Организация проведения артикуляционной гимнастики




ГИМНАСТИКА

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является
основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения
любой этиологии и патогенеза; она включает
упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,

отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики

- выработка полноценных движений и
определенных положений органов

артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

 

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику
нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у
детей навыки закреплялись. Лучше выполнять
упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для гимнастики надо соблюдать определенную последовательность,
идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать
старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны
находиться перед настенным зеркалом. Также
ребенок может воспользоваться небольшим
ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но
тогда должен находиться напротив ребенка
лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений
для губ.

 

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем
упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый
контролирует выполнение. Взрослый,
проводящий артикуляционную гимнастику,
должен следить за качеством выполняемых
ребенком движений: точность движения,
плавность, темп выполнения, устойчивость,
переход от одного движения к другому. Также
важно следить, чтобы движения каждого
органа артикуляции выполнялись
симметрично по отношению к правой и левой
стороне лица. В противном случае
артикуляционная гимнастика не достигает
своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то
движение, необходимо помогать ему
(шпателем, ручкой, чайной ложкой или просто
чистым пальцем)

5. Для того чтобы ребенок нашел правильное
положение языка, например, облизал верхнюю
губу, намазать ее вареньем, шоколадом или
чем-то еще, что любит ваш ребенок.
Подходить к выполнению упражнений
творчески. Сначала при выполнении детьми
упражнений наблюдается напряженность
движений органов артикуляционного
аппарата. Постепенно напряжение исчезает,
движение исчезает, движения становятся
непринужденными и вместе с тем
координированными. Система упражнений по
развитию артикуляционной моторики должна
включать как статические упражнения, так и
упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых
движений. Перед выполнением упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

 

Каждый ребёнок
всем на диво -
Должен говорит ь красиво
И т огда язык родной
Должен понимать
его любой!

 

 

Рекомендации родителям

«Артикуляционная гимнастика»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: