты и последствия действий (своих и чужих), формулировать и ставить задачи по достижению долгосрочных целей развития целостных социально-хозяйственных систем любого уровня иерархии.
Стратегия развития общества — сформулированное понимание целей развития, практических действий и теоретических системных разработок на основе образа будущего, построенного на основе целостного стратегического замысла, направленного на максимальное приближение стратегий к природным законам развития сложных систем, стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.
Цель социально-хозяйственного развития - состояние социально-хозяйственной системы государства, социальной сферы, которое формируется участниками процесса стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности.
Координаты