Упражнение «Пристанище для души»




Психологическое занятие для старшеклассников

Тема: Пристанище для Души или Какие мы разные.

Цель: Создать благоприятные условия в классе для конструктивного взаимодействия друг с другом, поднять эмоциональный тонус учащихся, развитие ощущения защищенности и принадлежности к группе, обучение старшеклассников умению заглянуть в свой внутренний мир.

 

Педагог-психолог:

Вот и заканчиваются 9 лет совместного обучения в школе. Многому вы научились, много узнали. Можете ли вы сейчас назвать наиболее важное, что вы смогли приобрести для себя за эти годы учёбы? (знания, общение, дружбу и т.д.)

Несомненно, важным для каждого в вашем классе является то, что вы постепенно учились изучать себя, присматривались к каждому своему однокласснику, сравнивали, анализировали поступки друг друга, интересовались мечтами, учились ставить цели перед собой, а также жить в коллективе.

 

Почему так важно уметь жить в коллективе?

Сегодня на психологическом занятии мы с вами поговорим о том, насколько хорошо развиты взаимоотношения в вашем классе, насколько хорошо вы знаете друг друга. Возможно, сегодня в конце занятия многие из вас признаются в том, что не достаточно хорошо знает какого-нибудь одноклассника. А кто - то откроет себя совершенно в другом формате.

 

Итак, начинаем. А развивать взаимоотношения в нашем коллективе мы будем, выполняя определённые задания.

  1. Разминка.

«Глаза в глаза»

Посмотрите в течение нескольких секунд в глаза друг другу. Попробуйте рассмотреть цвет глаз, разрез глаз и то, что выражают глаза в данный момент. Обсуждение. Что вы почувствовали, глядя в глаза друг другу? Тяжело ли смотреть в глаза человеку?

Рассказ об однокласснике.

Просим на цветных листочках изобразить своё лицо и поменяться с соседом по парте этими листочками. Далее на обратной стороне необходимо написать до пяти самых интересных и знакомых вам качеств или интересов своего соседа-одноклассника. Обсуждение. Насколько трудно было выполнять данное задание?

Далее ведущий говорит о том, что легко мы запоминаем внешность одноклассника, даже знаем его интересы, увлечении, интересуемся его качествами характера и.т.д. А всегда ли мы знаем внутренний мир своего одноклассника: его мечты, переживания, трудности, возможно переживания и др. Всегда ли можно оказать помощь своему однокласснику, если не знать его внутреннего мира?

Что представляет внутренний мир человека? Это наша душа.

Душа поёт

Родственные души

Душа болит

Широкая душа

Душевный человек

Зеркало души

Кристально чистая душа

Ранимая душа

А где находится у вас душа? Вы когда-нибудь задумывались, как выглядит душа? Или как ее можно изобразить? Когда вы слышите это слово, что вы представляете.

Напишите или нарисуйте, на что похожа ваша душа.

Какая, тонкая струна, что называется душа...

Чуть тронул мысленно ее, она поет, но...как и что?

Зависит это, как всегда, от тех, кто рядом...иногда...

От мыслей, что приходят к нам, в пустой квартире по ночам...

От настроения, любви, и оттого, как счастлив ты...

Она маяк, она звезда, иль бездна, пропасть, темнота...

Она ребенком мило спит, иль птицей гордою парит.

То станет львом и рвется в бой, иль зайцем, ищущим покой.

То неожиданно больна и валит с ног ее хандра.

Прогонит смерть и песнь поет,

то сникнет вдруг и слезы льет.

Какая, тонкая струна, что называется душа...

Упражнение «Пристанище для души»

Давайте с вами немного пофантазируем. Попробуем представить себя героями следующей фантастической истории. Много-много лет назад, задолго до появления на Земле человека, из далекого космоса на нашу планету попали минералы, состоящие из необычного вещества. Такого вещества на Земле никогда не было. У него имелось неожиданное и страшное свойство: один раз в десятки тысяч лет эти минералы начинали испускать особое излучение, действовавшее в течение трех лет. Это излучение было разрушительным только для одного типа материи — для человеческих тел. Они рассыпались на отдельные атомы. Когда излучение прекращалось, атомы человеческих тел вновь собирались вместе в том же порядке и тела восстанавливались. При этом ничего подобного не происходило ни с птицами, ни со зверями, ни с цветами, ни с деревьями и ни с какими неживыми предметами.


Ученые, обнаружив случайно один из этих минералов и изучив его свойства, узнали об опасности, грозившей человечеству, и задумались о том, как предотвратить надвигавшуюся беду. Найти все инопланетные минералы, рассыпанные по Земле, и вывезти их куда-нибудь в космос или уничтожить не представлялось возможным.


Тогда было принято такое решение: если уж сохранить тела невозможно, надо попытаться сохранить человеческие души. Но как? Ученые пришли к выводу, что следует найти способ на те три года, в течение которых будет действовать излучение, «переселить» куда-нибудь души людей.
Когда же излучение прекратится, и человеческие тела восстановятся, можно будет вернуть души обратно.

Долго работали ученые, изобретая способы такого «переселения» душ, и, в конце концов, справились с этой трудной задачей. Всем жителям Земли было объявлено, что им необходимо выбрать птицу, животное, насекомое, растение или любой неживой предмет, которые могли бы стать временным пристанищем их души, пока не закончится разрушающее действие излучения.

Представьте себе, что и вы оказались перед таким выбором. Подумайте, в какое именно тело или предмет (а может быть, природное явление) вам захотелось бы «переселиться», чтобы достаточно комфортно провести в нем три года?

Участники группы задумываются.

Выдержав небольшую паузу, ведущий продолжает.


Следует не забыть и еще об одной важной проблеме. Когда минуют три года, ученые должны будут извлечь ваши души из их временных пристанищ и вернуть каждую в свое тело. Но как же определить, кто в каком теле или предмете «поселился»? Надо оставить ученым информацию о своем местонахождении.
Вам дается 10 минут, для того чтобы написать маленькое представление о том, в кого вы превратитесь. Объясните, почему вы сделали именно такой выбор. Чем вас привлекает пребывание в течение трех лет именно в таком виде?


Для усиления этого эффекта можно включить негромкую музыку, в которой звучали бы тревожные ноты.


Когда работа закончена, участники группы сдают подписанные листы ведущему.

 

Педагог-психолог: Итак, вы превратились в кого-то или во что-то и прожили в новом для вас виде три года. Наконец время действия излучения миновало. Попробуем вернуть каждому из нас свою душу.

Ведущий зачитывает сочинение, учащиеся должны узнать, кому принадлежит эта душа.

 

Обсуждение. Легко ли вам было соединить душу с телом человека? Почему?

Что нового и ком вы узнали, выполняя данное упражнение?

Заключение: как важно знать друг друга, уметь увидеть в человеке его внутренний мир. Не оценивать, не судить, не осуждать человека, а попытаться прежде всего понять каждого. Т.е. уметь научиться беречь душу, сохранять душевное тепло своё и окружающих нас людей.

Сегодня на занятии мы с вами ещё раз попытались заглянуть в мир своих одноклассников, присмотреться к себе и каждому в классе. Зачем это важно учиться? Конечно, прежде всего, чтобы сохранять тепло души, сохранять душевное здоровье.

Только душевно здоровый человек может творить самое главное на Земле – Добро!

Закончить занятие мне хочется стихотворением А.Дементьева “Выбор”

Душа бывает как туман,

Бывает – как рассвет.

В тумане прячется обман

В рассвете – только свет.

А что таит твоя душа?

Туман или рассвет?

И с чем душа твоя пришла –

Ты знаешь или нет?

Пусть будет жизнь к тебе добра

Научит добрым быть.

Когда же явится пора

Тебе долги платить.

Себя не сдерживай тогда

Долги сполна плати

И за минувшие года,

И те, что впереди.

Тогда развеется туман

В грядущем и в былом

Ведь нам недаром выбор дан

Между добром и злом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: