Марионетки для профи — 2




ЭСТРАДНО-ЦИРКОВЫЕ МАРИОНЕТКИ
(конструкции и приемы кукловождения)

ЛЕБЕДИНСКИИ А. М., художник
1977 г.

Организацию театра кукол-марионеток, нам кажется, лучше начинать c программы, состоящей из отдельных номеров. Это проще — не требует большого оформления, отпадaет необходимость в координации действий других актеров и кукол. Осваивая управление марионетками разных типов, кукловоды приобретают навыки, которые им понадобятся при конструировании кукол и ваг к ним.

Конструкция ваги для куклы-марионетки играет не меньшую роль, чем конструкция самой куклы, так как от этого во многом зависит ее подвижность.

Для кукол-марионеток, осуществляющих обычные движения, есть общепринятые удобные ваги, которыми пользуются почти все кукловоды. Для кукол co специфическими движениями (акробат, балерина и т. д.) конструируют специальные ваги.


Рис. 1

Вертикальная вага для обычных движений кукол-марионеток (вид спереди и сбоку—рис. 1) состоит из основной планки, к которой крепят и подвешивают другие планки и приспособления.
[more]

Высота вертикальной ваги не дoлжна превышать половины роста куклы. Основная планка может быть в сечении или круглой или квадратной. K ее верхнему концу прибивают петельку (из кожи или дерматина) или крючок для подвешивания ваги. Ниже для свободного покачивания крепят шурупом планку для ниток, отходящих от коленей куклы. Концы планки делают закругленными, a в нижних концах планки, кроме того, и углубленными для удобства кукловода, который держит снизу вагу указательным и большим пальцами.

Две дужки из проволоки одним концом вбивают в основную планку сбоку, как показано на рисунке слева, a на другом конце делают петельки, через которые пропускают нитку от рук куклы. Ниже дужек прибивают короткую планку и к ней привязывают нитки от головы куклы. Под этой планкой наклонно вниз крепят перпендикулярно к другим еще одну планку и привязывают к ней нитку от поясницы марионетки.

B нижнем конце планки просверливают отверстие или ввинчивают шуруп c кольцеобразной головкой, через которую пропускают нитку от плеч куклы.


Рис. 2

На рис. 2 приведены варианты сценических движений куклы:

1 — кукла сгибается в пояснице: при наклоне ваги нитка от поясницы натягивается, a нитки от плеч и головки ослабевают;

2 — поворачивается головка куклы: вату наклоняют в сторону и немного вперед, одна нитка от головы натягивается, a другая ослабевает;

3 — кукла становится на колени: подтягивают нитку от колена и одновременно опускают и подвигaют вагу вперед.


Рис. — 3

Передвижения куклы марионетки (ходьба) осуществляют покaчиванием планки с нитками, отходящими от коленей куклы и одновременным движением куклы в требуемое направление (рис. 3) Ступни куклы при этом почти не касаются пола. Все движения выполняются плавно:

1 — потянув вверх один конец планки для управления коленями, поднимают ногу куклы. В это время вaгу двигают вперед;

2 — тяжесть куклы переносится на опущенную ногу; планке для управления коленями придают горизонтальное положение;

3 — планку для управления коленями опускают в другую сторону; вагу и поднятую ногу двигают вперед;

4 — нога опускается: планку для управления коленями опять ставят в горизонтальное положение.

B фигуре кyклы-марионетки штангиста (рис. 4) следует выявить хорошо развитые мышцы. Шея куклы толстая, голова малоподвижная. Их вместе c плечевой частью вырезают из одного куска дерева.

Руки y куклы-марионетки штангиста двигаются только в одной плоскости, т. e. вперед и назад. По-этому их надо крепить одним проволочным стержнем через плечи и руки. Концы проволоки закрепляют болтиками. Для сочленения в локтях и кистях используют мягкую кожу или дерматин. Кисти рук должны быть немного согнуты (см. деталь слева). B середине ладоней просверливают отверстия для продевания нитки от штанги.

Плечевую и тазовую части торса соединяют полосками из кожи или из дерматина для создания возможности легкого сгибания торса в пояснице. Тазобедренные части куклы соединяют кожаными или дерматиновыми петлями на бедрах или проволочной скобой, которую проводят в петли и крепят по сторонам тазовой части. Коленные и голеностопные суставы делают в шип c проушинами и вставляют в них оси (см. деталь справа).

Вага для куклы-марионетки штангиста обычная, горизонтальная, особенность ее лишь в том, что нитки, идущие от штанги через отверстия в кистях, привязывают к съемной планке, которую подвешивают на крючке ниже планкиг c нитками от коленей. Проволочные дyжки для нитки от рук не нужны. Высота ваги должна быть равна половине высоты куклы.

Спортивную штангу легко изготовить. Вместо металлического стержня и дисков на концы круглой планки нанизывают круглые пустые консервные банки c предварительно просверленными отверстиями в центре. Внутрь консервных банок следует вложить немного свинца или какой-нибудь другой груз. Затем оклеить их бумагой и раскрасить.


Рис. — 5

На рис. 5 показаны основные приемы положения куклы-марионетки штангиста:

1 — кукла держит штангу в опущенных руках: планка c нитками от штанги подвешена на крючке и нитки натянуты; покачивая планку c нитками для управления коленями, выводят куклу;

2 — кукла делает наклон: планка c нитками от штанги снята и опущена, штанга опускается на пол; вага наклоняется вперед;

3 — кукла стоит на колене, руки на штанге: одна нитка от колена подтянута и вага опущена;

4 — кукла ‘берет штангу на грудь: вагу располагают вертикально, и планку c нитками от штанги одновременно поднимают. Чтобы поставить куклу на ноги, достаточно поднять и отвести немного назад вагу и планку c нитками от штанги;

5 — кукла уходит: планку от штанги поднимают еще выше, и штанга оказывается над головой, планка с нитками от коленей покачивается. Движения могут быть утрированными: медлительными, быстрыми, сопровождаться барабанной дробью.

Kyкла-марионетка канатоходец (рис. 6) должна иметь подвижную головку. Для шеи вырезают свободное гнездо в середине туловища между плечами. B основание шеи ввинчивают шуруп c кольцевидной головкой и крепят в гнезде штырем.

Чтобы руки у зтой куклы были гибкими их связывают в плечах лесками. Локтевые сyставы и кисти сочленяют в щип c проушинами и крепят штырями, а в пояснице — мягкой кожей или дерматином.

Ноги вырезают без изгибом в коленях и с оттянутыми носочками. Левую ногу, на которой кукла стоит на канате, соединяют кожаными или дерматиновыми ремнями c тазом. Эта нога движется только вперед и назад. На носке левой ноги крепят металлическую чашечку, в отверстие которой вставляют петельку из тонкой проволочки, конец ее завязывают yзeлком. Петельку делают достаточно свободной, чтобы кукла-марионетка могла прыжками передвигаться по канату (см. рис. 6, деталь справа).

Правую ногу, чтобы она была очень подвижной, закругляют y бедра, в которое ввинчивают Шуруп c кольцеобразной головкой. Такой же шуруп ставят и на предварительно срезанной тазовой части. Затем головки шурупов связывают проволочкой.

Вага для марионетки канатоходца — вертикальная, в половину роста куклы. Съемная планка для ниток от рук имеет на концах короткие пластинки. K ним крепят нитки от тыльных сторон кистей и от предплечий. Ниже, к основной планке ваги, для нитки от свободной ноги, свободно к шурупу c кольцеобразной головкой крепят стержень из про-волоки так, чтобы можно было двигать ногой в любом направлении. Длина проволочного стержня c закрепленными петлями должна быть немного меньше длины свободной ноги.

Канат, на котором танцует кукла-марионeтка, из гладкой стальной проволоки. Перед номером канат продевают в петельку на носке куклы.

Основные позиции куклы-марионетки канатоходца см. на рис. 7:

1 — кукла прыжками передвигается по канату: планка от рук снята, и стержень ноги без петли опущен. Пoкачиванием планки, управляемой руками, поднимая и опуская ее, приводят руки в движение;

2 — кукла поворачивается на канате: вага наклонена, и стержень, управляющий ногой, поднят; планку от рук опускают и покачивают, планка от рук подвешена на крючок;

3 — кукла сидит на канате: стержни от ноги и нога повернуты вперед; вага опущена и наклонена вперед. B этом положении, поднимая и опуская вагу в делая манипуляции планкой от рук, можно выполнять множество интересных трюков. Придумывая и комбинируя позиции, можно создавать очень интересные номера.

У куклы-марионетки акробата (рис. 8) головка крепится, как показано на рис. 6, т. e. шурупом с кольцеобразной головкой в гнезде между плечам. Все сочленения конечностей — локтевые суставы, кисти, коленные сyставы и ступни — делают из мягкой кожи или дерматина.

Торс состоит из грудной части, круглoго валика и таза. Валик крепят тремя перeплетающимися по лосками из мягкой кожи, дерматина или парусиновой ткани между грудной и тазовой частям. Такое сочленение обеспечивает сгибаемость в пояснице (вперед и назад).

Руки крепят в плечах одним проволочным стержнем: движение их осyществляeтся в одной плоскости. Отверстия в плечевой части должны быть достаточно большими, чтобы каждая рука в отдельности могла свободно двигаться. Таз и бедра соединены c помощью петелек и проволочной скобы (см. рис. 4).

Вагу для куклы-марионетки акробата конструируют следующим образом (рис. 9).

K основной планке сверху на небольшом валике прибивают пластинку, к которой пpивязывают нитку, идущую от головы и несущую всю нагрузку, так как ниток от плеч нет. Ниже, в прорезь, вставлена подвижная проволочная дужка c петелькой на конце для ниток от рук, закрепленная штырьком. На задней стороне основной планки ввинчен крючок, на который подвешивается съемная планка c нитками, прикреплеными к пяткам кyклы-марионетки. У основания главной планки ввинчен шуруп c кольцеобразной головкой для нитки от спины. Несколько основных позиций кyклы-марионетки акробата см. на рис. 9:

1 — кукла стоит прямо: проволочная дужка находится в опущенном состоянии; планка с нитками от ступней подвешена на крючке;

2 — руки и головка опyщены: планка c нитками от ступней снята, и кyкловод держит ее в свободной руке; вага наклонена вперед, и нитки от головки ослаблены, нагрузка массы куклы перенесена на нитку от поясницы; проволочная дужка c ниткой от рук наклонена вниз;

2 — акробат стоит на руках. вагv наклоняют до тел пор, пока кукла ладонями не коснется пола; поднимают планкy, управляемую ногами;.

4 — кукла ходит на руках: вагy ставят горизонтально; кукловод перехватывает нитки и планку от ступней и освободившейся рукой перебирает нитку от рук.

Кукла-марионетка музыкальный эксцентрик изготавливается следующим образом (рис. 10).

Голову крепят как y куклы, показанной на рис. 6, т. e. c помощью шурупа с кольцеобразной головкой и гнезда между плечами. ГIравую руку шьют из матерчатого чехольчика. B кисть ее вкладывают маленький магнит и вместе c предплечьем набивают ватой или ветошью. B локте чехольчик ушивают, оставляя остальную часть руки пустой. Кисть руки надо согнуть так, чтобы она обхватывала трубу —инструмент, на котором кукла будет играть (см. деталь справа).

Левую руку вырезают из одного куска дерева без изгибов в локте или кисти, но c загнутыми пальцами В плече соединяют шурупами с кольцеобразными головками, благодаря чему рука обретет большую подвижность. Желательно левую руку немного утяжелить.

Правую ногу делают, как обычно, c креплениями из кожи или дерматина в бедренном, коленном и голеностопном суставах. Левую ногу вырезают из куска дерева, без изгибов в коленном и голеностопном суставах. Верхний конец бедра округляют и угол тазовой части y сочленения отрезают. Тазобедренный сустав выполняют из шурупов c кольцеобразными головками.

Вага для кyклы-марионетки — музыкального эксцентрика — горизонтальная, немного похожа на самолетик. Длина ее должна быть не больше поло-вины роста куклы. К ней прибивают две планки разной длины. К большей крепят полоску кожи, на которую подвешивают вагу. К концам этой планки привязывают нитки, проходящие впереди ушей, благодаря чему головка будет немного пpиподнята во время игры на духовом музыкальном инструменте. В середине основной планки снизу приделан крючок. На него подвешивают кольцо c ниткой, идущей от верхней губы куклы и проходящей через музыкальный инструмент. Конец этой нитки привязывают к основной планке. К меньшей планке слева крепят нитку от лба, проходящую внутри инструмента. K этой же планке справа привязывают нитку от ладони левой руки и пропускают ее через инструмент. K переднему концу основной планки ваги крепят нитку от носка левой ноги и протягивают внутри инструмента. Основные позиции кyклы-марионетки музыкального эксцентрика (рис. 11):

1 — кукла выходит, приплясывая под музыку: правая рука — на музыкальном инструменте. Он держится благодаря изгибу кисти и магниту. Кольцо от нитки, идущей от верхней губы куклы через инструмент, подвешивают на крючок, инструмент прижимается к губам марионетки;

2 — инструмент балансируется на лбу эксцентрика, одновременно кукла поворачивается в стороны. Кольцо снимают с крючка и одновременно натягивается нитка от лба. Правая рука отпадает под действием силы натяжения нитки;

3 — инструмент переходит в левую ладонь: нитку от ладони левой руки натягивают, одновременно отпускается нитка, идущая от лба; левую руку с инструментом можно поворачивать в стороны;

4 — инструмент переходит на носок левой ноги. Ногу c инструментом можно поворачивать в стороны: нитку от носка левой ноги натягивают, одновременно отпускается нитка от левой руки. Так, подпрыгивая на правой ноге, марионетка может закончить номер. Все нитки должны быть достаточно длинными и висеть свободно, чтобы перемещался инструмент с одной позиции в другую.

By Roman

 

 

Rate This

 

Продолжение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: