История Свято-Троицкого кафедрального собора.
Свято- Троицкий собор относится к архитектуре середины XIX века. Здание собора было построено в 1832 году. Собор расположен в центре села Енотаевка, в прошлом, в уездном городе Астраханской губернии. Собор построен неизвестными мастерами по проекту архитектора И.И.Шарлеманя. Объем представлен ротондой, оформленной колоннадой. Проектом 1836 года предусматривалось покрытие росписью внутри храма, в 1850 году были пристроены приделы. На одной оси с основным объемом церкви расположены прямоугольные трапезная и колокольня.
В Свято-Троицком соборе велись богослужения до 1937 года. В 1937 году он был закрыт большевиками. Верующие долго не давали выносить иконы из храма, но все же из собора иконы были вынесены, погружены на подводы и увезены, после чего их порубили на дрова и развезли по организациям для топки печей.
По рассказам старожилов села, большинство икон было писано на золоте больших размеров. Из воспоминаний родственников звонаря Федота, а также Гришиной Анны: «Наша семья, приехав сюда, не имея жилья, поселилась при церкви в сторожке, которая находилась полевую сторону от храма». Гришина Анна пела на клиросе и пекла просфоры, Гришин Федот был сторожем и звонарем в Свято — Троицком соборе. В 1937 году при закрытии храма Федоту удалось снять со стены и спрятать под куртку икону Архангела Михаила. Эта икона все эти годы хранилась в их семье. Последней хранительницей была дочь — Ольга Федотовна. Перед смертью она завещала ухаживающей за ней женщине, Пеньковой Н., вернуть после ее смерти икону в храм. В 2004 году икона вернулась в собор. После закрытия храма Гришины еще жили какое-то время в сторожке, а затем переселились в другой дом. Федот и Анна дожили до старости, их сын Гришин А.Ф.– ветеран войны, умер в 1992 г. на 83 году жизни.
|
Вспоминая бывшее убранство храма, прихожане отмечали его красоту и богатство. Особенно отличался своей красотой позолоченный иконостас. После закрытия храма золото с иконостаса было снято, а иконостас уничтожен… Были пригнаны рабочие, которыми поставлены огромные чаны для смывания золота с иконостаса. Золото оседало на дно, воду сливали, а золото собирали. Затем, по некоторым сведениям, иконостас был уничтожен.
Кроме иконы Архангела Михаила, до наших дней сохранилась еще одна икона — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, которая также была вынесена из храма при его разорении. Икона была возвращена Чуркиной Таисией и занимает место на второй левой колонне от иконостаса.
Гонения за веру.
Священник Москаленко Иван Андреевич, 1880 г. р., арестован 02.09.1937 г. (дело № 5902, начато 02.09.1937 г., окончено 09.02.1938 г.);
Председатель церковного совета Мозговой Тихон Лаврентьевич, 1892 г. р., русский, происходил из крестьянской семьи, грамотный. Жена — Мозговая Агриппина. Дети — Клавдия, Иван, Евгения, Петр. По сведениям Понамаревой Таисии Александровны, 1926 г.р., жительницы с. Енотаевка, Мозговой Т. Л. был арестован 18.11.1937 г., приговорен к 10 годам лишения свободы за контрреволюционную разведку. Осужден тройкой УНКВД Сталинградской области. Реабилитирован в 1957 г., из ссылки не вернулся.
Ктитор (староста) Гуськов Петр Федорович, 26.06.1872 г. р. Постановление об аресте Гуськова П. Ф. «с содержанием под стражей при КПЗ Енотаевского РОМ с последующим направлением в Астраханскую тюрьму 1-й категории» подписал начальник РОМ Балакирев. Гуськова П. Ф. арестовали на р. Волга в мокрой одежде, т. к. со своей рыболовной бригадой он производил лов рыбы для рыбного колхоза (завода). Накануне, 30.11.1937 г., в отсутствии Гуськова П. Ф., в его доме был произведен обыск, который проводил Газин в присутствии Шалбурова В. К. и Кондратьева Ф. В. При обыске были изъяты церковные ценности (напрестольный крест и т. д.), которые согласно расписке от 04.02.1937 г. были отправлены из РОУНКВД с. Енотаевка в Госбанк СССР. Первый допрос Гуськова П. Ф. произвел 01.12.1937 г. уполномоченный Енотаевским РОУ НКВД Дудкин. На этом и следующих допросах Гуськов П. Ф. отвергал все обвинения в причастности к контрреволюционной организации. На момент ареста Гуськов П. Ф. имел следующий состав семьи: Гуськова Евгения Петровна, жена-домохозяйка; Гуськова Мария Петровна, дочь-школьница; Гуськов Федор Петрович, сын-бакенщик; Гуськов Михаил Петрович, сын-бакенщик; Гуськова Евгения Петровна, дочь-служащая.
|
Член церковного совета Ковалев Константин Иванович, 1887 г.р. Арест произведен 01.12.1937 г.
В дальнейшем дети и родственники пострадали от преследования властей. По сведениям внука Гуськова П. Ф., на основании ст. 1 Указа президиума Верховного совета СССР от 16.01.1989 г. Гуськов П. Ф., Москаленко И. А., Ковалев К. И. были реабилитированы. Все они не признали в свой адрес никаких обвинений, отстаивали церковь и веру в Бога (цитата из обвинений заключения). Также из дела известно, что свою вину не признали: священник Москаленко И. А., Ковалев К. И. Поколебался Мозговой Т. Л. Свидетельские показания (доносы) на Гуськова П. Ф. дали Самсонов Петр Иванович, 1901г. р., Бондарев Иван Михайлович, 1871 г. р. Томилин Иван Петрович, 1872 г. р. (кузнец) и Сюзюмов Федор Иванович, 1893 г. р. (счетовод рыбного колхоза) дали показания на всех четверых. Согласно протокола № 49 от 14.02.1938 г. заседания тройки УНКВД Сталинградской области Гуськов П. Ф. получил 10 лет лишения свободы. Москаленко И. А. и Ковалев К. И. 25.04.1938 г. были направлены по наряду ГУЛАГа НКВД № 441 для отбывания наказания в УХТИСГЛАГ ст. Котлас (справка от 01.04.1940 г.). Отбывающие наказание из ссылки не вернулись.
|
Казанская кладбищенская деревянная церковь.
В селе Енотаевка существовала и Казанская кладбищенская деревянная церковь, которая была разобрана в 1954-1957 г. Из разобранных бревен было построено 2 дома: один находится наискосок от МОУ «СОШ с. Енотаевка» по улице Мусаева, другой – недалеко от кладбища.
У церкви был свой приход со священником и клиром. На большие праздники совершался крестный ход от Казанской церкви к Свято — Троицкому собору. Служился молебен. В праздновании Казанской иконы Божьей Матери также совершался крестный ход к Свято-Троицкому собору, в котором хранился большой образ Казанской Божьей Матери, служился молебен, и икону несли в Казанскую церковь до отдания. Затем икону снова возвращали в собор. Сейчас эта икона хранится у Ауловой Анны Ивановны,
жительницы с. Енотаевка, которая пока не соглашается вернуть ее в собор.
Иногда ходили в Свято-Троицкий собор помолиться и служащие Казанской церкви: ктитор Шагин Петр Андреевич, 1884-1885 г. р. со своей женой Евдокией Акимовной, 1892 г.р., она же пекла просфоры. Шагины имели 5 детей. Шагин Петр Андреевич был расстрелян Енотаевскими большевиками — революционерами в 1936-1937 г. на паперти (ступенях) Свято-Троицкого собора за веру в Бога и отказ вступить в коммунисты. Похоронен Шагин П. А. на Енотаевском кладбище, могила потеряна. Жену — Шагину Е. А., после расстрела мужа парализовало, и многие годы за больной матерью ухаживала малолетняя Таисия. Жили они впроголодь, побирались, Таисия зарабатывала хлеб тем, что нянчила чужих детей. Потом некоторое время Таисия работала в прокуратуре, тайно ездила на службы в с. Никольское, за что была уволена с работы! В 1989-м году она вместе с другими прихожанами принимала участие в восстановлении Свято-Троицкого собора, хотя к тому времени жила в с. Никольское, куда перебралась сразу после увольнения. Там, в с. Никольское, она жила при храме, читала Апостол, прислуживала в Алтаре. Примерно в 2001-2002 г. Таисия постриглась в монахини с именем Боголепа. Последние дни жизни провела в с. Енотаевка в семье Трофименко, которые и сохранили сведения о ней и ее родителях. Похоронена монахиня Боголепа на территории никольской церкви за алтарем.
Шагины были духовными детьми священника Николая Ситкина. Петр Шагин и Евдокия с детьми часто ездили к нему. После расстрела отца, в доме Шагиных, расположенного по ул. Б. Жилина, служились службы. Тайно приезжающими священниками совершались молебны, панихиды, крестины.
Из воспоминаний старожилов, раньше при Свято-Троицком соборе действовала воскресная школа, которая располагалась в двухэтажном многоквартирном доме, расположенном рядом с храмом. В нынешнем здании ЗАГС функционировало городское Духовное училище. Это здание имело второй деревянный этаж, который сгорел. В этом же здании с 1940 года была общеобразовательная школа.
Напротив собора, через улицу Татищева, располагались дома священнослужителей. Ранее улицы Татищева не было, все это была территория Свято-Троицкого собора.
После закрытия храма в 1937 году, неоднократно поднимался вопрос о сносе храма. Собор пробовали разобрать, но раствор оказался настолько крепким, что вместе с раствором крошились кирпичи. Тогда было принято решение сделать из храма склады. Для сбрасывания крестов с купола согнали школьников младших классов. Кресты были подпилены, к ним привязали канаты и детей поставили их тянуть. Рассказывают очевидцы: «Мы были тогда детьми. За канаты взялись, а не тянем и друг другу шепчем: «Нельзя. Бог накажет». Так и не смогли заставить детей сбросить кресты с храма. Тогда за дело взялись взрослые. Кресты были сброшены.
Колокол на колокольне был настолько большой и певучий, что звон его стелился по земле и доносился далеко до соседних сел. Этот колокол, когда пытались сбросить его вниз, не смогли протиснуть в проем колокольни и тогда его распилили (раскололи) на части и сбросили.
Храм разделили на два склада: в притворе хранили зерно, вход в центральный храм заложили, другой находился в центральном храме, (дверь была с бокового входа) где хранили хозяйственные товары. В алтаре стояла техника: мотоциклы, мопеды, велосипеды и т. д.
Затем предпринималась попытка еще раз получить разрешение на слом храма. Чучуевский, Коширов, Шаров принесли ящик чернил, один из них забрался под купол и лил чернила по всей стене широкой полосой, создавая вид трещины. Сделана была фотография и отослана в Москву, однако экспертиза не подтвердила сведения о том, что храм дал трещину и разрешения на слом храма не дали.
Позже, в начале 70-х годов ХХ века из храма хотели сделать музей. Зав. отделом культуры Анишко Ю. Д. распорядился заново покрыть храм. Сельским советом было выделено 18 тысяч на его покрытие. Примерно в 1984-1986 гг. храм был заново перекрыт.
А в 1988 г. в с. Сероглазка Лыковым Ивану Романовичу и Марии Михайловне священник Михаил сказал, что нужно хлопотать об открытии своего храма в с. Енотаевка. Посоветовал писать в Москву. Было составлено и отправлено письмо, подписались: Лыков И. Р., Лыкова М. М., Лыков Ф. Р., Лыкова М. В., Гнускина Н. Г., Чернов В. С просьбой вернуть верующим храм, в Райисполком ходили: Платонова Р., Хорягинов, Горянинова С., Ходаева, Зерененинов С., Лыковы. В этом им было отказано. Председатель Райисполкома Рублев В. сказал, что там будет музей. Отказ получили и в Райкоме партии. Из Москвы в область пришел ответ о том, что бы дали разрешение на открытие храма с условием, если соберут «двадцатку». Позвонили в с. Никольское отцу Павлу, который сказал, чтобы собирали всех, кто сможет, и молодых и старых. Сообщили в Епархию. Обратились за помощью в г. Астрахань к Смирнову (уполномоченному по делам религии), который приехал вместе со священником Цынько Василием. Собрали собрание в Енотаевском сельском совете, выбрали первую церковную «двадцатку»:
Бородин Петр Сергеевич, 1921 г.р.;
Лыков Георгий Романович, 1927 г.р.;
Пастушков Яков Петрович, 1914 г.р.;
Кашенцева Нина Григорьевна, 1927 г.р.;
Мозгунова Мария Герасимовна, 1930 г.р.;
Алехина Зоя Даниловна, 1919 г.р.;
Черничкина Мария Дмитриевна, 1914 г.р. (алтарница);
Забурунова Фаина Михайловна, 1933 г.р.;
Бурцева Мария Павловна, 1914 г.р.;
Платонова Раиса Ивановна, 1922 г.р.;
Курбатова Наталья Дмитриевна, 1921 г.р.;
Веренкова Матрена Андреевна, 1912 г.р.;
Аносова Наталья Ивановна, 1921 г.р.;
Бурцева Елена Ивановна, 1927 г.р.:
Татарникова Татьяна Ивановна, 1929 г.р.;
Елдышева Таисия Федоровна, 1920.р.;
Бородина Дарья Николаевна, 1923 г.р.;
Алехина Прасковья Николаевна, 1921 г.р.;
Гриднева Александра Николаевна, 1929 г.р.:
Пирожкова Галина Андреевна, 1927 г.р.;
Чернов Василий Григорьевич, 1928 г.р.;
Хатунцева Ираида Анатольевна — казначей
Священник Василий Цынько с прихожанами, ходатайствовали об открытии храма, прося у председателя сельского совета ключи, на что был дан отказ и требование вернуть потраченные 18 тысяч, выделенные ранее на покрытие храма. Прихожанами и священником было принято решение снять замки самим и приступить к работе.
Отец Василий
Отец Василий Цынько, 1951 г.р. родился в Закарпатье. Хорошо окончил школу, отслужил в армии. Некоторое время был директором сельского Дома культуры. Окончил сельскохозяйственный техникум. После женитьбы несколько раз ездил в Загорск (Троице – Сергиеву Лавру). Нравилось Василию церковное пение, строгость служб и интерьер храмов, одежда священнослужителей. Был Василий строителем, возил в г. Астрахань строительный материал. По дороге заезжал всегда в деревянный храм, где служил отец Филарет. В один из таких рейсов, как обычно, заехал Василий в храм, чтобы поставить свечи и помолиться. А храма и нет, сгорел. Стоит батюшка Филарет возле пепелища. Спросил Василий, что собирается делать батюшка, а тот ответил, что заново будет строить. Тогда пожертвовал Василий первый «Камаз» стройматериала. После, с каждого рейса жертвовал Василий часть стройматериала храму. А когда было привезено нужное количество стройматериала, не оказалось строителей. И Василий взял отпуск, приехал строить храм. После окончания постройки храма, отца Филарета перевели. А через некоторое время отец Филарет прибыл в г. Астрахань епископом. Епископ Филарет позвал к себе и Василия, благословил заочно учиться в духовной семинарии Свято-Троицкой Лавры, которую он окончил успешно. Затем Василий был рукоположен в священника и служил в Ахтубинске Иоанно — Златоустской церкви, в Иоанно-Предтеченской церкви, в Спасо-Преображенском соборе. После этого был направлен в с. Енотаевка в Свято-Троицкий кафедральный собор для его восстановления. Поселился батюшка на квартире у Аносовых. Затем, когда отстроили сторожку, стал жить там. Семья отца Василия (жена и дочь) жили в г. Астрахань. И батюшке часто приходилось ездить то в г. Астрахань, то обратно.
Восстановление храма.
Когда батюшка впервые вошел в храм, то запел «Христос Воскресе», т. к. еще не было отдания Пасхи. И храм воскрес после долгого запустения.
По благословению архиепископа Феодосия в 1989 г. начались работы по восстановлению храма. При очистке храма, было вывезено более 10 машин мусора, в т. ч. голубиного помета. В середине Центрального храма была вырыта огромная яма, из которой хотели сделать фонтан. Еще одна яма была вырыта под лестницей, ведущей на верхний клирос. Эту яму рыли в поисках подвала. Прихожанам пришлось засыпать их. Вход из притвора в главный храм был заложен кирпичной стеной, которую разбила кувалдой Гончарова Екатерина. В начале работы окна закрыли пленкой. Отец Василий привез из с. Никольское леса и прихожане с радостью разгружали их. Привезли художников — реставраторов из г. Астрахани и Волгограда. Освободив алтарь, сделали простенькие Царские врата и начались службы. Доход от пожертвований во время служб, продажи утвари и свечей, шло на реставрационные работы. Основные же средства на восстановление храма давала епархия. Первые несколько месяцев отец Василий и многие прихожане отдавали свою зарплату на реставрацию храма. Прихожане шли по первому зову батюшки и делали все, что только могли. Месили цемент вместе с батюшкой и заливали опалубку вокруг храма, фундамент для ограды храма, носили гравий, опилки, керамзит для строительства сторожки и просфорни. Большую работу провела бригада строителей (бригадир Силанадзе Амиран Дмитриевич): Зеренинов Сергей, Алехины Григорий и Иван, Ушаков Иван Васильевич, Лыковы: Иван Романович, Дмитрий, Григорий. Реставрационные работы подсобными рабочими Галкиным Владимиром Алексеевичем, Докучаевым Владимиром Анатольевичем, Романовским Виталием Викторовичем, Терехиным Юрием Владимировичем, Соколовым Николаем Васильевичем, Эктовым Вячеславом Анатольевичем были закончены 10 августа 1989 года. Во время реставрации, 02.08.1989 г. произошел несчастный случай с художником Овчинниковым Владимиром Викторовичем, который упал и поломал руки. Были выполнены реставрационные работы, роспись купола Троицкого придела. Также было отреставрировано: подкупольный барабан с балконами, Алтарь, нижняя часть центрального придела храма с колонами. Эти работы выполняли:
Марьев Владимир Васильевич, 1951 г. р.;
Богачев Валерий Васильевич, 1951 г. р.;
Кириличев Алексей Сергеевич, 1950 г.р.;
Жариков Владимир Александрович, 1952 г. р;
Рудаев Виталий Константинович, 1961 г. р.;
Фоменко Анатолий Николаевич, 1949 г. р.;
Горячева Светлана Павловна, 1953 г. р.;
Беспалько Алексей Владимирович, 1971 г. р.
30.10.1989 г. комиссия в составе:
Бородина Петра Сергеевича, и.о. зам. председателя сельского совета;
Гридневой Александры Николаевны, казначея;
Пирожковой Галины Андреевны, председателя ревизионной комиссии;
Бородиной Дарьи Николаевны, Бурцевой Елены Ивановны, членов
ревизионной комиссии;
Пшатовой Екатерины Яковлевны, завхоза;
Татарниковой Татьяны Ивановны, Алехиной Прасковьи Николаевны, Алехиной Зои Даниловны, Курбатовой Натальи Дмитриевны, членов «двадцатки» были приняты выполненные реставрационные работы.
С 1989 г. просфоры стала печь Лыкова М.М.
Художник-бригадир Обновленный Андрей Георгиевич выполнил имитацию прежнего иконостаса.
25.10.1989 г. бригадой, под руководством Гриднева Николая Андреевича, были закончены работы по ограждению храма.
В этом же году Свято-Троицкий собор был подключен к центральной отопительной системе, одновременно проведен телефон.
10.19.1989 г. начала работу бригада верхолазов в составе 5 человек:
Поляков Алексей Борисович, 1937 г. р., бригадир;
Поляков Александр Алексеевич, 1964 г. р.;
Сараев Александр Константинович, 1962 г.р.;
Поляков Илья Борисович, 1931 г.р.;
Колесников Владимир Степанович, 1943 г.р.
Ими был поднят на купол и колокольню строительный материал, там же установлены кресты.
Художник-реставратор Виноградов Владимир Анатольевич, 1935 г.р., отлил из гипса и позолотил на Царские Врата 80 деталей и Херувимов, смонтировал 2 декора с багетным изображением листьев лавра.
Мастера-реставраторы:
Лысинов Виктор Владимирович, 1943 г.р.;
Соловьев Владимир Викторович, 1949 г.р.;
Швечиков Николай Иванович, 1952 г.р.;
Баландин Анатолий Михайлович, 1938 г.р.;
Баландин Владимир Анатольевич, 1958 г.р.;
Лысиков Роман Викторович, 1967 г.р.,
изготовили четырехъярусное паникадило на 58 свечей и два паникадила на 22 свечи. Паникадила были привезены из г. Волгограда в разобранном виде, на месте собраны и подключены к источнику электроэнергии.
30.07.1989 г. купили: кадило, Дарохранительницу, Венцы, литейные блюда, Крест напрестольный, облачение, семисвечник, купель, хоругвии.
С церкви Иоанна Златоуста г. Астрахани было пожертвовано в собор много икон, подсвечники, облачение, подризники.
02.08.1989 г. художником-бригадиром Нескреба А.Н. были окончены работы по восстановлению куполов главного придела.
25.08.1989 г. рабочими были зацементированы дорожки вокруг собора.
23.09.1989 г. бригадой Силанадзе Амирана Дмитриевича была построена сторожка.
24.09.1989 г. построили колонку для воды и колодец под отопительную систему.
25.09.1989 г. бригадой Нескреба Александра Николаевича были закончены работы по реставрации барабана и балкона главного придела.
30.09.1989 г. были закончены работы по проведению отопительной системы.
25.10.1989 г. были закончены работы по ограждению территории собора.
20.12.1989 г. прихожанами было пожертвовано 6 мешков муки (300 кг).
08.12.1989 г. Лысиным Валентином Кирилловичем были сделаны двери и окна для сторожки.
02.01.1990 г. начались реставрационные работы по росписи центрального трапезного и 2-х боковых приделов.
По росписи коридора, стены приделов с имитацией мрамора работала бригада из 10 человек:
Батраков Василий Петрович, 1952 г.р., бригадир;
Першин Анатолий Федорович, 1949 г.р.;
Стерляков Сергей Александрович, 1987 г.р.;
Гиниятулин Тагир Халилрахманович, 1958 г.р.;
Фокин Виктор Сергеевич, 1945 г.р.;
Бондарев Анатолий Викторович, 1949 г.р.;
Уварова Людмила Алексеевна, 1962 г.р.;
Алайцев Владимир Анатольевич, 1953 г.р.;
Кастальский Павел Константинович, 1949 г.р.;
Козлов Михаил Юрьевич, 1955 г.р.
23.01.1990 г. бригадой Нескреба А.Н. были закончены реставрационные работы в Алтаре и центральном приделе.
31.01.1990 г. в собор приобретены воздух, риза черная, дьяконский стихарь черный, плащаница.
12.02.1990 г. Фирсов Вадим Иванович провел работу по зачистке деревянных изделий Царских врат и нанес позолоту.
25.02.1990 г. художником, Обновленным Андреем Георгиевичем были закончены работы по имитации прежнего иконостаса.
15.03.1990 г. были начаты работы, художником Каськовым Юрием Александровичем, 1952 г.р., с Евангелием и письму малой Плащаницы Спасителя. Художник Буравов Александр Николаевич, 1950 г.р. начал писать запрестольную икону «Воскресение Христово» (2,5 м х 7,5 м). Ванцов Дмитрий Борисович, 1971 г.р. выполнил на Царские врата кресты, изготовил роликовую систему для лампад, кресты для архиерейского кресла.
05.06.1989 г. бригада в составе: Буравова Алексея Николаевича, Овчинникова В.В., Байтимирова К.Р., Докучаева В.А., Нескреба А.Н. провели работы по реставрации, застеклению и покраске 8 окон главного купола.
20.06.1990 г. были закончены внутренние работы по отделки просфорни и сторожки. В тот же день были закончены работы по проведению труб водопровода вокруг территории собора на протяжении 590 м.
С 10.05. по 25.06.1990 г. бригадой Батракова закончены штукатурные работы, побелка наружных стен собора, окраска карнизов, оконных рам, решеток.
20.07.1990 г. начались работы по изготовлению двух купольных крестов, покрытие их золотистой бронзой и защитным лаком. Эти работы были выполнены бригадой в составе:
Лысинов Виктор Владимирович, 1943 г.р.;
Лысинов Владимир Викторович, 1980 г.р.;
Лысинов Р. В., 1967 г.р.;
Жилин Борис Алексеевич, 1944 г.р.;
Потоловский Валерий Анатольевич, 1959 г.р.
Бригадой Нескреба А.Н., 1954 г.р. были выполнены следующие виды работ: роспись центрального плафона купола, роспись многофигурной композиции по периметру купола с исполнением орнамента, роспись многофигурных композиций на барабане купола, роспись по внутреннему периметру центрального зала, роспись на колонах, в алтаре.
К освящению храма были закончены реставрационные работы центрального зала. Росписи были частично сохранены, и их оказалось возможным восстановить. Сохраненными были ступени и перила на клирос. А вот полы на клиросе пришлось стелить заново. Лыковым И. Р. были сделаны новые двери в храм.
Вокруг храма стараниями отца Василия и прихожанами были посажены и выращены пирамидальные тополя, синие ели, березы, липы, туя.
12.07.1990 г. на праздник Петра и Павла приехал владыка Филарет, который отслужил Литургию и провел освящение Свято-Троицкого собора. Были привезены первые певчие из г. Астрахани. Затем Звягина Татьяна Николаевна, окончившая музыкальную консерваторию, стала регентом хора, который собрала из прихожан: Ауловой Е., Бородиной Т., Жабиной Н., Михайловой А., Алехиной П., Понамаревой Т., Лыковой М., Пшатовой Е. Звягина Т. Н. была не только псаломщицей, но и прекрасным звонарем. Позже ее сменила Щербакова Татьяна, окончившая музыкальное училище. А Пшатова Екатерина, которая была еще и завхозом, училась у них. После ухода Щербаковой Т. ее сменила Пшатова Е. На каноне до 1998 г. стояла Дырдина Е. После нее стала Скрипченкова З. Следить за облачением были поставлены Курбатова Н. и Дырдина Е. Печь просфоры стала Лыкова М., затем ее сменили Дырдина Е. и Жабина Н. Сторожами храма были: Алехин, Михайлов, Гриднев. Алтарником был Лыков Федор Романович, ключницей – Безуглова Лидия.
При батюшке Василии было пошито храмовое облачение, частично куплены подсвечники, церковная утварь. Недостающее облачение шила Кашенцева Н.
Были привезены из г. Астрахань колокола, которые и водрузили на колокольню Свято-Троицкого собора. Много было привезено отцом Василием икон из Иоанно-Златоустской церкви. Одна из икон «Моление о чаше» на холсте сейчас занимает место на клиросе. Там же находится и икона Вседержителя, написанная на холсте. Подарок Иоанно-Златоустской церкви – чудотворная икона Божьей Матери «Валаамская», которая сейчас оформлена в большой кивот.
В сентябре 1991 г. отца Василия перевели в г. Астрахань – восстанавливать монастырь, который в скором времени и был восстановлен. Скончался отец Василий от болезни. Вечной памятью отцу Василию будут три храма, воздвигнутых им. И это только часть того, о чем мы знаем.
На место о. Василия назначили отца Петра, который служил в храме недолго, при нем были построены: гараж, навесы, сарай.
21 сентября 1992 г. на приход приехал назначенный отец Владимир Лебедев. При о. Владимире был залит и отшлифован пол и солея в центральном зале. Этими работами занималась бригада Амирана. Батюшка сам лично шлифовал пол шлифовальной машинкой. В это время построена баня и посажены фруктовые деревья. При отце Владимире написаны новые иконы: «Троица», «Пятидесятница». Отреставрированы иконы: «Покрова», «Казанская», «Успение Параскевы».
В 1999 г. был воздвигнут новый шпиль на колокольню Свято-Троицкого собора. Прежняя конструкция была неудачной и, простояв несколько лет, шпиль упал.
В 2014 г. начались внешние и внутренние реставрационные работы. Сменили крышевые перекрытитя, заменили купола. На данный момент комплекс запланированных работ не завершён.
Иконы храма.
В 2004 г. отец Владимир ездил в Свято-Троицкую Лавру в Гефсиманский скит, прикладывался к мощам Варнавы Гефсиманского, прикладывал к ним образочки. По приезду домой эти образочки были розданы прихожанам. Одна из икон была подарена и псаломщице Пшатовой Екатерине, которая у нее замироточила и заблагоухала. Позже была написана большая икона Варнавы, которая после освящения также замироточила и некоторые верующие получали от нее исцеления.
После очередной поездки на чин покаяния, в одном их храмов был сделан фотоснимок иконы «Иверская», а когда фотографию проявили, то увидели на снимке, что Богоматерь была в красном шлеме и латах. Батюшка заинтересовался и нашел старинный образ иконы Божьей Матери «Взбранной Воеводе», копия которой была написана и находится с правой стороны на аналое.
Икона Божьей Матери «Валаамская» привезенная из г. Астрахань о. Василием, долгое время стояла на клиросе среди других пожертвованных икон. По благословению отца Василия перед этой иконой засветили лампаду. Вначале лик Божией Матери был очень темный и еле различимый. Постепенно он стал просветляться.
В 2004 г. певчие заметили благоухание. Сначала не могли понять, откуда исходит благоухание. Благоухала ножка Спасителя. По благословению отца Владимира эта икона была спущена вниз на поклонение, служа перед нею акафисты. Для иконы был заказан специальный кивот, куда ее и поместили. Икона еще больше просветлилась и стала мироточить. От масла лампады перед иконой «Валаамская» стали происходить исцеления. В благодарность Божьей Матери люди вешают перед иконой кресты, кольца, серьги.
После поездки отца Владимира в Боголюбово им были привезены иконы «Яко Орля Крылья», которые при освящении замироточили. На них появились большие пятна, которые постоянно увеличивались, пока не покрыли все иконы.
Мироточения икон часто происходило перед какими либо событиями в стране. Мироточили они и перед событиями в Южной Осетии. В 2007 г. отцом Владимиром было обновлено отопление. На пожертвование прихожан было куплено 5 новых подсвечников.
С 2003 г. по благословению отца Владимира в начальных классах МОУ «СОШ с. Енотаевка» были введены уроки православной культуры, которые продолжают функционировать по настоящее время.
Храм – это дом Божий и он с любовью, на протяжении всей истории своего существования, собирает в себя всех, кто ищет, находит и любит Бога и старается послужить ему, как только может…
Храни нас, Господи!