Направление подготовки 130101 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ
Специализации подготовки Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания
Геология нефти и газа
Прикладная геохимия, петрология, минералогия
Квалификация выпускника СПЕЦИАЛИСТ
Нормативный срок обучения 5 ЛЕТ
Форма обучения ОЧНАЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2012 г.
АННОТАЦИЯ
Назначение ООП ВПО
Основной целью подготовки по программе является:
- формирование общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера), реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников должна обеспечиваться сочетании учебной и внеучебной работы; социокультурной среды, необходимой для всестороннего развития личности;
- формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников.
Задачами образовательной программы является освоение следующих учебных циклов:
- гуманитарный, социальный и экономический цикл;
- математический и естественнонаучный цикл;
- профессиональный цикл;
и разделов:
- физическая культура;
- учебные и производственные практики;
- итоговая государственная аттестация.
Нормативные документы для разработки ООП специалиста по направлению подготовки «Прикладная геология»
Нормативно-правовую базу разработки ООП ВПО составляют:
- Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);
|
- Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ);
- Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 № 184-ФЗ, от 10.11.2009 № 260-ФЗ);
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее - Типовое положение о вузе);
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Прикладная геология» (специалист), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» января 2011 г. № 62;
- Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
- Устав Горного университета.
Срок освоения и трудоемкость ООП ВПО специалиста по направлению «Прикладная геология»
Срок освоения ООП в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Прикладная геология» составляет 5 лет.
|
Трудоемкость освоения студентом ООП составляет 300 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников
Наименование ООП | Квалификация (степень) | Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск | Трудоемкость (в зачетных единицах) | |
Код в соответствии с принятой классификацией ООП | Наименование | |||
ООП подготовки специалиста | специалист | 5 лет | 300** ) |
*) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы специалиста по заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока по ФГОС, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета Горного университета.
Требования к абитуриенту
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, и представить результаты ЕГЭ по русскому языку, физике и математике (перечень в приемной комиссии, тел.1201).
|
Область, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности специалистов включает сферы науки, техники и технологии, охватывающие совокупность проблем, связанных с развитием минерально-сырьевой базы, на основе изучения Земли и ее недр с целью прогнозирования, поисков, разведки, эксплуатации твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, инженерно-геологических изысканий для удовлетворения потребностей топливной, металлургической, химической промышленности, нужд сельского хозяйства, строительства, оценки экологического состояния территорий.
Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
- минеральные природные ресурсы (твердые металлические, неметаллические, жидкие и газообразные), методы их поиска и разведки,
- технологии изучения минерагении, минерально-сырьевых комплексов, месторождений, тел полезных ископаемых, химических элементов, кристаллов, минералов, горных пород, геологических формаций, земной коры, литосферы и планеты Земля в целом;
- техника и технологии геологического, минералого-петрографического, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического картирования и картографирования,
- технологии прогнозирования, геолого-экономической оценки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых,
- техника и технологии производства работ по открытым и подземным шахтам, карьерам, рудникам, поисковым, разведочным и эксплуатационным скважинам,
- ГИС – технологии исследования недр,
- экологические функции литосферы и экологическое состояние горно-промышленных районов недропользования.
Виды профессиональной деятельности разработаны вузом совместно с заинтересованными работодателями и в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. Специалист по направлению подготовки специальности 130101 Прикладная геология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
а) производственно-технологическая,
б) проектная,
в) научно-исследовательская,
г) организационно-управленческая.
Специалист по направлению подготовки специальности 130101 Прикладная геология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
производственно-технологическая деятельность:
- проектировать технологические процессы по изучению природных объектов на стадиях регионального геологического изучения, поисков, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых;
- решать производственные, научно-производственные задачи в ходе полевых геологических, геофизических, минералого-петрографических, геохимических, гидрогеологических, инженерно-геологических, эколого-геологических работ, камеральных, лабораторных и аналитических исследований;
- эксплуатировать современное полевое и лабораторное оборудование и приборы;
- осуществлять первичную геологическую, геолого-геохимическую, геолого-геофизическую, гидрогеологическую, инженерно-геологическую и геолого-экологическую документацию полевых наблюдений, опробования почвенно-растительного слоя, горных пород и полезных ископаемых на поверхности, в открытых и подземных горных выработках и скважинах, в поверхностных и подземных водах и подпочвенном воздухе;
- вести учет выполняемых работ и оценку их экономической эффективности;
- обрабатывать, анализировать и систематизировать полевую и промысловую геологическую, минералого-петрографическую, геофизическую, геохимическую, гидрогеологическую, инженерно-геологическую, эколого-геологическую информацию с использованием современных методов ее автоматизированного сбора, хранения и обработки;
- разрабатывать методические документы в области проведения геологосъемочных, поисковых, разведочных, эксплуатационных работ, геолого-экономической оценки объектов недропользования в составе творческих коллективов;
- осуществлять мероприятия по безопасному проведению геологоразведочных работ и защите персонала и окружающей среды на всех стадиях производства;
Проектная деятельность:
- осуществлять научно-технические проекты в области геологического, геохимического, минералого-петрографического, гидрогеологического, инженерно-геологического и экологического картирования территорий, прогнозирования, поисков, разведки, разработки, геолого-экономической и экологической оценки объектов полезных ископаемых, а также объектов, связанных с подземными сооружениями;
- проводить научно-исследовательские работы в области рационального недропользования объектов полезных ископаемых, мониторинга загрязнения территорий минерально-сырьевых комплексов и защиты геологической среды в составе творческих коллективов;
- проводить экспертизы научно-исследовательских и проектных работ в области геологии, геохимии, минералогии, гидрогеологии и инженерной геологии, геолого-промышленной экологии объектов полезных ископаемых в составе творческих коллективов и самостоятельно;
- производить разработку комплексных геолого-генетических, прогнозно-поисковых и геолого-промышленных моделей месторождений, полей, узлов твердых полезных ископаемых; разработку и экспертизу инновационных проектов;
- составлять геологические, методические и производственно-технические разделы проектов деятельности производственных подразделений в составе производственных коллективов и самостоятельно;
- разрабатывать технологии проведения геолого-съемочных, поисковых и разведочных работ на объектах полезных ископаемых и составления геологического задания на их проведение;
научно-исследовательская деятельность:
- ставить задачи и проводить научно-исследовательские полевые, промысловые, лабораторные и интерпретационные работы в области геологии, геофизики, геохимии, минералогии, гидрогеологии, инженерной геологии и геолого-промышленной экологии в составе творческих коллективов и самостоятельно;
- анализировать и обобщать результаты научно-исследовательских работ с использованием современных достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области геологии, геофизики, геохимии, минералогии, петрологии, гидрогеологии, инженерной геологии и геолого-промышленной экологии;
- изучать современные достижение науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта в области геологии, геофизики, геохимии, минералогии, петрологии, гидрогеологии, инженерной геологии, геолого-промышленной экологии, методологии поисков, разведки и геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых;
- обрабатывать результаты научных исследований с использованием современных компьютерных технологий;
- осуществлять экспериментальное моделирование природных процессов и явлений с использованием современных средств сбора и анализа информации;
- составлять разделы отчетов, обзоров и публикаций по научно-исследовательской работе в составе творческих коллективов и самостоятельно;
- оценивать экономическую эффективность научно-исследовательских и научно-производственных работ в области геологии, геохимии, минералогии, петрологии, гидрогеологии, инженерной геологии, геолого-промышленной экологии, методики поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;
- осуществлять подготовку и проведение лекций, мастер-классов, семинаров, научно-технических конференций, презентаций, подготовке и редактированию научных и учебно-методических публикаций;
организационно-управленческая деятельность:
- планировать и организовать свой труд и трудовые отношения в коллективе с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
- планировать и организовывать научно-исследовательские, научно-производственные полевые, промысловые, камеральные, лабораторные, аналитические работы в области геологии, геохимии, минералогии, гидрогеологии, инженерной геологии и геолого-промышленной экологии;
- осуществлять контроль за соблюдением установленных требований техники безопасности и охраны труда, действующих норм и правил при проведении геологоразведочных работ;
- выполнять технико-экономический анализ результатов геолого-съемочных, поисковых и разведочных работ и вырабатывать управленческие решения;
- осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку работников государственных горно-геологической служб и органов Федеральной налоговой инспекции России.
Возможные места работы: производственные организации, сервисные компании, научно-исследовательские и проектные организации и др.
Должности, на которые может претендовать выпускник:
- при реализации производственно-технологической деятельности: инженерные должности (специалист - исполнитель);
- при реализации проектной деятельности: специалист по сбору материалов, документации для проектирования, оформлению результатов проектирования (инженерные должности).
- при реализации научно-исследовательской деятельности: специалист-исполнитель научных проектов и по выполнению экспериментальных работ (инженерные должности);
- при реализации организационно-управленческой деятельности: специалист по управлению первичным коллективом (геологическим, геохимическим, гидрогеологическим отрядом и др.) – начальник отряда.
Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО
Компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению и профилю подготовки, а также в соответствии с целями и задачами данной ООП ВПО.
Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Полный состав обязательных общекультурных и общепрофессиональных компетенций выпускника (с краткой характеристикой каждой из них) как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП ВПО представлен в таблице 2:
Таблица представляет собой Приложение 1 ООП ВПО на данному направлению, но без указания «порогового уровня» сформированности компетенции.
Таблица 2
Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП ВПО