Контрольная работа по дисциплине
«Теория информационной безопасности и методология защиты информации»
Организация защиты информации
Содержание
Введение
1. Организационно-правовая защита информации
2. Методологические основы защиты информации
3. Научно-методологический базис защиты информации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Острота проблемы защиты информационных технологий в современных условиях определяется следующими факторами:
· высокими темпами роста парка средств вычислительной техники и связи, расширением областей использования ЭВМ, многообразием и повсеместным распространением информационно-управляющих систем, подлежащих защите;
· вовлечением в процесс информационного взаимодействия все большего числа людей и организаций, резким возрастанием их информационных потребностей;
· отношением к информации, как к товару, переходом к рыночным отношениям, с присущей им конкуренцией и промышленным шпионажем, · концентрацией больших объемов информации различного назначения и принадлежности на электронных носителях;
· наличием интенсивного обмена информацией между участниками этого процесса;
· количественным и качественным совершенствованием способов доступа пользователей к информационным ресурсам;
Естественно, в такой ситуации возникает потребность в защите вычислительных систем и информации от несанкционированного доступа, кражи, уничтожения и других преступных и нежелательных действий.
Наблюдается большая разнородность целей и задач защиты - от обеспечения государственной безопасности до защиты интересов отдельных организаций, предприятий и частных лиц, дифференциация самой информации по степени ее уязвимости.
|
Организационно-правовая защита информации
Такая подсистема предназначена для регламентации деятельности пользователей ИС и представляет собой упорядоченную совокупность организационных решений, нормативов, законов и правил, определяющих общую организацию работ по защите информации в ИС.
Достижение высокого уровня безопасности невозможно без принятия должных организационных мер. С одной стороны, эти меры должны быть направлены на обеспечение правильности функционирования механизмов защиты и выполняться администратором безопасности системы. С другой стороны, руководство организации, эксплуатирующей средства автоматизации, должно регламентировать правила автоматизированной обработки информации, включая и правила ее защиты, а также установить меру ответственности за нарушение этих правил.
Организационно-правовую защиту структурно можно представить так:
Организационно-правовые вопросы:
· органы, подразделения и лица, ответственные за защиту;
· нормативно-правовые, методические и другие материалы;
· меры ответственности за нарушение правил защиты;
· порядок разрешения спорных ситуаций.
Регистрационные аспекты:
· фиксация "подписи" под документом;
· фиксация фактов ознакомление с информацией;
· фиксация фактов изменения данных;
· фиксация фактов копирования содержания.
Юридические аспекты:
· Утверждение в качестве законов:
· правил защиты информации;
· мер ответственности за нарушение правил защиты;
|
· регистрационных решений;
· процессуальных норм и правил.
Морально-психологические аспекты:
· подбор и расстановка кадров;
· обучение персонала;
· система моральных и материальных стимулов;
· контроль за соблюдением правил.
Для организации и обеспечения эффективного функционирования СЗИ должны быть разработаны документы, определяющие порядок и правила обеспечения безопасности информации при ее обработке в ИС, а также документы, определяющие права и обязанности пользователей при работе с электронными документами юридического характера (договор об организации обмена электронными документами).
План защиты информации может содержать следующие сведения:
· назначение ИС;
· перечень решаемых ею задач;
· конфигурация;
· характеристики и размещение технических средств и программного обеспечения;
· перечень категорий информации (пакетов, файлов, наборов и баз данных, в которых они содержатся), подлежащих защите в ИС;
· требования по обеспечению доступности, конфиденциальности, целостности различных категорий информации;
· список пользователей и их полномочий по доступу к ресурсам системы;
· цель защиты системы и пути обеспечения безопасности ИС и циркулирующей в ней информации;
· перечень угроз безопасности ИС, от которых требуется защита, и наиболее вероятных путей нанесения ущерба;
· основные требования к организации процесса функционирования ИС и мерам обеспечения безопасности обрабатываемой информации;
· требования к условиям применения и определение ответственности, установленных в системе технических средств защиты от НСД;
|
· основные правила, регламентирующие деятельность персонала по вопросам обеспечения безопасности ИС (особые обязанности должностных лиц ИС);
· цель обеспечения непрерывности процесса функционирования ИС, своевременность восстановления ее работоспособности и пути ее достижения;
· перечень и классификация возможных кризисных ситуаций;
· требования, меры и средства обеспечения непрерывной работы и восстановления процесса обработки информации (порядок создания, хранения и использования резервных копий информации и дублирующих ресурсов и т.п.);
· обязанности и порядок действий различных категорий персонала системы в кризисных ситуациях по ликвидации их последствий, минимизации наносимого ущерба и восстановлению нормального процесса функционирования системы;
· разграничение ответственности субъектов, участвующих в процессах обмена электронными документами;
· определение порядка подготовки, оформления, передачи, приема, проверки подлинности и целостности электронных документов;
· определение порядка генерации, сертификации и распространения ключевой информации (ключей, паролей и т.п.);
· определение порядка разрешения споров в случае возникновения конфликтов.
Так же стоит проводить организационные и организационно-технические мероприятия по созданию и поддержанию функционирования комплексной системы защиты
Они включают:
· разовые (однократно проводимые и повторяемые только при полном пересмотре принятых решений) мероприятия;
· мероприятия, проводимые при осуществлении или возникновении определенных изменений в самой защищаемой АС или внешней среде (по необходимости);
· периодически проводимые (через определенное время) мероприятия;
· постоянно (непрерывно или дискретно в случайные моменты времени) проводимые мероприятия.