Николаев А.Н.
Конспект лекций: спортивная психология. – СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, 2008.
Задачи психологического обеспечения спортивной деятельности включают в себя:
1. Диагностику психических процессов, состояний и личностных
свойств у спортсменов и тренеров по спорту.
2. Общую психологическую подготовку – подготовку к различным ситуациям, связанным с занятием спортом. Она включает в себя широкий круг задач, решение которых требует повседневная жизнь спортивной команды.
3. Специальную психологическую подготовку - подготовку спортсмена (или тренера) к конкретной тренировке, соревнованию, помощь спорт
смену в конкретной экстремальной или трудной ситуации.
Каждая из задач включает в себя ряд более конкретных задач.
Психодиагностика – это исследование, которое направлено на решение практических задач, т. к. для успешного решения задач, связанных с воздействием на человека, его психологической подготовкой, необходимо его изучение.
Задачи психодиагностики:
1. Осуществление индивидуального подхода к спортсмену в тренировочной и соревновательной обстановке с учетом его личностных особенностей.
2. Осуществление дифференцированного подхода в подготовке спортсменов, которые по каким-либо основаниям разделяются на группы, к которым применяются различные меры воздействия.
3. Составить психологические рекомендации для спортсмена и тренера по оптимизации подготовки спортсмена с целью повышения его результативности.
4. Спортивная ориентация будущего спортсмена, вплоть до определения спортивного амплуа, и спортсмена, заканчивающего свою спортивную
карьеру.
5. Отбор на различных этапах подготовки спортсмена:
- отбор в спорт вообще;
- отбор в конкретный вид спорта;
- отбор на конкретные соревнования;
- отбор на конкретный соревновательный выход.
Общая психологическая подготовка спортсменов и спортивных команд – психологическое воздействие на спортсмена, тренера и спортивную команду в целях оптимизации соревновательной деятельности и повышения спортивных результатов.
Задачи общей психологической подготовки:
1. Формирование жизненно и спортивно важных качеств у спортсменов должно затрагивать всю психику:
- на уровне психических процессов происходит общее формирование
интеллекта, особенно в детском возрасте (улучшение качества восприятия,
мышления и памяти);
- на уровне психических состояний необходимо формировать общую
эмоциональную устойчивость к неблагоприятным воздействиям, повышение качества адаптации к ним;
- на уровне свойств личности необходимо прежде всего формировать
волевые качества (настойчивость, самообладание, самостоятельность, смелость, целеустремленность), активность личности, мотивацию достижения,
уверенность в себе, оптимальную самооценку, высокий самоконтроль и т.д.
Т.е., в общем и целом, необходимо сформировать адаптивную личность, способную быстро приспосабливаться к меняющимся и усложняющимся условиям с минимальными затратами, с повышением качества деятельности.
2. Формирование и поддержание мотивов спортивной деятельности.
3. Совершенствование регуляторных механизмов психики спортсмена
с целью повышения результативности в сложных условиях соревнованиях
при минимальных потерях (научить спортсмена регулировать свои предсоревновательные состояния).
4. Формирование адекватных отношений у спортсменов к спортивной
жизни, конкретно:
- к тренировочным нагрузкам;
- к спортивному режиму;
- к условиям соревнований;
- к своим психофизиологическим состояниям;
- к спортивным успехам и неудачам;
- к тренеру и т. д.
5. Формирование благоприятного психологического климата в спортивной команде (формирование оптимальных межличностных отношений).
6. Помощь тренерам в обучении технике спортивных упражнений.
7. Помощь спортсменам и тренерам в избавлении от вредных привычек.
Специальная психологическая подготовка спортсменов и тренеров – это управление состоянием и поведением спортсмена (а иногда – и тренера) в тренировочном процессе и в ходе соревнований. Чем меньше общая психологическая подготовка, тем важнее - специальная.
Задачи специальной психологической подготовки:
1. К учебно-тренировочному занятию.
2. К конкретному соревнованию.
3. К конкретному выходу в процессе соревнования.
4. Секундирование взаимодействие в процессе выступления).
5. Помощь в восстановлении после тренировки или соревнования.
6. Помощь в переживании успеха или неудачи на соревновании.
Конечно, все многообразие педагогической деятельности не может быть умещено в эти 18 задач, сведенных в 3 группы. Тем не менее, предложенный список, включая в себя большинство из них, может служить отправным моментом для планирования психологической деятельности как самого психолога, так и тренера, выполняющего его функции.
Средства решения этих задач и должны лечь в основу психологического образования педагогов, а также повышения их квалификации.
Тема № 3. Формирование спортивно важных качеств
И мотивации спортсменов
Общая психологическая подготовка – это особо важный специфический процесс формирования значимых для конкретного вида спорта признаков у спортсмена или тренера (иногда называют «волевой подготовкой», в силу значимости волевых качеств в спортивной деятельности).
Формирование спортивно важных качеств у спортсменов.
Несмотря на постановку воспитательных задач в конспектах учебно-тренировочных занятий, средства их решения как правило не приводятся. В качестве таких средств выступают элементы обучения (воспитывающего обучения). Таким образом воспитательная функция реализуется как бы «попутно», по мере выполнения других функций. Нам необходимо знать психологические рекомендации по выполнению воспитательной работы тренерами.
Формирование качеств – это задачи педагогики. Однако необходимо в процессе учебно-тренировочной деятельности учитывать некоторые психологические рекомендации:
1. При постановке воспитательных задач необходимо учитывать:
- степень значимости интересующего нас свойства в данном виде спорта;
- уровень его сформированности у спортсмена.
2. В полной мере помогать спортсменам, особенно юным, ставить спортивные и жизненные цели (перспективные, промежуточные, конкретные).
3. Поддержка более полного использования возможностей самовоспитания.
4. Использовать косвенное убеждение:
- убеждение через другого спортсмена;
- убеждение другого спортсмена в присутствии первого.
5. Использовать положительное влияние на ученика через референтную группу (или группировку).
6. Создание специальных условий вкоторых спортсмен выбирал бы
наиболее желательные формы поведения (основной же ошибкой является преобладание воспитания словом над воспитанием «делом»).
Формирование и поддержание мотивов спортивной деятельности.
Мотив – это осознанное влечение, объясняющее – почему человек чего-либо хочет.
Группы мотивов спортивной деятельности:
- мотивы, направленные на результат (стать чемпионом, выполнить
разряд, выступить лучше другого спортсмена и т.д.);
- на процесс (спортсмен занимается спортом, т.к. ему это нравится);
- на самосовершенствование организма (укрепление здоровья, улучшение фигуры, развитие двигательных и качеств) и характера (укрепить волю и т.д.);
- на общение (приобрести много новых друзей и крут общения);
- на материальное вознаграждение (получение формы, бесплатного питания, возможности путешествовать, освобождения от учебы или работы, а
в спорте высших достижений и финансовой поддержки);
- мотивация долженствования (часто юный спортсмен занимается
спортом, потому что «так надо», в чем его убеждают родители, тренер, учи
теля и т.д.).
Формирование мотивов спортивной деятельности – это процесс создания, изменения системы личных потребностей и целей, побуждающих к занятиям спортом. Осуществляется за счет:
- формирования влечений к спорту посредством увеличения когнитивной сложности – получения большого объема информации о спорте, ярких
впечатлений и личного позитивного опыта, связанного со спортом;
- содействия осознанию данных влечений через знакомство с основными видами мотивов спортивной деятельности.
Для поддержания мотивов спортивной деятельности необходимо:
а). Создавать однородные по физической подготовленности и психологическому складу группы.
б). Показывать реально достигнутые результаты в спортивной деятельности.
в). Ставить далеко отставленные цели в спортивной деятельности (очередной успех лишь как ступенька на пути к высоким результатам).
г). Развивать традиции, ритуалы поведения в данной команде.
д). Проводить мероприятия, прямо не связанные со спортивной деятельностью.
е). Афишировать достижения каждого спортсмена, вести внутреннее негласное соревнование или же график личных достижений.
ж). Проявлять одинаковый интерес к личности каждого спортсмена.
з). Учитывать индивидуально-психологические особенности спортсменов, их интересы и потребности, проявлять доверие и веру в каждого, поощрять работу над собой.
и). Допускать элементы самостоятельности в организации спортивной деятельности с целью повышения личной ответственности каждого.
к). Демонстрировать демократический стиль руководства, развивать коллективное самоуправление в команде.
л). Стремиться к созданию ситуаций, приносящих позитивные эмоциональные переживания, к преобладанию поощрений над наказаниями.
м). Стремиться к внесению элементов разнообразия в учебно-тренировочных занятиях.
н). При создании новых секций учитывать интересы занимающихся, и именно этим должен быть определен преобладающий вид двигательной активности.
о). Постоянно работать над собой, уходить от затрапезности, чтобы сам факт общения с тренером являлся стимулом для спортсмена к совместной работе.
Тема № 4. Совершенствование саморегуляции и формирования адекватного отношения спортсменов к спортивной жизни
Способы совершенствования саморегуляции спортсмена:
1. Использовать метод упражнения, создавать повторяемость ситуации, которые оказывают неблагоприятное воздействие на спортсмена с целью его привыкания к ним (метод упражнения).
2. Моделирование условий, приближенных к условиям соревнований.
3. Вырабатывать индивидуальный стиль саморегуляции неблагоприятных состояний с учетом личных особенностей спортсмена.
4. Обучение методам саморегуляции эмоциональных состояний
(аутотренинг, внушенный отдых, релаксация, дыхательные упражнения и т. д.).
Принципы формирования адекватного отношения:
1. Активность спортсмена, понимание им необходимости изменить
свое отношение.
2. Использование таких личностных особенностей, как развитое воображение, внушаемость.
3. Доверие к личности и компетентности изменяющего отношение.
4. Использование техник эффективного воздействия на личность.
Средства формирования адекватного отношения спортсменов к спортивной жизни:
1. Убеждение – логическое обоснование какого-либо суждения с целью добиться согласия с определенной точкой зрения.
Требования к убеждению: логичность, четкость, простота. Методы убеждения: рациональная терапия - составление списков позитивных и негативных ожиданий с последующим их «взвешиванием».
2. Внушение – создание, изменение или подавление установок личности через подсознание, рассчитано на некритическое восприятие информации.
Требования к внушению: максимальное доверие к личности внушающего, использование специальных техник.
Методы внушения: прямое и косвенное внушение, самовнушение, аутотренинг, гипноз.
Тема № 5. Формирование благоприятного психологического климата в спортивной команде
Факторы формирования спортивного коллектива:
1. Специфика деятельности (единство и общая значимость).
2. Личность руководителя (тренера) и стиль управления коллективом
(демократический, авторитарный, либеральный).
3. Состав команды, психологическая однородность-разнородность
спортсменов, обуславливающая совместимость.
Средства формирования коллектива:
1. Обучение спортсменов и тренеров навыкам эффективного общения.
2. Профилактика и устранение конфликтных ситуаций (борьба за лидерство или привилегии).