Технико-экономические данные оборудования




Содержание

 

1. Резюме

2. Этапы реализации проекта

3. Характеристика объекта

4. План маркетинга

5. Технико-экономические данные оборудования

6. Финансовый план

7. Оценка риска

8. Финансово-экономическое обоснование инвестиций

9. Выводы

 

 

1. Резюме

Настоящий проект представляет собой план создания детского магазина

игрушек с денежным оборотом в два года.

 

Руководитель проекта _ х___

 

Идея проекта: Идея создания оборотом в два года преследует три цели:

 

1. Создание высокорентабельного предприятия.

2. Получение прибыли.

3. Удовлетворение потребительского рынка потребления детских игрушек.

 

Финансирование проекта: Осуществляется путем получения

коммерческого кредита в размере 1680000 рублей.

 

Характер предприятия: магазин по продаже детских игрушек.

 

Стоимость проекта: 1680000 руб.

 

Сроки окупаемости: 2 года.

 

Доход инвестора составит 108090,63 рублей.

 

Выплаты процентов по кредиту начинаются с первого месяца

реализации данного проекта.

Возврат заемных средств начинается с первого месяца реализации

проекта. Данное обстоятельство введено в данном бизнес плане для упрощения

понимания структуры расчета потока дисконтирования и регулирования

денежного потока.

Заложенная процентная ставка по заемным средствам 14%. Необходимо

учитывать, что в настоящее время банки пересматривают норму процента для

инвестиционных проектов в сторону снижения.

Общая сумма начисленных процентов составит 108090,63 рублей.

Условный жизненный цикл проекта 2 года.

Срок окупаемости с начала реализации проекта 17 месяцев.

Срок окупаемости с учетом дисконтирования 2 года.

Общий экономический эффект от реализации проекта за условный

жизненный цикл составляет 2812333,58 руб.

 

2. Сроки и основные этапы реализации проекта

 

Начало реализации проекта начинается после получения кредита.

Окончание через 24 месяца.

Необходимые для реализации проекта мероприятия описаны в таблице.

 

Этапы проекта Условия выполнения Строки выполнения
Начало проекта   01/2 года
Заключение инвестиционного договора 1 месяц проекта 1-30 банковских дней
Получение кредита Наличие соответствующего пакета документов 01 месяц
Внесение в госреестр, постановка на учет в административных и налоговых органах Заключение инвестиционного договора 1-30 календарных дней
Подбор местоположение и оформление документации Предварительные работы 01 месяц
Покупка оборудования Заключение инвестиционного договора 1-30 календарных дней
Установка оборудования Получение инвестиционных средств 1-30 календарных дней
Найм персонала Производственная деятельность 1-30 календарных дней
Обучение персонала Окончание этапа организации производственного процесса 1-30 календарных дней
Произведение маркетинговой компании 360 календарных дней 1-360 календарных дней
Окончание проекта   12-24 месяца

 

3. Характеристика объекта

 

Магазин детских игрушек предназначен для реализации детских

игрушек и сопутствующих товаров населению.

Ребенок требует постоянного внимания и ухода, а также огромного

количества предметов, которые нельзя закупить один раз и надолго. Выбрать

нужную вещь без спешки и толчеи, в комфортной и уютной обстановке, можно

только в специализированных магазинах или отделах детских товаров. Поэтому

все более популярным становится относительно новый формат «детской»

торговли – это детские супермаркеты или магазины, где есть все: от ползунков

и подгузников - до радиоуправляемой машинки. Наряду со

специализированными магазинами высокая посещаемость у детских отделов в

крупных торговых центрах, которые делают ставку, прежде всего на

«покупателей выходного дня», когда в пределах здания можно приобрести все

необходимое для каждого члена семьи.

 

Существуют следующие формы торговли игрушками:

 

· небольшие ларьки и раскладки под открытым небом,

 

· секции супермаркетов, универсамов, торговых центров;

 

· магазины типа «детский мир» и «дом игрушки».

 

Как правило, на крупных предприятиях розничной торговли

специализированные магазины для детей располагаются выше второго этажа.

Торговые центры, универсамы имеют четкую горизонтальную и вертикальную

структуру, в основе которой - распределение площади по товарным категориям

и отдельным товарам. Если в состав торгового центра включен гипермаркет, то

магазин детских игрушек следует располагать только на первом этаже. Нужно,

чтобы до того как покупатели попадут в магазины - «якоря», которые посещает

наибольшее количество клиентов ТЦ, покупатель прошел через максимальное

количество других магазинов.

 

В планах организации Магазина детских игрушек предполагается:

 

· аренда помещения;

· оформление предприятия;

· покупка мебели торгового оборудования;

· приобретение ассортимента товаров и продукции;

· найм персонала;

· проведение маркетинговой компании.

 

При поиске и подборе помещения для магазина детских товаров

необходимо учитывать несколько факторов:

 

· магазин должен располагаться в непосредственной близости к потенциальному покупателю;

· желательно, чтобы рядом не было конкурирующих магазинов. Но нужно

учитывать то, что иногда применяется такой маркетинговый приём, как

создание аналогичного магазина в уже «разогретом» для этого месте, но это

стоит только в том случае, если есть 100% гарантия в том, что можно будет

легко обойти конкурентов по качеству;

· помещение должно полностью соответствовать всем потребностям магазина.

После того, как подходящее помещение найдено или, если позволяют

инвестиционные возможности построено, следует переходить к ремонту, если

он необходим, и приобретению оборудования для магазина.

Ремонт лучше всего заказать в профессиональной дизайн-студии с

учётом детских интересов. Дополнительно можно установить в магазине

различные фигуры сказочных персонажей или животных. Оборудование для

работы магазина детских игрушек необходимо следующее: стеллажи, полки для

игрушек, стойки для одежды, витрины для товаров, кассовый аппарат.

Для открытия Магазина детских игрушек необходимо зарегистрировать

предприятие в организационно-правовой форма ведения бизнеса –

индивидуальный предприниматель. Так как потенциальные потребители –

частные лица, это позволит уменьшить налоги, упростит бухгалтерию и

отчётность.

При выборе ассортимента продукции предполагается акцент на

осуществление розничной реализации следующих типов товаров:

 

· детские игрушки;

· гигиенические средства;

· детское питание;

· детские коляски;

· детские автокресла;

· одежда и обувь для детей.

 

По мере необходимости список товаров можно варьировать как в

сторону уменьшения, так и в сторону увеличения общего числа позиций.

Чтобы составить полный необходимый ассортиментный перечень

товаров необходимо будет провести работу с потенциальными поставщиками.

Необходимо понимать, что многое зависит от региона: где-то поставщиков

достаточно много и условия, на которых они готовы поставлять товар – очень

выгодные. Есть такие, которые будут привозить товар в магазин под

реализацию. Для старта данного бизнеса - это самый оптимальный вариант. Но

есть и такие регионы, где поставщиков мало. В таком случае нужно будет

вносить предоплату за товар и осуществлять его доставку в магазин. Главное

проверить, что потенциальный поставщик имеет сертификаты соответствия на

всю предлагаемую продукцию.

Когда магазин отремонтирован, укомплектован оборудованием и

ассортиментом товаров и продукции, останется только нанять персонал. Для

работы Магазина детских товаров понадобятся бухгалтер, работу которого

можно отдать аутсорсинговой компании, менеджер-управляющий и продавцы,

количество которых зависит от размера магазина. Продавцов лучше выбирать

приветливых, приятной внешности, общительных, но не навязчивых. Главное,

чтобы они обязательно имели в наличии санитарную книжку, в частности это

необходимо для продажи детского питания.

Очень важно разработать стратегию маркетингового продвижения на

рынок с учётом всех сопутствующих факторов. Детские игрушки требуют

особого подхода к выкладке и размещению в пространстве торговых

помещений, чтобы основные покупатели товаров для детей — родители, могли

удобно и выгодно приобрести необходимое. Так же нужно помнить, что

родители приобретают товары для дополнительной целевой аудитории,

которую составляют дети, которые в большинстве случаев становятся

инициаторами покупок взрослых, влияют на выбор, сами являются активными

покупателями некоторых категорий продуктов. Именно поэтому при

оформлении магазинов игрушек важна направленность на обе группы целевой

аудитории.

Современный магазин и детский отдел устроены по принципу

самообслуживания. Это особенно важно для детей, которые получают

свободный доступ к товару. Также удобно то, что можно обойти весь магазин и

набрать разнообразных товаров и игрушек, а оплату произвести на одной кассе,

что повышает процент спонтанных покупок.

Крупный магазин обычно тематически делится на товарные секторы с

учётом разных возрастных категорий детей и видов товаров: игрушки ближе к

выходу, одежда в глубине или сбоку, так как требует более тщательного

подбора. В небольших модульных магазинах игрушки распределяют по видам,

ассортимент гигиенической и другой продукции располагают ближе к кассам.

Весь товар кодируют наклейками или магнитными носителями.

Зал игрушек обычно моделируется по принципу вида развлечений: зону

мягких изделий может сменять зона кукол и имитационных игр, после нее

может следовать зона логических и обучающих игр и т.д. Под игрушки, мебель

и аксессуары для детей от нуля до трех лет обычно отводится отдельный зал

или часть торгового зала с четкими указателями на ее местонахождение. В

торговом зале также следует сделать игровое место, где дети могли бы

развлекаться с играми, которые им понравились. По мнению психологов, в

восприятии ребенка понравившаяся игрушка, которую он держит в руках,

становится чем-то родным, близким, частью его самого. Игровая комната

предоставляет детям возможность сразу изучить многие игрушки.

Если в продаже магазина есть качели и воздушные змеи, их лучше

прикрепить к потолку, мячи выставить в торговом зале в какой-либо крупной

емкости — в манеже, пластиковой песочнице или игровом центре. Больше

продукции выкладывать на стендах в собранном виде, надо демонстрировать

работу игрушек, каждое последнее воскресенье месяца проводить день

именинника. Бесплатный вход в игровую комнату, игры, конкурсы,

поздравления с подарками, возможность попробовать «на ощупь»

понравившиеся предметы – все это создает позитивный имидж магазина и

формирует широкий круг постоянных покупателей.

Эксперты утверждают, что детский магазин может окупиться через 6

месяцев. Игрушки и дети неразлучны, поэтому в данном деле можно добиться

успеха. Многое будет зависеть от правильной организации бизнеса.

Предполагается открытие магазина детских товаров, ориентированного на

потребителей среднего класса.

На сегодняшний день функционирует множество мелких компаний,

которые продают детские игрушки, большинство из них не чувствует

конкуренции, так как рынок этот еще очень свободен. Этот бизнес долго

окупается и требует большой объем инвестиций, поэтому бизнес-план для

такого предприятия должен быть обязательно, как подробное руководство, со

всеми расчетами, сроками, рисками.

Соответственно, оборудование окупится за год, в следующих периодах

все затраты будут составлять остальные начальные затраты.

 

План маркетинга

 

Прежде чем начать рассматривать конкурентную среду рассмотрим

текущее состояние потребительского рынка. В настоящее время

международный кризис диктует свои условия жизнедеятельности, как граждан,

так и предприятий в целом.

Кризисные явления в экономике 2008-2009 гг. оказали негативное

влияние на структуру мирового рынка. Однако, начиная с 2010 года, рынок

розничных продаж продуктов, как другие рынки, стали демонстрировать

постепенный возврат на докризисный уровень. Деятельность предприятий,

которые изжили себя по экономическим и моральным признакам, прекратились.

Более прозрачными стали многие схемы ведения бизнеса. Схемы товарообмена

упростились, так же как и процедуры зачисления денежных средств на счета,

как предприятий, так и граждан. Потребители стали избирательными в своих

расходах, мотивируя это ограничениями в денежных средствах.

Период 2012-13 гг. охарактеризован ростом отрасли. Первый квартал

2014 года охарактеризован некоторым застоем развития, связанным с

политическим кризисом в Украине и пересмотрим межгосударственных

торговых взаимоотношений.

Наиболее популярным видом финансирования развития компаний

продолжает оставаться банковский кредит, но предприятия привлекают и

другие источники финансирования:

 

· Выпуск облигаций (30%);

· Размещение акций на бирже (около 25%);

· Привлечение финансового инвестора (23%);

· Собственная прибыль (14%).

 

Словосочетание «детские товары» стало возможным только после

появления понятия «детство». По мнению ряда исследователей, до XVII—XVIII

веков понятия «детство» не существовало. Дети считались «маленькими

взрослыми», их одевали, как взрослых, в богатых семьях считалось, что у

ребёнка должен быть мир взрослых интересов, дети бедняков иногда начинали

работать уже с 5 лет, а в 8 трудились по 14—16 часов в день.

Появления на свет малыша ждут не только его родители и близкие. Этого

события с нетерпением ожидают производители детских товаров, готовые

предложить самые разнообразные предметы для ухода за новорожденными,

детское питание и косметику, коляски, кроватки, одежду, игрушки и

подгузники, ведь во всем мире продажа товаров для детей – один из самых

прибыльных видов бизнеса.

Россия переживает так называемый «беби-бум». Рождаемость растет, а

каждый ребенок, начиная с момента своего рождения, нуждается в огромном

количестве вещей, которые по мере его роста и развития постоянно должны

заменяться другими. По официальной статистике, в нашей стране проживает

около 28,5 млн. детей до 16 лет (около 20% населения), из них в столице - около

1,3 млн. (чуть меньше 10% москвичей). Общую емкость российского рынка

детских товаров специалисты оценивают в 135-225 млрд. рублей, при этом из

них на Москву приходится порядка 30 - 45 млрд. рублей. Прирост рынка

каждый год составляет 20 – 25%, а по некоторым направлениям, например по

игрушкам, рынок растет на 30% в год. Один из самых значительных и

перспективных сегментов - вещи для новорожденных. Потенциальная емкость

этого сегмента в столице составляет около 3 млрд. рублей в год, а по всей

России превышает 30 млрд.

Ежегодно только в Москве появляется на свет около 70 тыс. детей. К

появлению ребенка будущие родители тщательно готовятся, и, как правило,

мало кто считает каждую копейку. В Москве, чтобы купить стандартный набор

для новорожденного (коляска, кроватка, ползунки, пеленки, бутылочки,

памперсы и т.д.) необходимо потратить 1000-1500$.

Возросший спрос на детские товары подтолкнул и рост предложения - на

отечественном рынке детских товаров помимо игроков мирового масштаба,

появляются европейские компании, активизировались и отечественные

производители. Российские производители начали обращать больше внимания

на внешний вид своей продукции, что тоже сыграло немаловажную роль. Тем

не менее, в большинстве секторов по-прежнему доминируют импортные

товары, которые при одинаковом уровне качества дороже на 20%.

Любой начинающий и опытный бизнесмен периодически задает себе

вопрос: «Благодаря какому бизнесу можно получить хорошую прибыль?» На

сегодняшний день в связи с повышением рождаемости продажа детских

товаров становится прибыльным делом. Огромное количество гипермаркетов и

супермаркетов научили покупателя тому, что все товары можно купить в одном

магазине. Тоже относится и к магазинам детских товаров. Покупатели хотят

приобрести товары для детей в одном месте.

В России же сейчас наблюдается ситуация, что хороших магазинов,

продающих детские товары, практически нет. Существует большое количество

магазинов, продающих игрушки, детскую обувь и одежду, но детских

гипермаркетов пока на рынке почти нет. Родители готовы выполнить любое

желание ребенка, купив то, что он захочет. И поэтому нужно дать такую

возможность родителям.

Родители-потребители в основном не довольны ассортиментом и ценами

детских товаров, которые продаются в магазинах. Многие хотели бы, чтобы

цены на детскую обувь и одежду были наполовину дешевле, чем на обувь и

одежду для взрослых. Цена на детскую одежду начисляется, опираясь на

качество и прочность материалов, из которых производится обувь или одежда и

количества операций, которые делаются при пошиве товаров для детей. Одежда

для детей шьется из натуральных материалов, которые стоят гораздо дороже,

чем искусственные.

Но не только цена и ассортимент являются основными критериями при

выборе магазина детских товаров. Важно и то, где находится магазин.

Большинство родителей нужно, чтобы магазин находился недалеко от их дома.

Также родителей не устраивает качество дополнительных услуг, таких как

детская комната, кафе. Дополнительные услуги приносят дополнительный

доход Магазину детских игрушек.

Рынок детских товаров состоит из множества сегментов, каждый из

которых является самостоятельным рынком со своей спецификой и законами.

Некоторые сегменты слабо структурированы. Например, на рынке игрушек есть

сегмент компьютерных игр и игровых приставок, которые не являются

классическими «игрушками». Около 40 % мягких игрушек покупают не для

детей. А сегмент подарочных и сувенирных игрушек является пограничной

областью между детским и взрослым рынком.

У исследователей нет единого понимания того, где проходит возрастная

граница рынка детских товаров. В нём достаточно однозначно выделяют рынок

товаров для новорождённых (до трёх лет): товары по уходу за младенцами,

косметика, игрушки, коляски, подгузники, одежда, текстиль, детское питание

и.т.п. Но верхний возрастной диапазон колеблется от 12 до 18 лет.

Ключевыми факторами развития рынка являются рождаемость, рост

доходов населения и развитие культуры потребления детских товаров. Рост

рождаемости напрямую влияет только на рынок товаров для новорождённых,

для остальных сегментов он имеет отложенный эффект. Оборот рынка

обеспечивается во многом за счёт того, что детская одежда, обувь, игрушки,

книги требуют постоянного обновления, поэтому спрос на товары для детей не

имеет прямой зависимости от цен и уровня дохода семьи.

Важной особенностью рынка детских товаров является целевой

потребитель, поскольку решение о покупке принимают родители, а продукт

«потребляют» дети. Это касается, прежде всего, возрастного сегмента от 0 до 3

лет. Но чем старше ребёнок, тем он больше включается в процесс выбора товара.

 

Ребёнок достаточно быстро растет и потому «проходит» через разные

сегменты рынка. Например, детское питание требуется в среднем 12—18

месяцев, подгузники — 24 месяца. А предметы из некоторых товарных

подгрупп, таких как коляска, манеж, кроватка, приобретаются вообще один раз

для одного ребенка. Таким образом, потребительская лояльность,

выражающаяся в повторных покупках товаров определённой марки, имеет

ограниченный характер. Поэтому и роль брендов на рынке детских товаров

пока незначительна. Доля брендированной продукции не превышает 40 %.

Специфично для этого рынка и большое разнообразие каналов продаж.

Товары для детей представлены не только в специализированных детских

магазинах, но и в аптеках, в магазинах косметики и бытовой химии, в торговых

центрах, в неспециализированных магазинах, в супер - и гипермаркетах, в

неорганизованной рознице и даже на рынках. При этом детский ассортимент

для большинства перечисленных каналов продаж является лишь сопутствующим.

Продолжают появляться специализированные магазины детских

товаров, предлагающие в широкий ассортимент товаров, начиная от питания и

игрушек и заканчивая детской мебелью и автокреслами. Разные группы

родителей, в зависимости от уровня доходов и менталитета, тратят на своих

детей разные суммы денег. По статистике, в среднем московские мамы тратят

на ребенка порядка $500 в год, в других крупных городах – в два раза меньше.

Одни родители считают, что приобретать дорогие вещи не имеет смысла,

рассуждая примерно так: «зачем тратить деньги, все равно ребенок скоро

вырастет». А другие руководствуются принципом «все лучшее – детям» и

покупают своему ребенку даже больше, чем это реально необходимо.

Расходы на детей зависят от уровня дохода семьи, особенно у очень

бедных и богатых семей. Чем беднее семья, тем больше денег в процентном

отношении она тратит на ребенка. В некоторых семьях эта статья расходов

превышает расходы на питание, а в ряде семей на ребенка уходит более 70%

всех доходов. Структура расходов такова: 34% тратится на одежду, 12% - на

обувь, 18% - на игрушки и 36% на все остальное, включая памперсы и детское

питание. Более обеспеченные родители предпочитают покупать более дорогие и

качественные товары. Пока их доля невелика и составляет 40% в денежном и

5% в натуральном выражении. Однако эта доля постоянно растет и будет, по

прогнозам аналитиков, расти и дальше.

Ассортимент детских товаров на сегодняшний день просто огромен.

Помимо традиционных игрушек и питания, современные детские магазины

одновременно предлагают самую разнообразную одежду, обувь, мебель,

технику и косметику. Рынок растет и за счет расширения товарного ряда.

Появляются новые, еще в недавнем прошлом «экзотические» товары для детей,

такие, как, например, маникюрные ножницы для младенцев, специальные

приспособления для кормления, пеленальные столы, детские автомобильные

кресла.

По мнению экспертов сейчас в России начинает формироваться культура

потребления подобных новинок, и родители начали покупать аксессуары,

которые еще несколько лет назад не находили своего покупателя. Данная

тенденция особенно хорошо проявляется в крупных городах, поскольку там

доходы населения выше и родители могут позволить покупать больше

различных видов товаров для своих детей.

Основная масса детских товаров в России продается на рынках, и

именно на их долю приходится наибольшее количество покупок, совершаемых

москвичами – это порядка 50-60%. В регионах этот показатель еще выше и

составляет 80 - 90%. Результаты опросов покупателей экспертами рынка

говорят о том, что причина популярности рынков не только в низкой цене.

Многих родителей они подкупают широтой ассортимента и возможностью

выбора. Например, такое количество колясок, которое можно найти на рынке,

может разместить только магазин, располагающий очень большими площадями,

а таких магазинов мало.

Около 30% продаж на рынке детских товаров приходится на розницу:

"старые" розничные магазины и недавно появившиеся небольшие

узкоспециализированные сети, работающие преимущественно в дорогом

сегменте. У специализированного магазина тоже есть свои конкурентные

преимущества по сравнению с рынком. В нем покупки можно совершать вместе

с ребенком. Тогда как совершать многочасовой пробег по людному рынку с

малышом весьма затруднительно, а спокойно примерить понравившуюся вещь

на рынке часто невозможно. Еще 10% торговли детскими товарами приходится

на мелкую розницу - павильоны, киоски и т. д.

По мнению экспертов и участников рынка, ни один из представленных

форматов не удовлетворяет полностью покупательский спрос. Детские рынки

не отвечают потребностям покупателя из-за низкого уровня сервиса и не

гарантированного качества продаваемой продукции. Говоря же о

"цивилизованной" торговле, то она сопровождается высокими ценами на

качественный товар, который встречается и в "старых", и в "новых" магазинах.

В "советских" магазинах высокие цены были обусловлены большими

издержками на поддержание широкого ассортимента, а цены в современных

сетях, предлагающих достойный сервис и качественный товар, объясняются,

прежде всего, отсутствием конкуренции на рынке, потому устанавливаются

высокие, до 400%, наценки.

В последнее время российский рынок детских товаров начинает

активизироваться в связи с появлением новых магазинов среднего ценового

уровня, совмещающих торговлю с развлечениями. Посетителям детского

магазина нужен не только товар, но и возможность чем-то занять ребенка,

поэтому торговцы вынуждены создавать детские уголки и придумывать всякие

развлечения, которые требуют дополнительных площадей, а прибыли не

приносят. Трудность организации торговли в данном сегменте рынка состоит

еще и в том, что «детская» розница требует большого ассортимента, поскольку

каждой возрастной группе нужны совершенно разные товары, это, в свою

очередь, обусловливает необходимость в больших торговых площадях и

сложной логистике.

Эксперты прогнозируют рост рынка на 20-25% ежегодно еще несколько

лет. Этот тренд заставляет производителей расширять ассортимент «взрослых»

товаров продуктами для детей. Изменятся предпочтения и стиль покупок

детских товаров, уже сейчас при выборе товара все более важными становятся

известность бренда и места продаж.

Соотношение мест покупок детских товаров изменится в пользу

цивилизованной розничной торговли. По прогнозам экспертов рынка, спрос на

товары и услуги цивилизованной "детской" розницы в ближайшие годы

увеличится в 2-3 раза.

Рынок детских товаров – один из самых насыщенных и в то же время

перспективных. Дети растут, требуя ежегодного обновления гардероба и

обеспечивая оборот рынка. На фоне этой тенденции, а также острой

конкуренции в других сегментах, вложения в детскую индустрию могут быть

очень выгодны.

Современный российский рынок детских игрушек стал формироваться в

конце 90-ых годов, когда с одной стороны в нашей стране появился

платежеспособный спрос на продукцию всех ценовых категорий, с другой -

началось некоторое оживление демографической ситуации. Пик продаж

игрушек пришелся на 2007 год, когда была достигнута отметка в 2 млрд. долл.

Судя по собранным специалистами данным, кризис сказался на сегменте

игрушек не так болезненно, как на других отраслях. Объем рынка в денежном

выражении сократился на 2% (в основном за счет роста цен на зарубежную

продукцию), при этом отечественное производство - на 17% (в том числе и

вследствие непростого финансового положения ряда российских предприятий).

Как и предполагалось, значительно усилились позиции китайских экспортеров,

которые смогли добиться роста продаж на 4%.

Однако уже во втором полугодии 2009 года ситуация стала резко

выправляться и рынок продемонстрировал 12%-ый рост по сравнению с

первым (к сожалению, во многом за счет импорта). В 2010 году мы стали

свидетелями возвращения докризисной динамики - объемы продаж выросли на

26%. Наконец, в первом полугодии 2011 г. рост достиг максимального за

последние пять лет значения 29,3%. Очень важно, что позитивная динамика

была обеспечена, в том числе и за счет успехов российских производителей,

добившихся роста продаж в 11,7%.

Несмотря на устойчивую динамику, структура рынка детских игрушек за

последние пять лет изменилась незначительно. На данный момент российские

производители контролируют 12% рынка, европейские - 22%. Две трети всех

продаж приходится на Китай, который в последние годы значительно усилил

работу над качеством своей продукции, закрепив, таким образом, свое

положение, прежде всего, на региональных рынках.

 

Рис. 1.

 

Главной особенностью товарной структуры рынка игрушек по-прежнему

остается доминирующее положение категории «мягкая игрушка», которая

может рассматриваться и как детский товар, и как сувенир. Во многом

благодаря своей универсальности на мягкие игрушки приходится 26% продаж

(в 2010 г - 14%). Еще 21% занимает игрушечная техника (в 2010 г - 22%).

Игрушками второго «эшелона» можно назвать развивающие игры и

конструкторы, которые вместе тянут на 15% рынка, а также куклы с

сопутствующими товарами, занимающими 12% (в 2010 г - 13%).

 

 

Рис. 2.

 

Особой категорией игрушек, безусловно, являются компьютерные и

видеоигры, которые, по мнению ряда экспертов, можно рассматривать как

отдельный рынок, на электронные игры приходится как минимум 18% всех

продаж.

Наконец, 6% рынка удерживают производители игрушек для самых

маленьких. Еще около одного процента составляет сегмент сборных моделей,

до 70% которого контролируется российским заводом «Звезда».

Преобладающими каналами продаж для производителей детских

игрушек являются несетевые специализированные магазины, а также рынки. На

долю первых приходится до 38% продаж, вторых - 31%. Конкуренцию и тем, и

другим составляют торговые центры, универсальные магазины и гипермаркеты

(19%). Интернет-торговля берет на себя только 2,8% общероссийского рынка

(доходя до 12% в Москве).

 

 

 

Рис. 3.

 

Наиболее перспективными форматами торговли детскими игрушками

эксперты рынка признают специализированные магазины и торговые центры, а

в дальнейшем — интернет-площадки.

Правительство утвердило Стратегию развития индустрии детских

товаров на период до 2020 г. Согласно документу за восемь лет доля российской

продукции в этом сегменте должна вырасти более чем в два раза. Пока

отечественным заводам, выпускающим вещи и игрушки для малышей,

принадлежит лишь пятая часть российского рынка. Для производства детских

товаров в стране используются устаревшие технологии и материалы, поэтому

они проигрывают иностранным аналогам по дизайну, качеству и цене.

В 2012 г. розничный рынок детских товаров, демонстрирующий

постоянный рост (около 10% в год) и устойчивость к кризисным явлениям,

превысил 650 млрд. руб. Для сравнения: темпы роста общемирового рынка

детских товаров в два раза ниже (5% в год).

По итогам 2012 г. объем мирового рынка детских товаров достиг 412

млрд. долл. (что на 60% больше показателя авиастроительной отрасли). В

общемировом объеме доля российского рынка составила всего 5%. Интересно,

что российский рынок отличается по структуре от общемирового рынка. В

России на первом месте в структуре продаж находится одежда (31%), доля игр и

игрушек — 25% (против 40% в мире в целом).

В интересах детей и семей с детьми в РФ работают 15 сопряженных

отраслей. Всего в индустрии задействовано 6500 организаций, из них 1245

промышленных предприятий, расположенных в 75 субъектах РФ.

На рынке детских товаров существуют две группы потребителей — дети

и взрослые, при этом потребитель не равен покупателю, поскольку решение о

покупке и ее финансировании, как правило, принимают взрослые, а

потребителями продукта являются дети. С возрастом влияние ребенка на выбор

товара растет.

Эксперты подсчитали, что спрос со стороны и той и другой категории

потребителей детских товаров будет активно увеличиваться в ближайшие годы.

Этому в первую очередь будут способствовать демографические тенденции —

устойчивый рост рождаемости, связанный с повышением уровня жизни

населения, реализация государственных программ, а также вступление в

активный детородный период женщин (20—35 лет), родившихся в период роста

рождаемости конца 70—80-х гг.

Ожидают эксперты и роста культуры потребления товаров для малышей.

 

На текущий момент потребление детской продукции на одного ребенка в

Соединенных Штатах Америки превосходит аналогичный показатель в России

на 40%, в Великобритании — на 70%.

Большинство российских производителей не успевают за растущим

рынком. В 2012 г. в общем объеме российского рынка товары отечественного

производства занимали лишь 20,6% (обувь — 10,7%; одежда — 16,7%; игры и

игрушки — 18,2%; детское питание — 37,9%).

Основные причины отставания отечественных игроков — слаборазвитые

производственная инфраструктура и инновационная составляющая индустрии.

Доля устаревшего оборудования — не менее 80 %, а темпы обновления в

отрасли слишком низкие — 3—4% в год. Это не позволяет большинству

российских предприятий следовать за новыми тенденциями и развивать

перспективные направления.

В среднем в мире компании расходуют на НИОКР 3—5% от оборота, в

России — менее 1%. Невелики затраты российских игроков и на продвижение

продукции. Затраты на продвижение товаров крупными мировыми компаниями

— 8—10% от оборота, в России — менее 3%.

Также активному развитию отечественных производителей игрушек, по

мнению Минпромторга, мешает кадровый дефицит. В России фактически

отсутствует образовательная инфраструктура. По экспертным данным

Ассоциации индустрии детских товаров, в отрасли занято более 300 000

человек, основная часть которых является субъектами малого и среднего

предпринимательства.

В 2006 г. прекратил свою работу единственный в России Всероссийский

научно-исследовательский институт изделий для детей (прежнее наименование

— Институт игры и игрушки Министерства легкой промышленности).

Единственным специализированным учреждением среднего

профессионального образования до 2012 г. являлся Российский художественно-

технический колледж игрушки (г. Сергиев Посад, Московская область). В

настоящее время это образовательное учреждение находится в стадии

реорганизации. Таким образом, в индустрии работают специалисты, которые

учились по смежным специальностям (дизайнер, конструктор одежды и др.) и

не обладают знаниями детской специфики (физиологии и пс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: