Дневник
педагогической практики
Студента 3 курса
Факультета ИНФОРМАТИКИ
ФИО: Кристова Александра Геннадьевича
Проверил руководитель
Пед. Практики: Орлова Наталья Николаевна
.
Самара 2011
Приложение 2
Место прохождения практики
Наименование учебного заведения на базе которого проводится практика | МОУ Пестравская средняя общеобразовательная школа Пестравского района Самарской области |
Адрес: | Самарская обл. Пестравский район с. Пестравка улица Крайнюковская, д. 75 |
Телефон: | 8(84674)2-15-82 |
Сроки прохождения педпрактики
с «28» февраля по «13» марта
Дата проведения
итоговой конференции 21 марта 2011 в 9-00
Информационная таблица
Факультетский руководитель Групповой руководитель Методист по педагогике Методист по психологии Директор школы Заместитель директора по учебной работе Учитель методист Ведущий учитель | ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ Казачкова Людмила Анатольевна Уколова Ирина Васильевна Плаксина Ольга Михайловна Плаксина Ольга Михайловна |
Приложение 3
Характеристика школы
Тип учебного заведения: | общеобразовательное учреждение |
Всего учащихся: | |
Количество учащихся, изучающих информатику: | |
Количество учителей: | |
Из них преподающих информатику и ИКТ: | |
| |
| |
Режим работы школы: | · 1 – 9 кл. — пятидневная учебная неделя; · 10 – 11 кл. — шестидневная учебная неделя. |
Основные направления в работе: | - обновление содержания образования: переход на новые ФГОС в начальном звене; изучение иностранного языка со 2-го класса; предпрофильное и профильное обучение на старшей ступени обучения; факультативный курс: «Основы православной культуры»; реализация пилотного проекта по географии «Сферы» по экспериментальному внедрению единой информационной среды; - компетентностно-ориентированное обучение; - совершенствование единой информационной среды; - сохранение и укрепление здоровья учащихся. |
Система воспитательной работы школы (традиции, праздники, клубы, кружки, секции и т.д.): | |
Материальная база школы (библиотека, техническое оснащение и т. д.): | 5 мультимедийных проекторов, 2 интерактивные доски – SmartBoard, В локальную сеть объединены 30 ПК, Принтеры, сканеры, веб-камеры, и т.д. |
Количество КВТ: | |
Оснащение КВТ: | 20 ПК |
В каких классах преподается информатика и ИКТ: | |
| 3, 4, 8-11 |
|
Приложение4
Программа проведения педпрактики
студентов 3 курса
факультета информатики
Задачи педпрактики | План выполнения | Время выполнения | Результат |
Ознакомится с порядком проведения педпрактики, ее содержанием | 1) Проведение установочной конференции. 2) Составление индивидуальных планов. 3) Выдача индивидуальных заданий. | 7 февраля 2011 | Индивидуальные планы студентов |
Изучение системы работы ОУ в преподавании информатики и информационных технологий | Знакомство: 1) с учебным планом ОУ; 2) с программами по информатике и учебными пособиями; 3) с техническими средствами, используемыми в учебном процессе 4) с компьютерным классом. | 28 февраля 2011 | Дневник студента |
Изучение опыта работы педагогов ОУ по преподаванию информатики и ИКТ | Посещение уроков | 01 марта 2011 03 марта 2011 04 марта 2011 09 марта 2011 11 марта 2011 | Анализ уроков. Дневник студента. |
Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей | Посещение уроков в выбранном классе. Беседы с классным руководителем, учителями-предметниками, учащимися Анкетирование. Изучение документации класса. | 01 марта 2011 02 марта 2011 | Дидактические материалы для осуществления индивидуального подхода и дифференцированного обучения. Психологическая характеристика коллектива учащихся |
Применение на практике принципов единства обучения и воспитания, конкретизация обучающих, развивающих и воспитательных целей, выделение в содержании программного материала основных мировоззренческих понятий. | Проведение уроков. Проведение индивидуального, группового занятия с неуспевающими. | 03 марта 2011 09 марта 2011 11 марта 2011 | План-конспект каждого урока. Самоанализ проведённых уроков. |
Выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности | Составление отчета о педпрактике. Проведение итоговой конференции. | 21 марта 2010 | Отчет о педпрактике. |
Анализ
учебно-методического комплекта
предмета «Информатика и ИКТ»
Класс | Автор программы | Автор учебника | Методическое оснащение | Электронные ресурсы |
Матвеева Н.В. | Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. | 1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 3 класс. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. 3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1. - 3-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2. - 3-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: контрольные работы для 4 класса. - 2-е изд., испр.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. | ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс | |
Макарова Н.В. | Макарова Н.В. | 1. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). Макарова Н.В. –СПб.: Питер, 2008 2. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008. 3. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 класс /Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008 4. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс. Базовый уровень. /Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008 5. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008. 6. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008. 7. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2008. |
Приложение 5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) УРОКА № 1
Класс | Дата |
3а | 10.03.11 |
3б | 10.03.11 |
3в | 10.03.11 |
Предмет: информатика и ИКТ
Тема занятия: Действия с информацией. Повторение
Вид занятия (тип урока: урок-игра закрепления изученного материала и подготовки к контрольной работе.
Цель занятия | Дидактическая: обобщить знания учащихся по теме «Действия с информацией», |
систематизировать понятия этой темы; закрепить представление о разных видах действий с | |
информацией; совершенствовать навыки выполнения действий с информацией; | |
Воспитательная: воспитывать прилежность, самостоятельность; воспитывать навыки самоконтроля, | |
умение работать в группе. | |
Развивающая: развивать познавательный интерес, творческую активность, логическое мышление | |
учащихся; формировать представление о компьютере как об универсальном инструменте для | |
выполнения действий с информацией. |
Межпредметные связи | Обеспечивающие |
Обеспечиваемые | |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия
Б. Раздаточный материал текст практической работы
В. Технические средства обучения: ПК; мультимедийный проектор; интерактивная доска
Г. Учебные места (для практ. занятий, лаб. Работ) ПК - 9шт
Д. Литература: основная: Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином.
Приложение 5 (продолж)
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫУРОКА
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ | Предполагаемые ответы | Требуемое оснащение |
1. | Организационный момент 1 мин. | ||
Здравствуйте ребята. Сегодня наш урок пройдет в необычной форме – в виде урока-игры. В ходе урока мы должны обобщить знания по теме «Действия с информацией», закрепить представление о разных видах действий с информацией и совершенствовать навыки выполнения действий с информацией. Думаю, настало время познакомиться с командами, которым необходимо было приготовить приветствие и эмблему. Давайте посмотрим, что у вас получилось. | |||
2. | Проверка знаний учащихся 15 мин. | ||
а) Приветствие команд 3 мин. | |||
Итак, давайте разыграем с вами право первого хода. Слушаем вопрос: «Как по-другому называется тактильная информация?» | осязательная | ||
б) Работа с интерактивной доской 10 мин. | Интерактивная доска | ||
Дидактическая игра-презентация«Действия с информацией» Категория вопроса «Сбор информации» Сбор информации – это … | а) наблюдение; б) запоминание; в) игра; г) записывание; д) обдумывание; е) раскрашивание рисунка. | ||
Собрать информацию - это значит… | понаблюдать и запомнить | ||
Информацию человек собирает с помощью… | своих органов чувств, а также используя специальные приспособления и приборы | ||
в) Физкультминутка 2 мин. | |||
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. | |||
г) Работа за компьютерами 10 мин. | Компьютеры | ||
Ребята, а теперь садимся за компьютеры и выполняем задание по форматированию текста в программе Word. | |||
Задание: 1)К первому абзацу примените форматирование: размер шрифта 26 пт. 2) Ко второму абзацу примените форматирование: цвет текста – синий. 3)К третьему абзацу примените форматирование: начертание курсив. 4)К четвертому абзацу примените форматирование: подчеркивание. 5) К пятому абзацу примените форматирование: полужирный. 6) Найдите во всем тексте слово информация и примените к нему следующее форматирование: цвет текста – красный, курсив, полужирный.7) Найдите во всем тексте слово компьютер и примените к нему следующее форматирование: цвет текста – зеленый, подчеркивание, полужирный. | |||
3. | Подведение итогов урока 2 мин. | ||
Ребята, вот и подошел к концу наш урок-игра. А теперь давайте вместе с вами и членами жюри обработаем числовую информацию и подсчитаем количество баллов, набранных командами. | |||
4. | Задание на дом 2 мин. | ||
Подготовка к контрольной работе. | |||
а) Прочитать текст учебника – разделы «Теперь мы знаем» (стр. 74) и «Новые слова и термины» (стр. 75). | |||
б) Записать в рабочую тетрадь №1 новые слова и термины. |
Учитель _______________________ ________________________
Приложение 7
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОКА
Школа МОУ Пестравская СОШ Проверяющий Плаксина О.М.
Дата 03.03.11 Класс 3а Учащихся в классе 13
На уроке 13
ФИО учителя Кристов А.Г.
Предмет информатика и ИКТ
Тема Действия с информацией. Повторение
Требования к деятельности учителя | Оценка | Требования к работе учащихся | Оценка | ||||
Хор. | Уд. | Неуд. | Хор. | Уд. | Неуд. | ||
Начало урока | + | Внимание учащихся: § в начале урока § в конце урока | + + | ||||
Повторение и проверка знаний | + | ||||||
Теоретический уровень изложения: § Научность § Логичность § Системность § Последовательность § Доступность | + + + + + | Активность учащихся: § При опросе § При изучении § При закреплении | + + + | ||||
Раскрытие темы | + | Интерес к теме | + | ||||
Отбор материала | + | Прочность ЗУН | + | ||||
Организация внимания учащихся | + | Самостоятельность суждений | + | ||||
Воспитательная сторона урока | + | Отношение к учителю | + | ||||
Использование ТСО, наглядность, дидактического материала | + | Культура труда | + | ||||
Индивидуальный подход | + | Речь | + | ||||
Эмоциональность рассказа | + | Вопросы к учителю | + | ||||
Педагогический такт | + | Самоконтроль | + | ||||
Речь | + | Дисциплина: § Готовность к уроку § Во время урока § Во время самостоятельной работы § Во время объяснения § Во время дачи домашнего задания § Реакция на звонок | |||||
+ | |||||||
Расчет времени | + | + | |||||
Организация самостоятельной работы | + | ||||||
+ | |||||||
Объективность | + | + | |||||
Домашнее задание | + | + | |||||
+ |
Выводы и
Предложения: в ходе урока показан хороший уровень педагогического мастерства; использованы разнообразные формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке; задачи, поставленные учителем, реализованы в полной мере; комплекс методов и средств обучения соответствует конкретным целям урока.
Подпись проверяющего ________________________________________________________________
Приложение 8
ПЛАН И ХОД НАБЛЮДАЕМОГО УРОКА
Дата 01.03.11 Предмет информатика и ИКТ
Класс 8б Количество присутствующих 10
Учитель Плаксина О.М.
Цель посещения: знакомство с системой работы учителя
Тема урока Представление информации
Цель урока: образовательная – обобщение и систематизация знаний. развивающая – развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы. Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету “Информатика”. воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
ВРЕМЯ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ЗАМЕЧАНИЯ |
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА | Приветствие, перекличка | Класс приветствует учителя стоя, | Нет |
ПРОВЕРКА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ, ОПРОС | Демонстрация результатов через проектор | Активная бурная деятельность начинается. Каждый хочет первым узнать результат | Потише надо |
ОБЪЯСНЕНИЕ | Учитель рассказывает данную тему с использованием проектора и доски | Ученики внимательно слушают, смотрят презентацию, задают вопросы | Нет |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ | |||
ЗАДАНИЕ НА ДОМ | Дает задание на дом и прощается | Кто записывает, кто запоминает, собирают вещи, уходят | |
Выводы, рекомендации: Это был первый, посещенный мной урок. Впечатление от урока осталось положительным. Ребята не чуть не удивились моему появлению. |
Приложение 9
Схема анализа (самоанализа) урока
ФИО учителя | Кристов А.Г. |
Предмет | Информатика |
Класс | 3 «А, Б, В» 8 «А, Б» |
Дата проведения урока | 04.03.11, 10.03.11, 11.03.11 |
Тема урока | Действия с информацией. Повторение |
Образовательная цель урока | |
Воспитательная цель урока | Воспитать умение слушать, внимание |
Развивающая цель урока | Развитие мышления |
Готовность учителя и учащихся к уроку | Учитель и ученики полностью готовы к уроку |
Организационные действия учителя | Здравствуйте ребята. Сегодня мы проведем урок по цветам и их оттенкам. Зовут меня Кристов Александр Геннадьевич |
Актуализация знаний и способов деятельности учащихся | Начинаем вести урок. Показ презентации и развернутый рассказ по слайдам. Игра вопрос-ответ |
Какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение) | Проблемное изложение, т.е. дается задача и ребята должны ее решить |
Применение проблемных методов в учении школьников | |
Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся | Учитель-организатор, ученики - активные слушатели-участники |
Объём и характер самостоятельных работ и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ | Давали задание для самостоятельного решения. |
Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития | |
Подход к повышению у учащихся положительной мотивации учения | |
Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения | |
Владение учителем способами создания проблемной ситуации | Каждая проблема ставится от знакомства учащихся с материалом. Нельзя ставить проблему если учитель не объяснял эту тему |
Соблюдение правил постановки учебной проблемы | |
Использование ученика, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним | |
Использование наглядных пособий (перечислить) | Презентация собственная |
Формирование специальных и общих умений и навыков | |
Развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока | Зная основы оформления ребята быстро улавливают лучшие варианты решения проблемы |
Затруднения, возникшие у учащихся, их причины, как были устранены | Особых затруднений не возникло |
Какие домашние задания были предложены (на продолжение исследования, решение новой нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление) | Сделать свою презентацию на основе просушенного материала, Попробовать разные варианты оформления |
Учет учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся, предложение дифференцированных заданий | Ученики этих классов не сильно отстают друг от друга, поэтому с ними было легко и удобно работать |
Что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления | Урок был направлен на развитие учащихся, самостоятельности, самоконтроля |
Результативность урока | Урок прошел удачно. Все моменты которые мы запланировали удалось реализовать |
Приложение 10
Схема психолого-педагогического исследования учащегося:
Для изучения личности учащегося и составления его психолого-педагогической характеристики необходимо: иметь общие сведения о ребенке (фамилия, имя, школа, класс, состав семьи, место работы родителей, особенности семейного воспитания, состояние здоровья ребенка); знать направленность личности ребенка (общее развитие, кругозор, интересы, посещение кружков, секций, достижения в ходе смены, дисциплинированность, ответственность, инициативность, агрессивность и др.); положение в коллективе (участие в жизни отряда, друзья, статус в коллективе, авторитет, организаторские и лидерские способности, наличие ответственных поручений); основные черты личности воспитанника (темперамент, цели и мотивы, моральные качества, самооценка, отношения со сверстниками, эмоциональность, потребность в достижениях); педагогические выводы и пути воспитательной работы с ребенком.
Психолого-педагогическая характеристика учащегося
Пестравская СОШ Класс 3 «А» Шемякинский Алексей