Исходные исторические данные.




Введение.

Объект ценного историко-культурного наследия – это совершенно особое архитектурное явление, одновременно принадлежащее прошлому и настоящему. В нем соединяются три вида ценностей – историческая, эстетическая и научная, составляющие общественную ценность произведений прошлого. Главная задача работы с наследием – раскрытие и сохранение его общественной ценности в ее комплексности.

Реконструкция и самого объекта наследия, и его окружения требует соблюдения определенных правил, направленных на выявление и сохранение его ценных качеств.

Архитектурно – градостроительная реконструкция исторических комплексов и территорий – это реконструкция, решающая утилитарные и художественные проблемы таких территорий, но при этом не затрагивающая предмета охраны объектов ценного историко-культурного наследия и ставящая одной из основных и обязательных своих задач сохранения этого наследия. Беспамятство в деле сохранения культурного и духовного наследия губительно.

"Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы, в конечном счете, одиноки… Жизнь — это не одномоментность существования. Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и в малом масштабах. Это ведь четвёртое, очень важное измерение. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего"

Д.С. Лихачев

Современность и значительность темы.

Историко-культурное наследие является важным фактором сохранения культурной идентичности, так важной для нашей страны в период нарастания процессов глобализации.

Духовный расцвет общества связан с историко-культурным наследием и не только с его защитой и сохранением, но и с его творческим восприятием и использованием.

Ансамбль практически не сохранившегося Николо-греческого монастыря и находящегося в аварийном состоянии Заиконоспасского несомненно является важнейшим духовным центром города Москвы, требующим к себе особого и пристального внимания.

Расположенный в историческом центре, ансамбль древнейших монастырей предлагается рассматривать в контексте среды и исторически сложившегося окружения, в масштабе улицы, района и города.

Исходные исторические данные.

1. Троицкая дорога.

 

Ансамбль Никольского и Заиконоспасского монастырей располагается на трассе древней дороги, имеющей несколько названий, возникших в разные времена благодаря определенным обстоятельствам: Владимирская, Троицкая, или Святотроицкая, Переяславская, Ярославское шоссе.

В начале XX века в связи с растущим интересом к истории Москвы в 1921 году в Музее истории Москвы (тогда называвшемся Московским коммунальным музеем) была создана Историко-географическая комиссия под председательством академика Д. Н. Анучина — ученого-энциклопедиста, географа, историка, этнографа, археолога. Перед Комиссией была поставлена задача исследовать вопрос происхождения Москвы и объяснить причину ее возникновения на Боровицком холме.

Комиссия, работавшая в течение двух лет, исследовала огромное количество документального, летописного, археологического и исторического материала и восстановила трассы двух главных сухопутных дорог, проходивших через Москву.

Одна дорога шла с северо-запада на юго-восток — из Великого Новгорода в Рязань. К Москве-реке она подходила там, где сейчас находится Большой Каменный мост, здесь была переправа — брод.

Другая дорога шла с юго-запада на северо-восток — из Киева и Смоленска в Ростов Великий, Суздаль, Переяславль, Ярославль, Владимир-на-Клязьме и другие северо-восточные города. Она переходила Москву-реку возле нынешнего Новодевичьего монастыря (там также был брод) и по лугу внутри петли, которую образовывало здесь течение реки, вновь выходила на ее левый берег в том месте, где сейчас находится Крымский мост. Далее дорога пролегала вдоль берега и подходила к Боровицкому холму и к броду Новгородско-Рязанской дороги. Вот здесь-то, на пересечении этих больших торговых и стратегических сухопутных путей, сохранявших в течение столетий свое значение, в то время как водный путь его терял, и появились все условия для возникновения поселения — и оно появилось на Боровицком холме. К такому выводу пришла Комиссия.

На основании выводов Комиссии А. М. Васнецов написал картину «Москва-городок и окрестности во 2-й половине XII века». На ней изображена первоначальная Москва и ее окрестности с птичьего полета. Видны речки, ручьи, села, леса и сходящиеся у Боровицкого холма две большие дороги, о которых шла речь.

После пересечения с Новгородско-Рязанской дорогой дорога в Суздальско-Владимирскую Русь и северные земли шла по левому берегу Москвы-реки у подножия Боровицкого холма до нынешнего Китайгородского проезда. Там, повернув и выйдя на нынешнюю Варварскую площадь (тогда эта местность называлась Кулишками), она поднималась вверх по Лубянскому проезду на плоскогорье водораздела Яузы и Неглинной (где сейчас проходит улица Большая Лубянка) и по нему продолжала путь на север.

А. М. Васнецов. Москва-городок и окрестности во второй половине ХII в. План-чертеж и пояснения к нему. 1920-е гг. Этой дорогой ездили великие князья Киевские в свои окраинные владения — Ростов и Суздаль, Переяславль и Киржач. По ней в конце X — начале XI века проехал на Волгу князь Ярослав Мудрый и основал там город, назвав его своим именем — Ярославль, а в начале XII века Владимир Мономах, направлявшийся в Суздаль, основал Владимир-на-Клязьме. По этой же дороге, едучи из Киева к сыну своему Андрею во Владимир, великий князь Киевский Юрий Долгорукий, как рассказывается в старинной «Повести о начале Москвы», наехал «на место, идеже ныне царствующий град Москва… взыде на гору и обозре очима своима семо и овамо по обе стороны Москвы реки и за Неглинною, возлюби села оные, и повелевает вскоре соделати мал древян град и прозва его Москва град».

Троицкая дорога связывала Москву с Севером и Сибирью. По ней до постройки железной дороги, то есть до второй половины XIX века, из Сибири везли меха, золото, серебро, медь, с верховьев Камы — соль, из Архангельска тянулись рыбные обозы (с одним из них, как известно, добирался в Москву М. В. Ломоносов), ближайшие губернии также поставляли Москве каждая свою продукцию.

Но особенно торной и многолюдной стала эта дорога в конце XIV–XV веке после основания самым почитаемым русским святителем Сергием Радонежским Троицкого монастыря, в который устремились богомольцы со всей России. Благодаря им за дорогой укрепились названия Троицкая и Святая.

В пределах Москвы, трасса шла от Никольских ворот по Никольской улице Китай-города, далее через Никольские (Владимирские) ворота Белого города, по Сретенке поднималась до площади, на которой стояла знаменитая Сухарева башня и по Первой Мещанской улице (Пр. Мира) шла до Троицкой (Крестовской) заставы.

 

2. Китай-город.

 

Для правильного понимания роли ансамбля Никольского и Заиконоспасского монастырей в структуре города следует уделить особое внимание древнейшему историческому району, в котором они расположены - Китай-городу.

Китай-город на плане (1638) Маттеуса Мериана выделен жёлтым цветом.

Китай-город - это один из самых старых исторических районов Москвы, лежащий возле Красной площади.

История возникновения уходит корнями в XVI век, когда властями решено было обнести стеной торговую часть столицы – Великий посад. Он лежал рядом с Кремлем, отделенный от него широкой Красной площадью.

Новая стена должна была защитить посад от пожара и военных набегов. Обогнув посад, она смыкалась с Кремлем, подступала к Беклемишевской и Собакиной башням кремля.

Строительство стены началось с обнесения территории посада земляным валом с огромным плетнем, основу которого составляли вертикально вбитые деревянные жерди - «кита». После этого посад и стал называться Кита-городом, название которого со временем трансформировалось в Китай-город. На месте этого укрепления в конце 1530-х годов была возведена каменная стена.

Китайгородская стена имела три яруса, она уступала по высоте кремлевской, но подобно ей, была снабжена тайниками и слухами и приспособлена к ружейной и пушечной обороне. Здесь были четырнадцать боевых башен (из них пять являлись воротными). К настоящему времени сохранилась лишь одна, угловая круглая башня, а также часть крепостной стены Китай-города. Строил каменные стены и башни Китай-города итальянец Петрок Малый. Линия оборонительных укреплений Китай-города достигла протяженности 2567 метров. Эта крепость как тип оборонительного сооружения, по мнению специалистов, не имеет аналогов не только в России, но и в Европе.

В XVII веке в Китай-городе началось активное каменное строительство. Здесь возводили церкви, дома, различные учреждения. В 1804 году здесь все деревянные строения были сломаны и оставлен один трактир. Хотели разрушить эту стену, а на ее месте сделать бульвары для прогулок, но император Александр I на это не согласился, желая сохранить все древние строения Москвы в первозданном виде. В 1812 году, когда Москва была захвачена наполеоновской армией, Китай-город почти полностью сгорел и при восстановлении застраивался только каменными зданиями. В конце XIX - начале XX веков Китай-город стал деловым центром Москвы. Здесь размещались банки, биржа, торговые конторы. Для многих учреждений были выстроены многоэтажные здания в стиле модерн.

Панорама Китай-города, 1887 год. Вид (справа налево) от Ильинских ворот к Варварским. Между ними глухая Граненая (Многогранная) башня. За Ильинскими воротами видна церковь Николы Большой Крест, близ Граненой башни — церковь Троицы в Никитниках, правее — каланча Городской полицейской части

 

В первые десятилетия советской власти многие памятники истории и архитектуры исчезли с карты Москвы. В 1934 году Китай-городская стена почти была практически полностью снесена.

 

 

     

Историческая справка:


1394 г. - вокруг посада были возведены первые укрепления Китай-города
16 мая 1535 г. - первый камень в фундамент каменной укрепительной стены торжественно заложил митрополит Даниил
1538 г. – Китай-городская стена была достроена
1680 г. - с северной стороны Красной площади на месте глухой башни были прорублены Неглинные ворота
16 в. - из Кремля в Китай-город начали переселяться знатные семьи
18-19 в. – Китай-город вновь приобретает черты купеческого района.
19 в.- в Китай-городе было построено здание Биржи, здесь появились конторы и банки
1707-1708 г.г. - ворота были заложены, и под руководством инженера В.Д. Корчмина перед ними были построены земляные бастионы
1819-1823 г.г. - бастионы срыли и Ильинские ворота открыли
1871 г. - появился Третьяковский проезд
В 1934 г. - Китай-городская стена почти была практически полностью снесена

 

 

 

В 1989 году был разработан план реконструкции Китай-города, вернее, той его части, которая могла быть превращена в пешеходно-торгово-гостинично-туристическую зону (исключая выпотрошенное Зарядье и режимные кварталы Ильинки). Проектировщики указывали на необходимость «значительно поднять культуру использования территории» и отдельным пунктом обещали «категорически запретить любое новое строительство, искажающее облик и среду Китай-города». Планировалось, что «к 2000 году преображённый Китай-город будет полностью возвращён Москве». А ещё говорилось о том, что «вопрос, каким будет Китай-город в связи с предстоящей комплексной реконструкцией, волнует всю нашу общественность».

 

С тех пор изменилось многое. Был воссоздан Казанский собор и Иверские ворота, реставрирована большая часть храмов Никольской улицы, надстроен Гостиный двор, снесены Тёплые ряды, Шереметевское и Пантелеевское подворья, а также внутренние корпуса Чижевского и Средних рядов.

 

Процесс набирает обороты: наведение глянца на фасады и планомерное вычищение рядовой внутриквартальной застройки, строительство «приблизительных копий» реконструируемых зданий и надстройка реставрируемых памятников, создание новых центров притяжения пешеходов и транспорта при максимально возможном уплотнении кварталов.

 

В 1980-е ещё существовало твёрдое понимание того, что прелесть древнего района состоит не только в обилии выдающихся памятников архитектуры и истории, но и в сохранности фоновой застройки, обеспечивающей целостное восприятие Китай-города как уникального фрагмента Старой Москвы. И потому особо подчёркивалась необходимость сохранения структуры знаменитых китайгородских дворов и подворий как открытых территорий, насыщения их разнообразными общественными функциями. Однако со временем закрытых для доступа территорий стало только больше, культура использования территории повышается строительством бутиков и паркингов, новостроек, искажающих исторический облик, становится всё больше.

 

 

3. Никольская улица.

 

Реконструируемый ансамбль расположен непосредственно на Никольской улице.

В Домонгольский период эта московская улица входила в состав Великой Владимирской дороги. Еще в 13 веке, в 1292 году на этой дороге был основан Богоявленский монастырь.

 

До возведения Китайгородской стены (1534-1538 годы) Никольская составляла одно целое с улицами Лубянкой и Сретенкой.

 

Улица тянулась на северо-восток и заканчивалась у Никольских ворот Китай-города, которые позже переименовали во Владимирские по храму иконы Владимирской Богоматери, построенному в Москве в 1694 году. Когда в 1708 году в Москве проводили подготовку к сражению с войском Карла XII, эти ворота заложили, а перед ними возвели защитные бастионы. Вместо заложенных ворот для выезда из Китай-города в стене возле Малого Черкесского переулка пробили новые Проломные ворота.

 

Практически все улицы древней Москвы были извилистыми, с множеством кривых извилистых переулков, не отличалась в этом смысле и Никольская. Несмотря на усилия московских властей, сохранять улицы в рамках установленной ширины, часто ширина улиц уменьшалась по причине самовольного захвата под увеличение площади дворов и уличных лавок. Так было и с Никольской, кроме того, застройка здесь была преимущественно деревянной, и чересчур скученной. Все эти особенности стали причиной того, что во время пожара, разгоревшегося в мае 1626 года, улица Никольская выгорела вся.

 

По соседству с Никольским монастырем в 1553-1554 годах построили Печатный двор, на котором в 1564 году Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали знаменитого "Апостола" - первую книгу. Книги в то время были большой редкостью, и в народе стали шириться слухи о том, что печатникам в их деле помогает нечистая сила. Чтобы избежать неприятностей, первопечатники бежали в Литву. В 1571 году Печатный двор сгорел во время очередного сильного пожара. При царе Федоре Ивановиче книгопечатание возобновили, и до 1612 года Печатный двор работал. В годы правления царя Михаила Федоровича книгопечатание перевели на территорию Кремля, а на Никольской середине 17 века было построено новое двухэтажное каменное здание Печатного двора. Василий Бурцев продолжил дело первопечатников выпустив первую учебную книгу "Азбука". В 1814 году, когда Москву отстраивали после пожара, появилось современное здание, выполненное в готическом стиле. От зданий, построенных в 17 веке, до наших дней сохранилась только Правильная (корректорская) палата.

 

По восточной стороне Красной площади, которую называли в то время Пожаром, между Варваркой, Ильинкой и Никольской улицами протянулись торговые ряды. После очередного пожара в 1596 году были построены новые торговые ряды, уже не деревянные, а каменные, которые сразу же стали городской достопримечательностью, вызывавшей восхищение даже у иностранцев. На улицу Никольскую выходили Седельный, Котельный, Железный верхний, Коробейный и Серебряный торговые ряды, их остатки обнаружили при строительстве новых Верхних торговых рядов.

 

Особо прославилась улица Никольская иконными лавками. Иконный ряд был чуть ли не самым большим во всем Китай-городе, он тянулся от Богоявленского переулка до Печатного двора. Неупорядоченная торговля иконами, которая расцвела на всей Никольской улице, была сочтена московскими властями как нечто неподобающее, и в 1681 году был издан указ, запрещающий торговлю иконами на Никольской и Никольском крестце. На Печатном дворе были построены 10 лавок, предназначенных для продажи икон.

 

К 20 веку Никольская превратилась в одну из центральных деловых улиц города. Здесь находились конторы (амбары) самых крупных фабрикантов Москвы и Подмосковья, гостиницы, здесь появился первый русский ресторан "Славянский базар". Этот ресторан вошел в историю еще и благодаря тому, что именно здесь в июне 1898 года К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко обсуждали вопрос об основании Московского Художественного театра.

 

 

После 1917 года Никольская, вместе со всей Москвой вступила в новый период. Уникальные памятники старины были признаны не соответствующими новому историческому курсу, и многие из них были уничтожены. В 1928 году Управление зданиями Московского военного округа обратилось к реставраторам с предложением снести Никольский собор и церковь Успения Божией Матери на Чижевском подворье. Лишь только потому, что это варварское предложение не получило поддержки, храмы были сохранены. Последовательно были закрыты Казанский и Заиконоспасский соборы, в них разместились различные учреждения. Следующий удар по архитектуре Никольской совершили в 1929 году, когда снесли Иверскую часовню, а затем, в 1930 году разрушили Воскресенские двухпролетные ворота, которые мешали парадам, проходившим на Красной площади. Самым печальным и разрушительным оказался 1934 год. Именно тогда начали уничтожать Николо-греческий монастырь, затем разобрали Казанский собор и Китайгородскую стену, оставив от нее лишь небольшой отрезок.

 

Сейчас правая и левая сторона Никольской улицы имеют неодинаковую градостроительную конструкцию. Их объединяет сплошной фронт застройки и изобилие увлекательных подворотен, но дворы левой, нечётной стороны - в основном тесные, изолированные пространства, ограниченные линией Китайгородской стены. Чётная сторона всегда была более раздольна и славилась своими проходными маршрутами, особенно хороши в этом смысле были Тёплые ряды и Чижевское подворье. Теперь это уже воспоминания.

 

Правая сторона Никольской плавно превращается в средоточие торгово-общественных заведений, многозальных кинотеатров, подземных и надземных паркингов, дорогих апартаментов. При этом от исторической застройки сохраняются уличные корпуса либо их фасады, плюс некоторое количество охраняемых памятников.

 

 

4. Николо-греческий (Никольский) монастырь.

 

Николо-Греческий монастырь находился на посаде Москвы уже в конце XIV века, когда еще не было стены Китай-города, и прилегающая к восточной стене Кремля. Вероятно, в те годы монастырь находился подле Богоявленского монастыря.

 

Доподлинно неизвестно кем и когда был основан этот монастырь. Первое упоминание о нем относится к 1390 году, в связи с визитом в Москву из Константинополя митрополита Киприана, с сопровождавшими его греческими монахами. Здесь митрополит, готовясь к торжественной встрече с великим князем Василием I, вместе с прибывшими священнослужителями облачился «у Николы Старого» в архиерейские облачения, и с крестным ходом они направились отсюда в Кремль, в Успенский собор.

 

В Никольском монастыре традиционно останавливались прибывавшие в Москву из Византии и Греции монахи и путешественники. В середине XVI века он фактически был закреплён за греческими монахами. За список с Иверской иконы Богоматери, привезённый из Афонского Иверского монастыря, царь Алексей Михайлович пожаловал Никольскую обитель этому монастырю. Сам же чтимый образ был установлен в Иверской часовне у ворот Китай-города.

 

Монастырь не раз страдал во время пожаров Москвы в XVIII веке. Он продолжал оставаться средоточием греческой и балканской диаспоры в Первопрестольной. К 1737 году собор «Никола Большие главы» был перестроен на средства молдавских князей Кантемиров, которые сделали его своей усыпальницей. В частности, здесь был похоронен поэт Антиох Кантемир. В 1812 году храм был разграблен и поврежден наполеоновскими солдатами, но после войны восстановлен.

 

В начале XX века здания обители были полностью перестроены под руководством К. Ф. Буссе.

 

Строительство торгового дома и келий никольского монастыря. Сломали старые здания в 1899 году, а в 1901 по проекту архитектора Георга Кайзера возвели новое здание с колокольней. Фото 1898 или 1899 годов.

Монастырь был закрыт советской властью в начале 1920-х годов, собор Николая Чудотворца снесли в 1935 году. Часть надгробий была передана в музей при Донском монастыре.

Ворота в доходном здании заложены, прежний вход в часовню тоже ликвидирован. Колокольня обезглавлена. В западной части двора пробит проход на Театральную площадь. В кельях расположились различные конторы и учреждения. В восточном корпусе часть помещений занимает РГГУ.

В конце 1980-х гг. планировалось создание здесь музейно-культурного центра, который в 90-е был забыт.

 

Историческая справка:


1390 г. – первые документальные упоминания о Старом Никольском монастыре
1556 (1571) г. - Иван Грозный определил греческим афонским монахам Никольский монастырь
1644 г. – построена и освещена церковь во имя святых Константина и Елены
1646 г. – в Николаевском монастыре построена часовня Николая Чудотворца
1648 г. - с Афона в монастырь привезли великую святыню – список с чудотворной Иверской иконы, которую поместили
1669 г. - чудотворную икону перенесли в часовню, специально выстроенную у Неглинских ворот
1727 г. - в Николаевском греческом монастыре был построен каменный храм во имя святого Николая Чудотворца
1734-36 г.г.- наследники князя Кантемира построили над Николаевским собором верхнюю церковь во имя Иверской иконы (позже Успения)
1767 г. - Матвей Кантемир своими средствами обновил церковь Константина и Елены
1737 г. - в день Троицы разгорелся печально известный пожар, во время которого монастырь сильно пострадал
1764 г. - монастырь был определен как необщежительный греческий монастырь 2-го класса
1766 г. - Николаевский монастырь вышел из подчинения Московской Синодальной Конторы, и перешел в распоряжение Священного Синода
1775 г. - монастырь зачислили в епархиальное ведомство, но он все равно числился как приписной от Афонского Иверского монастыря
1812 г. – разорение монастыря наполеоновскими солдатами
конец 19 века - большинство монастырских построек сильно обветшали и были снесены
1902 г. - по Красной линии улицы Никольской было выстроено огромное здание, которое одновременно являлось и часовней и колокольней.
1920-е г.г. – Николаевский греческий монастырь закрыли
1935 г. – был сломан храм Николая Чудотворца
2007 г. - было принято решение о возрождении Никольского монастыря

 

 

   
  5. Заиконоспасский монастырь Основан Борисом Годуновым. Первоначальное название монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском крестце, что за Иконным рядом (от этого «Иконного ряда» и появилось новое название). Был одним из центров русского просвещения. В 1620-х гг. здесь открылась «общенародная школа», а позже — школа русского общественного и церковного деятеля, писателя, драматурга и просветителя Симеона Полоцкого (похоронен в нижней церкви монастырского собора в 1680 г.). С середины XVII в. в названии монастыря появляется слово «учительный». В 1687 г. при монастыре было создано первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, в которой учились великий русский ученый М. В. Ломоносов, выдающийся архитектор В. И. Баженов, поэт В. К. Тредиаковский, автор первого русского учебника по арифметике Л. Ф. Магницкий, исследователь Камчатки С. П. Крашенников и другие русские деятели литературы, искусства, науки и церкви. Преподавали здесь монахи Заиконоспасского монастыря, а настоятель его был одновременно ректором. Все они вместе с воспитанниками жили в сохранившемся до наших дней Братском (Учительском) корпусе, построенном вдоль Китайгородской стены. В 1814 г. академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Сергиев Посад, в Троице-Сергиеву лавру. После Октябрьской революции Заиконоспасский монастырь был упразднен.     Это один из замечательных памятников истории и культуры, имеющий в своем ансамбле: Спасский собор (начало XVIII в., арх. И.3арудный — предположительно) — ярусный крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, построенный в стиле московского барокко. Включает в себя объем ранее возведенного храма. Состоит из верхней и нижней церквей, к последней примыкают двухэтажные кельи. Переход от восьмерика к четверику имеет гульбища с балюстрадами и смотровые площадки. Здание завершается сильно вытянутым малым восьмериком, с декоративной главкой (1851). Братский (Учительский) корпус (XVII-XVIII вв.) — состоит из двух стоящих вплотную зданий. Трехэтажная часть содержит разновременные объемы. Нижний этаж предназначался для хозяйственных нужд — погреба, кладовые, конюшни. Наверху были жилые комнаты для преподавателей. Спасский собор, закрытый в советские годы, был отреставрирован в 1960-х гг. и в 1992 г. возвращён верующим. В Братском и Учительском корпусах ныне расположены аудитории Российского государственного гуманитарного Университета, на помещения которого претендует Церковь. Корпуса по Никольской занимают учреждения и конторы, на первом этаже находится почтовое отделение. Нижний этаж келейных корпусов в 1990-е гг. занят рядом ресторанов, вход в которые находится со стороны воссозданного участка Китайгородской стены. Очень простой, но аутентичный фасад XVII века был скрыт пышной декорацией в русском стиле. В 2014 г. было осуществлено восстановление разрушенной колокольни монастыря, ставшей одной из важных доминант Никольской улицы. Однако будущее назначение всего ансамбля является предметом спора между Церковью, Университетом и ресторанным рядом, ещё в 1990-е пытавшимся продвинуть строительство трёхэтажного здания в западной части двора. В результате незаконного строительства подземного уровня под территорией двора соседний корпус архитектора Бове приведён в крайне аварийное состояние, трещины появились и на стенах собора.   Проектное предложение.   Памятники прошлого в наших городах — это обширный и неумолкающий лекторий, учащий патриотизму, способствующий эстетическому воспитанию, повествующий о великой роли народа в истории культуры. Забота о памятниках — это забота не только о прошлом, но главным образом о будущем, о наших потомках, которым они, несомненно, понадобятся. Десятки поколений сохраняли для нас эти памятники, и долг наш передать эту культурную эстафету будущим поколениям. Д.С. Лихачев     В дипломном проекте предлагается 1. Создание Центра Греческой Православной культуры на базе восстановленных нижнего (Церковь Св.Николая) и верхнего (Церковь в память принесенной из Афона Иверской иконы Богордицы) храмов, надвратной колокольни Никольского греческого монастыря; осуществление благоустройства дворовой территории. 2. Создание духовно-просветительского и учебного центра на основе Заиконоспасского монастыря; проектное предложение по благоустройству монастырского двора, включающего в себя открытый и закрытый лектории, воссоздание учебного корпуса. 3. Реставрация сохранившегося подлинного участка Китайгородской стены с вычинкой разрушенных участков, восстановление утраченных зубцов и контрфорсов, расчистка пешеходного прохода по площадке стены с устройством вдоль нее туристического пешеходного маршрута. В первых этажах строений предлагается разместить помещения общегородского культурно-просветительного назначения, рассчитанные, в том числе, и на обслуживание москвичей и туристов. 4. Восстановление исторически сложившегося прохода с площади Революции на Никольскую улицу и устроение дополнительного прохода в сохранившейся печуре Китайгородской стены.     Библиография   1. Беляев Л.А. Древние монастыри Москвы по данным археологии. РАН. Институт археологии. Москва. 1995.Зитте К. Художественные основы градостроительства. Стройиздат. М.1993 г 2. Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей. М., 1891.   3. Кудрявцев М.П. Москва – Третий Рим. М., Троица, 2007.   4. Лихачев Д. С. Заметки о русском // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. - Л.: Худож. лит., 1987. - С. 418-494.   5. Лихачев Д.С. Искусство памяти и память искусства // Критика и время: литературно-критический сборник / сост. Н. П. Утехин. - Л.: Ленизат, 1984.   6. Паламарчук П. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т.2. – М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», 1994;   7. Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. – М.: Искусство, 1982;   8. Пыляев М.И. Старая Москва. – М.: ЗАО «Сварог и Ко», 1997.   9. Щенков А.С. Московский центр в Китай-городе М, Памятники исторической мысли, 2016   10. Щенков А.С. Реконструкция исторических городов, М Памятники исторической мысли, 2013  
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: