Задания для дистанционного обучения студентов СПО ВИК
Литература
ГР. ПК-207
Познакомьтесь с учебным материалом по теме: «А.Н. Островский. Драма «Гроза». Жанровое своеобразие. Калинов и его обитатели».
Просмотрите урок №2 А.Н. Островский – основатель русского национального театра. Островский и Малый театр, пройдя по ссылке
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3888/main/83404/
Просмотрите урок №3 Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Нравственные устои и быт купечества, пройдя по ссылке
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5802/main/93457/
Выполните тест по драме «Гроза».
Тест
По драме А.Н. Островского «Гроза».
Город Калинов и его обитатели. Нравственные устои и быт купечества.
- Прочитайте отрывок из критической статьи Н.А. Добролюбова «Темное царство». Распределите персонажей драмы на группы: представители хозяев старого мира, «темного царства»; представители слабых, подневольных и бесправных этого мира.
«Это мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бессильным ропотом, робко замирающим при самом зарождении. Нет ни света, ни тепла, ни простора; гнилью и сыростью веет темная и тесная тюрьма. Ни один звук с вольного воздуха, ни один луч светлого дня не проникает в нее…И так через всю жизнь самодуров, через все страдальческое существование безответных проходит эта борьба с волною новой жизни, которая, конечно, зальет когда-нибудь всю издавна накопленную грязь и превратит топкое болото в светлую и величавую реку, но которая теперь еще только вздымает эту грязь и сама в нее всасывается, и вместе с нею гниет и смердит..»
|
А) Представители хозяев мира, тиранов и самодуров.
Б) Подневольные обитатели мира «темного царства».
1) Савел Прокофьевич Дикой 2) Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)
3) Феклуша (странница) 4) Кулигин (механик-самоучка)
5) Борис (племянник Дикого) 6) Тихон (сын Кабанихи)
7) Варвара (дочь Кабанихи) 7) Кудряш (приказчик Дикого)
8) Катерина (жена Тихона)
Почему драма называется «Гроза»? В чем истинный смысл названия пьесы?.
1) Действие пьесы происходят в момент назревания природного явления и в момент самой грозы.
2) Кульминация драмы – признание Катерины в измене мужу – происходит во время грозы.
3) Гроза в пьесе – не просто грозное природное явление – это символ наказания за грехи, что и побудило героиню признаться в измене.
4) Гроза – символ грозового состояния общества и душ людей, символ назревающего открытого протеста бесправных и зависимых против старого мира домостроевской морали и гнетущего уклада.
- Кому из героев принадлежат следующие слова и способы существования в мире тирании и несвободы или способы противостояния домостроевской морали.
Тихон 2) Варвара 3) Кудряш 4) Катерина 5) Кулигин 6) Борис
А) «Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался» - (активный, но скрытый протест, попытка бунта).
Б) « Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» - (протест через обман).
|
В) « Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» - (желание протеста и способность к его открытой, активной форме).
Г) «… а не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» - (скрытая форма протеста под внешней покорностью).
Д) « Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал: Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю»» - (терпение с попыткой уговоров и увещеваний) Е) « Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж илошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть сместом-то тем проститься, где мы с тобой виделись». – (покорность и смирение). 3. Какие черты характера свойственны хозяевам мира «темного царства» - Дикому и Кабанихи? Кому из них принадлежат данные слова и характеристики других персонажей? 1) Дикой 2) Кабаниха А) « Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана наругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани необходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, какего поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается». «Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой иговорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебяслушать, дурака, или нет. Что я тебе, ровный, что ли! Ишь ты, какое делонашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать». (Деспотизм, тирания, самодурство, хамство, грубость, патологическая жадность) Б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».«Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меняВспомянете». (Ханжество, лицемерие, домашняя тирания, властолюбие) 4. Кому принадлежит данная характеристика нравов в городе Калинове? «Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет». 1) Борису 2) Кулигину 3) Кудряшу 4) Тихону. 5. Какую роль выполняют внесюжетные (не связанные с основным сюжетом и конфликтом) герои (Кулигин, Феклуша, Кудряш, Варвара, старая барыня, обыватели)? 1) Эти персонажи даны для более полной характеристики противопоставленных в драме сторон – мира темного царства с его мракобесием, ханжеством и тиранией, мнимой благопристойностью и жертв этого мира, бесправных, угнетенных, но желающих противостоять насилию и произволу. 2) Они способствуют реалистичности изображения жителей города Калинова. 3) Они способствуют восприятию конфликта драмы не как личного, а социально-общественного, где сталкивается мир домостроевской морали с новыми силами, которые рождаются в душах бесправных и зависимых. 4) Они придают особый колорит и оригинальность повествованию. 6. Какую роль в развитии конфликта играет 1 действие драмы? 1) Это завязка конфликта, открытое противостояние двух сил. 2) Это экспозиция: характеристика сторон, которые не вступают в открытое противостояние. 7. Какая сцена какого действия считается завязкой конфликта: столкновение мира «темного царства» с новыми свободолюбивыми силами и желаниями в душах зависимых и бесправных? 1) Сцена 2 (д1 явл.5-9) Семейные отношения Кабанихи глазами автора. Катерина: Напраслину-то терпеть кому ж приятно! 2) Сцена 4 (д2 явл.2) Душевное смятение Катерины глазами Варвары. Катерина: Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай богэтому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меняникакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так нестану, хоть ты меня режь! 3) Сцена 5 (д2 явл. 3-6) Проводы Тихона глазами автора. Катерина: Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить! 4) Сцена 6 (д2 явл.8-10) Душевное смятение Катерины глазами автора Сцена с ключом. Катерина: Мне хоть умереть, да увидеть его. Передкем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мойтеперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. 8. В чем главная несовместимость Катерины с миром темного царства? 1) Решительный, сильный и свободолюбивый характер, способность к сопротивлению насилию. 2) Неумение лгать, притворяться и лицемерить. 3) Искренность, открытость, честность, справедливость. 4) Готовность к жертвенной любви, способность к глубокому чувству. 9. Почему набожная Катерина покончила жизнь самоубийством, хотя боится греха? 1) Жизнь с нелюбимым мужем и ненавистной свекровью – хуже ада. 2) Грех прелюбодеяния уже совершен, поэтому самоубийство – не единственная причина обреченности на страдания в аду. 3) В своем протесте против мира домостроевской морали она идет до конца, и смерть для нее – единственный способ заявить о своем несогласии с ним и избавиться от него. 4) Надежда на избавление от старого мира (бегство с Борисом) рухнула вместе с желанием жить. 10. Как повлияло признание и смерть Катерины на других подневольных страдальцев темного царства (Тихон, Кулигин, Варвара, Кудряш)? 1)Они еще больше упали духом и смирились со своим положением. 2)Они никак не проявили себя в своем несогласии с миром насилия и тирании. 3)Слабые и беззащитные, зависимые осмелились на открытый протест.4)Решились на побег и свободное волеизъявление. 11. Как можно сформулировать сущность конфликта в драме «Гроза» в соответствии с замыслом автора? 1) Конфликт личного характера внутри любовного треугольника. 2) Конфликт личного внутрисемейного характера между свекровью и невесткой. 3) Конфликт личного характера между любовниками: способность на самоотверженную любовь героини и слабость, несостоятельность, зависимость от обстоятельств героя. 4) Социально-общественный характер конфликта, проявившийся в борьбе старой и новой морали в условиях кризиса патриархального мира в условиях общественно-политического кризиса эпохи. Работу выполнить в рабочей тетради по литературе. Фото работы выслать 8.12.20.
|