Инфляционный риск при формировании цен




 

Важное значение для фирмы в условиях инфляции имеет оценка инфляционного ожидания. Такая оценка необходима для:

· учета изменения цен на рынке при разработке общей стратегии развития фирмы;

· учета изменения цен при разработке бизнес-планов;

· обоснования цен на выпускаемую фирмой продукциюи оценкивозможного изменения цен на производственные ресурсы, потребля­емые ею;

· учета влияния изменения цен на доход и выручку фирмы от про­дажи ее продукции;

· анализа влияния изменения цен на издержки производства и сбы­та, в том числе на средства производства и оплату труда;

· подведения финансовых итогов деятельности фирмы: прибыли (убытков), ликвидности, платежеспособности;

· выбора оптимальной структуры производства.

Для оценки инфляционного ожидания в ценовой политике фирмы используются:

· сводный индекс потребительских цен (ИПЦ);

· индекс цен производителей промышленной продукции;

· индекс тарифов на грузовые перевозки;

· индекс цен на материально-технические ресурсы;

· индекс цен на сельскохозяйственную продукцию;

· индекс цен на услуги для населения.

Инфляционные ожидания повышения цен могут основываться на таких источниках внешней информации:

· ежегодный прогноз экономического и социального развития страны, представляемый Правительством РФ в парламент России;

· проект Федерального бюджета Правительства РФ на предстоя­щий год, где излагается оценка ожидаемой инфляции;

· расчеты Центрального банка РФ о возможных размерах инфля­ции;

· результаты опросов ведущих специалистов предприятий и фирм, публикуемые в средствах массовой информации («Финансовые изве­стия», «Деловой мир» и др.);

· оценка экспертов.

В настоящее время существует множество методов прогнозирова­ния инфляции. Поэтому специалистам фирмы следует критически оценивать их и самостоятельно производить расчеты ожидаемой ин­фляции.

Оценка инфляционного ожидания проводится по следующим ос­новным этапам:

· уточнение конкретных показателей динамики цен, подлежащих оценке и прогнозированию;

· установление периода (краткосрочного, среднесрочного и дол­госрочного) прогнозирования;

· анализ исходных данных и подготовка информации за предше­ствующий период как по показателям прогноза, содержащимся в его выводах, так и по факторам и условиям, влияющим на конечные показатели;

· изучение и выявление факторов и условий, которые будут ока­зывать влияние на темпы инфляции, установление количественной меры их воздействия на темпы инфляции;

· определение (расчет) темпа инфляции;

· вероятностная оценка инфляционного ожидания по схемам наи­более благоприятной социально-экономической ситуации, оптималь­ной социально-экономической ситуации и менее благоприятной ситуации.

При проведении оценки инфляционного ожидания следует учиты­вать как объективные закономерности и условия образования дина­мики цен, так и воздействие государственных органов на инфляцион­ные процессы.

Опыт зарубежных стран и практика проведения реформ в эконо­мике России показывают, что главным условием эффективной анти­инфляционной политики выступает только комплексное государственное воздействие на два таких важнейших фактора, как: а) плате­жеспособный спрос; б) предложение товаров и услуг, издержек производства и сбыта.

В результате такого воздействия может быть достигнуто суще­ственное снижение инфляции спроса и издержек.

Оба названных фактора взаимосвязаны. Однако для оценки инф­ляционного ожидания специалистам, осуществляющим прогноз, не­обходимо определить главное – в какой мере в прогнозе темпов инфляции учитывается формирование равновесного рынка и рыночно­го конкурентного ценообразования.

 

5. Методы страхования цен от возможных их изменений под влиянием различ­ных рыночных факторов

 

Рассмотрим акт купли-продажи, который может быть совершен либо на рынке, либо в магазине. В этом случае передача товара в руки покупателя и денег в руки продавца осуществляются одновременно.

Однако в рыночной практике весьма часты такие ситуации, когда при оптовой продаже товара продавец и покупатель заключают до­говор поставки, в котором предусматриваются обязательства сторон: поставщик (продавец) обязуется в установленный срок поставить покупателю определенное количество товаров, а покупатель берет на себя обязательство купить этот товар по заранее оговоренной цене. Таким образом, во-первых, цена товара, подлежащего поставке, пре­дусмотрена договором, а во-вторых, между заключением договора купли-продажи и реальным осуществлением акта купли-продажи имеется временной разрыв (лаг). Но, как известно, в условиях рынка цены не остаются неизменными, они подвержены колебаниям под воздействием рыночной конъюнктуры. Отсюда по истечении опреде­ленного времени рыночная цена на данный товар может оказаться выше или ниже цены, установленной договором поставки.

В случае повышения или снижения цены для фирмы-поставщика возникает риск. Поскольку фирма-поставщик стремится по возмож­ности избежать этого риска, посмотрим, как это можно сделать.

Практика рыночного хозяйствования подсказала необходимость страхования цен, которое производится методом включения в до­говоры поставки определенных оговорок. Их несколько.

Во-первых, оговорка о возможности повышения или снижения издержек. Она включается в договор купли-продажи в тех случаях, когда на цену большое влияние оказывает ряд внешних и внутренних факторов, обусловливающих рост затрат на производство. Фирма – изготовитель товара стремится переложить риск увеличения цены на потребителя.

Этот случай можно проиллюстрировать следующим условным примером. Обувная фирма заключила договор с оптовой базой на поставку определенного количества женских сапожек по цене 250 руб. за пару. Однако в условиях инфляционного роста цен рыночные цены на материалы постоянно растут. В себестоимости сапожек их доля составляет 80%. Под влиянием роста инфляции руководство фирмы вынуждено также повышать заработную плату работников, удель­ный вес которой в затратах на производство составляет 10%. Поэто­му к моменту оплаты оптовой базой фактическая цена указанных са­пожек будет выше цены, предусмотренной договором. Чтобы избе­жать риска потери выручки, фирма – производитель обуви включает в договор поставки оговорку о повышении цены на сапожки, если будут увеличены ее издержки на кожматериалы и заработную плату. Эту оговорку можно выразить следующей формулой:

 

Цп = Цд + (Sп – Sд) - (Кп – Кд)

 

где Цп – цена поставки;

Цд – цена, предусмотренная договором;

S п стоимость кожматериалов на день поставки;

Sд – стоимость кожматериалов на день подписания договора;

Кп – зарплата на день поставки;

Кд – зарплата на день подписания договора.

Во-вторых, оговорка о колебаниях рыночной цены, которая име­ет несколько разновидностей.

1. Оговорка о повышении цены. В этом случае всякий рост рыноч­ной цены означает увеличение цены, предусмотренной в договоре поставки.

2. Оговорка о снижении цены. Она означает, что всякое снижение рыночной цены неизбежно должно привести к уменьшению цены, обозначенной в договоре поставки.

3. Оговорка о любом изменении цены. В этом случае происходит соответствующее повышение или уменьшение цены, указанной в до­говоре поставки.

При использовании этих оговорок осуществляется поставка до­полнительного количества товара в случае снижения цены и постав­ка меньшего количества товара в случае роста цены. Главным обра­зом осуществляется страхование цен от изменяющейся конъюнктуры рынка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: