Вербальное общение (словесное).
Для эффективного общения рекомендуется:
- если спортсмен проводит некоторое время с тренером вне учебно-тренировочных занятий, свидетельствует о его подсознательном стремлении к общению с ним, поэтому в таких случаях следует начинать разговор
первым;
- учитывать эмоциональное состояние собеседника и начинать разговор при благоприятных состояниях;
- первая реакция на любые слова спортсмена должна быть положительная, отрицательные реакции могут быть даны позднее;
- использовать паузы, когда собеседник не может отвечать сразу и де
лает паузы (для общения «на равных») и когда собеседник говорит что-
либо неприятное для нас;
- если предстоит неприятный разговор с провинившимся спортсменом, то не следует его начинайте с упреков, лучше – с того положительного, что есть в этом человеке;
- если предстоит обсудить с учеником несколько вопросов, то вначале
рекомендуется вести беседу по вопросам, по которым мнений совпадают;
- когда слушаем, необходимо внимательно смотрите на собеседника и
не стесняясь проявлять реакцию – говорящему необходимо знать, что мы
слушаем и как мы относимся к тому, о чем идет речь в беседе;
- оперировать в процессе общения только теми аргументами, с которыми согласен наш собеседник;
- не терять предмет разговора, и стараться не переходить с обсуждения ситуации на обсуждение личности;
- не следует говорите плохо о личности отсутствующего, даже если он
в чем-то и виноват, в исключительном случае можно сказать лишь о его
плохом поступке;
- первое замечание ученику, как и любому другому собеседнику, лучше всего сделать наедине;
- свою оплошность признавать сразу, опережая критику;
- помнить, что в конфликте всегда виноваты двое, поэтому необходимо научиться сдерживать себя (для этого, например, в критический момент
можно подсчитать до 30, сосчитать языком зубы или сделать несколько
глубоких вдохов, т. е. отвлечься;
- использовать как можно больше юмора в общении, даже если разговор идет о серьезном. Для этого можно использовать «домашние» заготовки – ключевые слова старых шуток или анекдотов;
- с детьми общаться уважительно, не подавляя их своей взрослостью;
- каждый успешно решенный вопрос собеседником должен быть отмечен нами;
- в конце беседы не забывать подвести ее итоги и отметить то положи
тельное, что удалось решить и, особенно, что положительного проявил наш собеседник во время беседы.
Рекомендации по устранению конфликтных ситуаций.
Конфликт – это противоборство двух и более сторон с целью овладения предметом конфликта или его изменения.
Элементы конфликта:
- предмет – на что направлены усилия сторон, что «не поделили»;
- основание – глубинная причина;
- инцидент – «последняя капля», момент начала конфликта;
- мотивы сторон – причины вступления в конфликт, часто скрываются конфликтующими сторонами.
Виды конфликтов.
- деловой или развивающий конфликт характеризуется конкретным
предметом; действия сторон направлены на овладение предметом, а не на
противоборствующую сторону; действия конструктивны и ведут к разрешению, похож на спор, но имеет эмоциональные оттенки;
- эмоциональный или лавинообразный, характеризуется возникновением по незначительному поводу; взаимной неприязнью сторон; действия направлены не на предмет, а на противоположную сторону; с усилением эмоционально выраженного поведения;
- скрытый, характеризуется слабой выраженностью; является затяжным; имеет тенденцию мелких «вспышек».
Ошибочные поведенческие реакции в ситуации конфликта:
1. Непризнание собственной вины.
2. Собственные промахи выдаются как ошибки другой стороны.
3. Сокрытие собственных потребностей.
4. Принятие «боевой стойки».
5. Запуск в ход уязвимых мест соперника.
6. Припоминание прежних обид.
7. Перебивание соперника.
8. Проявление личной антипатии.
9. Мелочные придирки.
10.Принижение личности соперника.
11.Угрозы.
12.Навязывание своей точки зрения.
13.Негибкость поведения.
14. Показная занятость.
15. Проявление некомпетентности.
16. Неискренность.
17. Несдержанность.
18. Нарушение «личного пространства».
Способы выхода из конфликтов:
Из делового конфликта выходить не следует, но не допускать его превращения в эмоциональный. Для этого необходимо строго следить за сохранением предмета конфликта. Такой конфликт носит позитивный характер (в споре рождается истина). Заканчивается: победой одной из сторон, компромиссом или объединением конфликтующих сторон.
Для выхода из эмоционального конфликта есть два способа: превращение его в деловой, путем возврата к его предмету; и пресечение, путем запрета на его продолжение; разведения конфликтующих сторон; ссылки на инструкцию и т.д.
Способами выхода из скрытого конфликта являются: его вскрытие и превращение в деловой; либо разъединение конфликтующих сторон (что иногда очень сложно сделать).
Способы профилактики конфликтов:
1. Использовать рекомендации по эффективному общению (см. выше).
2. Устранять предмет конфликта.
3. Изменить значимость предмета конфликта.
4. Сокращать число конфликтующих сторон.
5. Осуществлять наблюдение за характером отношений, использовать
возможности обратной связи и использовать способы выхода из конфликта
в самом его начале.
6. Вводить правила, регламентирующие права на предметы конфликта.
7. Привлекать «третейского судью».
8. Побуждать потенциально конфликтующие стороны к отказу от
предмета конфликта.
9. Подчеркивать общность интересов и целей.
9. Формировать группы, в частности – спортивные команды, с учетом психологических рекомендаций.
Тема № 7. Помощь в избавлении от вредных привычек
Вредных привычек, от которых каждый из нас хотел бы избавиться достаточно много, но в спортивной деятельности наиболее остро стоит вопрос об избавлении от курения.
Современная прикладная психология накопила некоторый опыт помощи желающим избавиться от вредных привычек. Но работа с такими людьми требует специальной подготовки (например, обучения методам НЛП – нейро-лингвистического программирования, гипноза, тренинга, ребёфинга, методу Шичко и т. д.).
Тем не менее существуют такие рекомендации, которые может реализовать каждый тренер. Приведем некоторые из них на примере избавления от табакокурения:
1. Стимулировать желание избавиться от привычки курить, поскольку
помочь можно только тому, кто сам решил бросить курить. Для этого можно использовать различные и широко известные средства - прямое и кос
венное внушение, убеждения, использовать примеры негативных последствий от курения и т. д.
2. Если существует биологическая зависимость, то избавиться от этой
привычки крайне сложно. Последующие рекомендации могут оказаться
действенными только при избавлении от биологической зависимости. Для
избавления от нее необходимы жесткие условия, вплоть до изоляции от самой возможности курения (иногда для этого используются специальные
наркологические изоляторы).
3. Объяснять подросткам (а именно в этом возрасте многие начинают
курить и именно этот возраст наиболее представлен в спортивной деятельности), что:
- все они переживают своеобразное «чувство взрослости»;
- что некоторые из них, копируя поведения взрослых, начинают курить, ошибочно полагая, что так они выглядят взрослее;
- что взрослость проявляется совсем в другом – в твердости собственных решений, в способности не копировать ошибки других, а проявлять
волю.
4. Использовать метод «разорванных связей». Если, например, человек курит только тогда, когда общается (или школьник – только на переменах), то можно посоветовать не бросать курить вообще (это пока не реально), а запреть себе курение в период общения, то есть – разорвать связь «общение – курение». Разорвав эту и другие связи, желание курить может угаснуть совсем.
Тема № 8. Специальная психологическая подготовка
Подготовка к конкретному соревнованию. Опыт работы в спортивных командах в качестве практического психолога показал, что чаще всего, из всего многообразия психологических задач, тренеру приходится решать задачи регуляции эмоций спортсменов в соревновательный период.
Как влияет уровень эмоционального возбуждения на успешность соревновательной деятельности? Для большинства спортсменов наиболее благоприятным, в плане влияния на соревновательный результат, является его уровень между средним и высоким, то есть – оптимальным. При таком уровне эмоционального возбуждения может сформироваться состояние боевой готовности, которое характеризуется:
- оптимальной уверенностью в своих возможностях;
- ощущением состояния активизации;
- высокой адаптированностью;
- высокой помехоустойчивостью;
- стремлением сохранить это состояние к моменту старта.
Низкий уровень эмоционального возбуждения может привести к предстартовому безразличию.
Чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения может привести как к предстартовой апатии, которое характеризуется вялостью, слабостью, медлительностью, то есть – к запредельному торможению (к астении по медицинской терминологии), так и к предстартовой лихорадке, которая характеризуется неадекватной веселостью, перепадами рабочего тонуса, склонностью делать ошибки (к неврастении).
В случаях предстартовой лихорадки происходят следующие изменения в соревновательной деятельности:
- ее упрощение (неадекватный переход на только хорошо и давно за
ученные действия);
- переход на стереотипные действия;
- интенсификация;
- совмещение отдельных этапов отдельных действий, что ведет к на
рушению техники;
- склонность делать грубые ошибки.
Таким образом, чаще всего приходиться снижать уровень эмоционального возбуждения некоторых из спортсменов, то есть – успокаивать их.
Приведем некоторые рекомендации из числа тех, которые может использовать не только психолог, но и каждый тренер:
1. Наилучшим средством регуляции эмоций является обычный сон. Но проблема состоит в том, что именно, когда надо выспаться – сон не приходит. У спортсмена может развиться предстартовая бессонница. Что можно противопоставить этому? Сон должен быть полноценным, а для этого достаточным и глубоким. Вот некоторые из рекомендаций:
Когда спортсмен готовится ко сну, то:
- Итоги прошедшего дня и задачи на завтра он должен обдумать до то
го, как лег спать.
- Необходимо исключить интенсивную работу и увлекательную деятельность перед сном.
- Весьма полезна прогулка перед сном.
- Ложиться спать необходимо в привычное время.
- Обязательно перед сном проветрить комнату.
Для успешного засыпания можно посоветовать спортсмену:
- Не укрываться с головой одеялом.
- Не закрывать лоб челкой.
- Расслабиться, расслабить мышцы лица.
- Не думать об опасности бессонной ночи.
- Думать о приятном.
- Можно считать (внутренним голосом – «раз-два», «раз-два» и т.д.).
- Если он проснулся раньше намеченного и чувствует себя выспавшимся, то вставать сразу, не дожидаясь звонка будильника.
2. Работа с различными опросниками по оценке состояний спортсмена является средством их регуляции. Используйте это средство.
3. Если спортсмен экстраверт (общительный, «заводной»), помогите
ему отключиться от волнующей ситуации или переключиться и думать не о результатах своих действий, а о процессе их выполнения. Если это не помогает, тогда посоветуйте заняться тем, что ему нравится (например, что
либо связанное с хобби и т.д.).
4. Если спортсмен слишком возбужден или у него неврастенические
реакции, предложите ему выполнить какую-либо монотонную и медленную работу (прогулка, вязание и т.д.).
5. Если эмоции спортсмена развиваются по типу астении (вялость,
слабость, медлительность), то необходимо ему «встряхнуться» и приступить немедленно к интенсивной физической работе (к интенсивной разминке). Весьма полезна в таких случаях пробежка.
5. Используйте прием разрядки (действия, направленного не на подавление эмоций, а на их проявление). К таким приемам можно отнести любую интенсивную работу, в которой нужно что-то разобрать, снести, разрушить. Полезна колка дров. Можно побоксировать с тенью, пригодно метание снежков в цель, удары по футбольному мячу и др.
6. В случаях чрезмерного волнения весьма полезно снизить у спорт
смена уровень мотивации. Для этого целесообразно пересмотреть задачи.
7. Релаксация (расслабление). Спортсмен садится в позу «кучера» (на
стуле касаясь его спинки; туловище перпендикулярно сиденью; ноги расставлены на ширине плеч, перпендикулярно полу; руки предплечьями на
середине бедра, одна рука не касается другой; голова опущена). На не
сколько секунд он напрягает все мышцы (лучше отклониться назад и при
поднять таз), затем полностью расслабиться. Сидит в расслабленном со
стоянии. При этом необходимо проследить, чтобы были расслабленными
мышцы лица. Для этого надо несколько раз повторить «Я расслаблен. Полное расслабление. Мышцы лица расслаблены. Лицо словно маска. Расслаб
лены мышцы ног, щек, лба, глаз. Полное и глубокое расслабление, ощущаю приятную отрешенность». При этом он делает несколько глубоких вдохов через нос и интенсивных выдохов.
8. Если спортсмен чрезмерно волнуется или не может принять решение, то попробуйте решить его проблему вместе с ним на бумаге. Для этого надо выписать отдельно все положительные последствия из волнующего его события (которое было или будет) и отрицательные – это первое действие. Второе действие - оценить значимость (полезность или вредность) каждого из этих последствий по 10-балльной системе. Третье действие – вычислить сумму баллов (отдельно для положительных и отрицательных последствий) и соотнесите их.
9. Не следует предостерегать спортсмена от волнения и говорить: «не
волнуйся». Это не только не поможет, но может и навредить. Более того,
спортсмена следует настраивать на волнение, напомнить, что он должен
волноваться, что волнение стимулирует продуктивную деятельность. И
именно в этом случае он может успокоиться и «прийти в норму».
10. Для регуляции эмоций перед соревнованием, принятия ответственных решений, повышения активности а также для мобилизации резервов организма, иногда целесообразно провести сеанс аутогенной тренировки.
Обязательными условиями достижения положительного эффекта являются:
- вера в метод;
- настойчивость: состояния аутотренинга можно достичь лишь тренируясь долго, проведя множество, иногда десятки сеансов;
- специальная подготовка к каждому сеансу, продумывания формулировок и всего текста аутотренинга;
- активность во время сеанса: внимательно и с волевым усилием вызывать в себе требуемые образы;
- умение расслабиться; лучше всего это делать лежа, но возможно глубокое расслабление и сидя. Один из приемов расслабления – сесть в позу «кучера» (на стуле, касаясь его спинки, туловище перпендикулярно сиденью, ноги расставлены на ширине плеч, перпендикулярно полу, руки предплечьями на середине бедра, одна рука не касается другой, голова опущена), сделать вдох и спокойный продолжительный выдох. На выходе почувствовали общее расслабление; подкрепите его, проговаривая внутренним голосом и вызывая нужные ощущения следующие фразы:
— «Мое тело приятно, спокойно расслабляется.
— Расслабляются мышцы лица.
— Мой лоб расслаблен.
— Разглаживаются складки лба.
— Мой лоб расслаблен, расслаблен.
— Расслабляются мышцы глаз.
— Мои глаза полностью расслаблены.
— Расслабляются щеки, щеки полностью расслаблены.
— Разжаты зубы... губы расслаблены.
— Мягкие, вялые, расслабленные губы.
— Все лицо полностью расслаблено.
— Мое лицо спокойно и неподвижно, как маска.
— Расслабление приятно успокаивает меня.
— Покой все глубже и глубже.
— Внимание на правую руку (для левшей на левую).
— Расслабляются мышцы правой руки.
— Расслабляются мышцы пальцев, кисти.
— Моя правая рука расслаблена, лежит, как плеть.
— Моя левая рука расслаблена.
— Обе руки расслаблены, расслаблены.
— Мои ноги расслабляются.
— Мои ноги расслаблены... стопы... голени... бедра.
— Шея, затылок расслаблены.
— Расслаблены грудь и живот.
— Выключены плечи, спина.
— Зубы разжаты, лицо, как маска.
— Все тело полностью расслаблено.
— Расслабление приятно успокаивает.
— Отдых глубокий, спокойный отдых. Я отдыхаю».
Как достичь состояния аутотренинга? После полного расслабления внушайте себе следующие ощущения, вызывая их:
1) тепла; 2) тяжести частей тела; 3) тепла в области живота; | 4) прохлады лба; 5) ровного сердцебиения; 6) спокойного дыхания. |
Внушение ощущений тепла и тяжести проводится по частям тела, примерно в такой последовательности: правая рука (кисть, предплечье, плечо), левая, правая нога (стопа, голень, бедро), левая, туловище.
Характер дальнейших внушений зависит от цели аутогенной тренировки. Если она направлена на отдых, на восстановление сил, то может быть применен следующий текст:
— «Этот отдых приятен, полезен.
— Все отдыхает и восстанавливает свои силы.
— Отдыхает каждая мышца, каждая клеточка организма.
— Отдыхает каждый нерв, глубоко и спокойно отдыхает нервная система.
— Отдых нормализует работу внутренних органов.
— В этом состоянии все процессы восстановления протекают значительно быстрее.
— Благодаря этому отдыху в течение остатка дня и последующей ночи в организме произойдут благоприятные и стойкие положительные изменения.
— Все в организме отдыхает и восстанавливает свои силы.
— Благодаря прекрасному восстановлению я буду способен на интенсивную деятельность в течение следующего дня.
— Сегодня вечером лягу спать в обычное время.
— Быстро усну и крепко просплю до следующего утра.
— Проснусь глубоко отдохнувшим, полным сил и энергии.
— Буду готов к хорошей продуктивной деятельности.
— Я отдыхаю.
— Энергия переполняет меня.
— Мне хочется действовать.
— Я – как сжатая пружина, хочется действовать.
— Силы переполняют меня.
— Чувствую взвешенность, легкость.
— Чувствую прилив сил.
— Мышцы наливаются энергией, голова свежеет.
— Голова чистая, ясная, свежая.
— Я прекрасно отдохнул.
— Силы переполняют меня.
— Мне хочется действовать.
— Я – сгусток энергии. Я – молния, я – гром.
— Открываю глаза. Быстро встаю».
Полезно сделать несколько интенсивных упражнений. Сеанс закончен. Спортсмен отдохнул и готов к дальнейшей продуктивной работе на тренировке или соревновании.
12. Спортсмену необходимо отметить себе, какой из приемов больше всего ему помог. Именно этот прием целесообразно и применять в дальнейшем.
Приемы саморегуляции неблагоприятных психических состояний. Они мало отличаются от приемов регуляции этих состояний. Как приемы саморегуляции целесообразно использовать приемы регуляции, обозначенные выше: 1-5, 7-8, 10-12.