Билет 7
Творчество Роберта Шумана как новый этап в развитии музыкального романтизма.
Роберт Шуман (1810 - 1856) — великий немецкий композитор и музыкальный критик, представитель стиля романтизм. В музыке Шумана воплотились самые характерные черты немецкого романтизма – психологизм, стремление к идеалу, личность тона, острота иронии и горечь от ощущения низменного мещанского духа (как он сам говорил, «кричащих диссонансов» жизни).
Духовное формирование Шумана началось в 20-е годы XIX века, когда романтизм в Германии только что пережил блистательный расцвет в литературе (имена поэтов…) Влияние литературы на творчество Шумана было очень сильным. Именно в его творчестве осуществилось глубинное проникновение литературных закономерностей в музыку. Он был убежден в том, что «эстетика одного искусства есть эстетика и другого, только материал различен». Эта связь выявила такие характерные черты творчества Шумана, как прямое сочетание музыки с литературой в вокальных жанрах; обращение к литературным образам и сюжетам; создание таких музыкальных жанров, как циклы - «рассказы» (например,…
Для музыки Шумана характерны: портреты-характеры, картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, народный юмор, зарисовки, поэзия быта и сокровенные признания – все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника.
Основное в шумановской музыке – это сфера духовности. Главным содержанием его творчества стала тема любви. Внутренний мир его героя противоречивее, чем у шубертовского странника из «Прекрасной мельничихи», его конфликт с окружающим миром острее, импульсивнее. Сам язык, которым «говорит» Шуман, сложнее, ему присуща динамика неожиданных контрастов, порывистость. Все эти черты ярко воплотились в песне «Я не сержусь» из вокального цикла «Любовь поэта». Содержание песни – это страдание и отчаяние, которые подавляются усилием воли. Тревожная ритмическая фигурация и напряженные гармонии в партии фортепиано словно противоречит тексту, показывая настоящие чувства героя. (Пример 1).
|
Шуман – композитор, творивший по велению сердца. Эмоциональность его музыки отличается многообразием оттенков: от драматического накала до растворения в созерцании, от нежных чувств до иронии. Примером такого эмоционального многообразия является песня «Ее он страстно любит» из вок. Цикла «Любовь поэта» на стихи Гейне. Вначале песни герой Шумана насмешливо рассказывает о сложной любовной истории. (Пример 2). Но иронический тон песни прерывает последняя строфа, говорящая о «разбитом сердце» героя. (Пример 3).
30-е – 40-е годы - это расцвет музыкально-критической и литературной деятельности Шумана. В центре ее – борьба с банальностью в искусстве и жизни, стремление к преобразованию жизни посредством искусства. Борьба «давидсбюндлеров» и мещан-филистеров стала одной из сюжетных линий программного фортепианного цикла «Карнавал». В нем Шуман создал фантастический союз, объединивший как образы реальных лиц (Шопена, Паганини, Эстреллы, Киарины), так и вымышленных персонажей (Эвзебия, Флорестана). В финале цикла Шуман охарактеризовал давидсбюндлиров торжественным маршем, знаменующим победу над филистерами. (Пример 4). Для характеристики филистеров Шуман выбрал старинный немецкий танец гросфатер, чтобы подчеркнуть прямолинейные взгляды мещан. (Пример 5)
|
Таким образом, Шуман воплотил новые черты музыкального романтизма. Если о Шуберте можно говорить как о классике среди романтиков, то Шуман в наиболее характерных своих сочинениях далек от уравновешенности, законченности форм классического искусства. Его музыка оказала сильное воздействие на искусство 2-й половины 19 в, в том числе на творчество П. И. Чайковского и других русских композиторов. «Лирик кратких мгновений», так метко охарактеризовал Шумана Борис Асафьев.
Симфоническая поэма Ф. Листа «Прелюды» - новый жанр программной симфонической музыки
Ференц Лист (1811 — 1886) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Название «поэма» вызывает ассоциации с атмосферой поэзии и отражает связь музыки и литературы. 12 из 13 симфонических поэм Листа относятся ко времени расцвета его творчества – веймарскому периоду (1848–1861).
Симфонические поэмы Листа воплощают конкретное программное содержание, порой очень сложное. Большинство симфонических поэм Листа опирается на очень распространенную в эпоху романтизма свободную или смешанную форму. Объединяющим фактором выступает принцип монотематизма. Круг образов, воплощенный в симфонических поэмах Листа, очень широк. Здесь представлена мировая литература всех веков от античных мифов до современных романтиков. Но среди разнообразия сюжетов выделяется специфическая для Листа философская проблематика:
|
- проблема смысла человеческой жизни – «Прелюды», «Гамлет», «Прометей», «Плач о героях»;
- судьба художника и назначение искусства – «Тассо», «Орфей», «Мазепа»;
- судьбы народов и всего человечества – «Венгрия», «Битва гуннов», «Что слышно на горе».
Наиболее широкую известность получила поэма «Прелюды».
Название и программа «Прелюдов» заимствована композитором из одноименного стихотворения французского поэта Ламартина. Однако Лист значительно отошел от основной идеи стихотворения, посвященного раздумьям о бренности человеческого существования. Он создал музыку, полную героического, жизнеутверждающего пафоса. Музыкальная композиция «Прелюдов» основана на свободно трактованных принципах сонатного аллегро с монотематическими связями между важнейшими темами. В общем плане форму можно определить как сонатно-концентрическую - сонатное allegro со вступлением, эпизодом в разработке и зеркальной репризой динамизированного характера.
«Прелюды» открываются затаенным вступлением. Отрывистые тихие звуки первых тактов производят впечатление таинственности, загадочности. Затем возникает типично романтический мотив вопроса – до-си-ми (м.2 вниз – ч.4 вверх), выражая «ключевую» начальную фразу программы вопрос о смысле жизни (инструменты). Этот мотив играет роль тематического ядра для всей последующей музыки сочинения. Пример 1-вступление. Постепенно из туманной дали возникает ответ на вопрос вступления — тема главной партии, первый тезис поэмы (C-dur). В ней звучат уверенность и горделивое сознание своей силы(инструменты). Пример 2 - г.п
Связующая партия рисует образ героя с иной стороны — его мечты о счастье, о любви, светлые грезы юности. Основная тема приобретает мечтательный, напевный характер (струнные инструменты, трехдольный размер — вместо маршевой поступи). Хроматизмы, неустойчивые аккорды с большой септимой, красочные модуляции, резко контрастирующие с главной темой, придают звучанию особую пряность. Пример 3 - св.п.
Все эти черты подготавливают появление побочной партии (E-dur). Она звучит вначале затаенно, у валторн и альтов с сурдиной, но потом разрастается и захватывает весь оркестр. В конце экспозиции, как и в начале, вновь возникает «интонация вопроса». Пример 4 - П.п
Разработка состоит из нескольких разделов. Первый с яркой изобразительностью рисует картину бури. Второй пасторальный раздел открывается манящей темой связующей партии, приобретающей более нежные черты. Данный эпизод в разработке построен на новой, самостоятельной теме, хотя и здесь в свирельных наигрышах мелькает «интонация вопроса», словно и на лоне природы герой не может забыть своих сомнений. Позже на этом пасторальном фоне появляется тема побочной партии.
Незаметно начинается зеркальная реприза. В репризе все темы подчиняются героическому характеру главной темы. Связующая теряет свой мечтательный, убаюкивающий характер и превращается в ликующий призыв, изменяется и лирическая побочная, которая тоже звучит как победный марш. Все более крепнут героические возгласы, и наконец в теме г.п. возникает картина массового народного ликования. В показе конечного торжества, сохраняетсянапряженность развития, словно напоминание о тех трудностях, которые пришлось преодолеть герою на пути к победе. Это сближает репризу «Прелюдов» с бетховенскими финалами, представляющими собой, по выражению Асафьева, «напряженную устойчивость»: «Ликование финала звучит так: борьба продолжается, ибо такова жизнь, а сейчас — радость».
Таким образом, в музыку романтизма Лист ввел новый музыкальный жанр – симфоническая поэма, где нашли отражение: программность, тесная связь литературы и музыки, использование свободной или смешанной форм и принцип монотематизма.
Где 5й муз.пример?