I.«Что такое дизартрия?»




Консультация для родителей детей с дизартрией

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

II. Как преодолеть.

Для того чтобы овладеть произношением звуков, дети с дизартрией нуждаются в специальных тренировочных упражнениях. Систему упражнений, их последовательность, длительность, конкретные приемы необходимые данному ребенку, планирует логопед. Некоторые из них, требующие многократного повторения, возможно и нужно осуществлять в домашних условиях.

Дети, страдающие дизартрией в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать. Для выработки навыков правильного дыхания используют следующие упражнения:

1. Вдох и выдох носом.

2. Вдох носом – выдох ртом (если выдох осуществляется через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).

3. Вдох ртом – выдох носом.

4. Вдох и выдох ртом.

С начало нужно добиваться, чтобы ребенок научился производить свободный, плавный выдох через рот. После этого тренировать плавный выдох и без звучной артикуляцией гласных звуков А, О, У или согласных С, Ш. взрослый должен следить, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук и поощрять длину выдоха (отмечать время счетом).

Воспитание активного выдоха также способствуют следующие упражнения:

1. Дуть на специально изготовленную из тонкой нарезанной из бумаг «занавеску».

2. Дуть на «флажок», сделанный сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.

3. Дуть на бумажные бабочки, вертушки, цветы, метелочки, фигурки акробатов. Можно изготовить небольшую стойку, к которой прикреплять разные легкие предметы или ватные шарики на нитке.

4. Дуть на пластмассовые игрушки, плавающие на воде.

5. Дуть через трубочку в бутылку с водой. Нужно добиваться, чтобы выдох был ровным и длительным, тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

6. Перекатывать шарики или карандаш на гладкой поверхности сильным дуновением.

7. Дуть через короткую трубочку не мелко нарезанные кусочки цветной бумаги или ватный шарики.

8. Надувать резиновые игрушки и шарики.

9. Играть на губных инструментах.

Полезно каждое упражнение, проделанное ребенком, оценивать: «Вот сейчас ты правильно выдохнул через рот»; «У тебя получился длинный выдох через рот» и т.п.

Упражнения, связанные с дутьем, следует чередовать с упражнениями, развивающими движение губ и языка.

Упражнения для губ и щек

1.Надувание губ и щек.

2.Надувание щек попеременно.

3.Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

4.Сосательные движения – сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение; челюсти сомкнутые.

5.Оскал: губы сильно растягиваются в стороны, так что обнажаются оба ряда зубов.

6.Вытягивание губ узкой воронкой (как при свисте).

7.Движение губ, сложенных хоботком, влево – вправо.

8.Вибрация губ (кучерский звук).

9.Удерживание губами резиновой трубочки или карамельки.

Упражнение для нижней челюсти

1. Открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубами).

2. Прикусывание зубами марлевой салфетки, резинового жгута. В этих случаях взрослый, придерживая салфетку или жгут, старается выдернуть их. Прилагаемое им усилие постепенно увеличивается.

Большое внимание требую упражнения, направленные на развитие подвижности языка.

Упражнения для языка

1.Для выдвижения языка вперед к губам протягивается конфета: нижняя губа обмазывается вареньем, и ребенок облизывает ее; к нижней губе прикрепляется кусочек бумажки и ребенок стремится ее спихнуть языком.

2.Для сокращения языка – положить кусочки сахара на кончик языка.

3.Для выработки движений языка в сторону – положить кусочек сахара между щекой и зубами и намазать вареньем уголок рта.

Домашние занятия с ребенком страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма.

Этому способствуют следующие упражнения:

1. Раскрашивание картинок.

2. Точное обведение контуров предметов.

3. Рисование простых предметов по поставленным точкам.

4. Штрихование (используются цветные карандаши)

Очень важно суметь убедить ребенка в важности подобных заданий и внимательно следить за его успехами, отмечая даже самые незначительные.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: