Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Пензенский государственный университет»
Многопрофильный колледж
Рефератпо дисциплине «Основы психологии и конфликтологии»
на тему: «Институты социализации».
Выполнила: студентка
группы: 20КС3…
Боброва Дарья Алексеевна
Руководитель:
Зенина Вера Петровна
Пенза 2020
Содержание:
Введение………………………………………………………………….………………………………………….3
Институты социализации…………………………………………………………………………………….4
Первичные институты социализации………………………………………………………………….5
Вторичные институты социализации………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………….…………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………………………………..13
Введение:
Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявление тех сфер жизнедеятельности, где этотпотенциал может быть использован в полной мере.
|
Формирование личности, переход молодого поколения к взрослой жизни осуществляется благодаря эффективному функционированию семьи и социальных институтов образования – традиционных институтов социализации.
Институты социализации.
Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей,которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.
Различают:
· Первичные институты социализации
· Вторичные институты социализации
Первичные (семейные) институты социализации.
Первичная социализация – сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека.
К институтам первичной социализации относятся:
· Семья
· Группа сверстников
· Спортивные секции
· Творческие кружки
Агенты первичной социализации:
· Родители
· Бабушка и дедушка
· Братья и сестры
· Тети, дяди и другие родственники
· Учителя
· Тренеры, руководители кружков
· Друзья
· Лидеры молодежных группировок.
Наиболее близким «социальным окружением» ребенка является семья. Она помогает ребенку безболезненно вписаться в социум.Такие институты социализации, как семьи имеют свою специфику, которая состоит в том, что семья, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой - как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.
|
Первичная социальная сущность ребенка формируется в семье, так как в ней:
· Проходит процесс половой идентификации
· Ребенок знакомится с половыми ролевыми стереотипами
· Получает определенный социальный статус
· Определяется будущий образовательный и культурный уровень
Семья может оказать негативное влияние на процессы социализации личности, если:
· Родители обладают низким социальным положением
· Наблюдается социальное отчуждение
· Семья неполна
· С ребенком жестоко обращаются,
· Родители злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими, или психотропными веществами
· Наблюдаются девиации в поведении родителей
Вторичные (институциональные) институты социализации.
Вторичная социализация – сфера социальных, формальных отношений, оказывающая влияние на формирование личности.
К институтам вторичной социализации относятся:
· Государство
· Государственные органы
· Школа
· Университеты
· Армия
· Производство
· Церковь
· Средства массовой информации
· Интернет
Агенты вторичной социализации:
· Представители органов власти
· Администрация учебных заведений
· Руководители предприятий
· Вышестоящие по званию лица в армии
· Сотрудники средств массовой информации
Школа – институт социализации, она выступает эмоционально нейтральной средой, где отношение к ребенку строится объективно, исходя из его реальных качеств.
|
В школьный период социализации наблюдается:
· Формирование самооценки
· Осознание ребенком, что представляет собой успех и неудача
· Понимание соревновательной составляющей
· Умение преодолевать препятствия и трудности
Особенности системы образования как института социализации могут быть раскрыты через систему взаимодействия ребенка и профессионального социализатора.
Одним из важнейших институтов социализации является спорт, оказывающий позитивное влияние на формирование духовно и физически здоровой личности.
Социализационное влияние СМИ определяется тем, что они во многом задают содержательное пространство, в котором разворачивается социализация современного подростка: этические нормы и поведенческие модели, транслируемые СМИ, присваиваются подростком, формируя его ценностные ориентации и нередко реальное поведение. Особенно ярко это можно видеть на примере формирования политических предпочтений, а также агрессивного и полоролевого поведения. По поводу направленности данного влияния в равной степени распространены две точки зрения: с одной стороны, демонстрация подобного содержания способствует формированию аналогичных моделей поведения в реальности, а с другой - является способом их катарсического отреагирования.
Анализируя роль информационного влияния на личность в ходе социализации, мы практически лишь обозначили возможные модификации данной проблемы в результате бурного развития новых информационных технологий. Между тем очевидно, что все большее их проникновение (особенно в виде электронных СМИ) в обыденную социальную практику задает как новые социокультурные и психологические реалии, так и соответственно возможные направления их исследования.
В современном мире на социализацию личности все большее влияние оказывает Интернет. Виртуальный мир дает свободу для выражения своих чувств, эмоций, взглядов и настроений, жизненных позиций, помогает преодолеть внутриличностные, внешние конфликты.
Сетевая среда оказывает негативное воздействие на социализацию личности. Интернет:
· Усиливает процесс опосредованного общения,
· Воздействует на психическое состояние,
· Формирует негативные поведенческие установки,
· Вызывает интернет-зависимость.
Негативное влияние на социализацию личности оказывает увлечение компьютерными играми, часто сопровождающимися элементами насилия.
Работа -важный фактор социализации в индустриальном обществе.. Работа интегрирует личность во взрослую жизнь. Профессия помогает найти свое место в обществе, является мощным средством самоидентификации, позволяет быть признанным в социуме. Труд дает ощущение престижа, наделяет человека социальной значимостью. Через труд формируется опыт общения с коллегами и работодателями, индивид знакомится с нормами и правилами, принятыми в профессиональной среде.
На производственную социализацию может быть три типа реакции:
· Конформизм – принятие всех норм и ценностей безоговорочно
· Творческий индивидуализм – принятие основных норм и ценностей (выборочно)
· Протест – отказ от всех норм и ценностей
Заключение:
Разделяя процессы первичной (семейной) и вторичной (институциональной) социализации, некоторые исследователи видят их принципиальное различие в степени эмоциональной идентификации ребенка со значимыми Другими: грубо говоря, необходимо любить свою мать, но не учителя. В семье ребенок интернализует мир своих родителей именно как мир, как неизбежную и не подвергающуюся сомнениям реальность, вне определенного социального контекста. Задачей же вторичной социализации является усвоение именно социального контекста.
Список использованной литературы:
https://infourok.ru/referat-na-temuponyatie-socializacii-ee-suschnost-soderzhanie-stadii-instituti-process-sootnoshenie-s-ponyatiem-vospitanie-1781600.html
https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/instituty_socializacii_individa/
https://psyera.ru/5052/instituty-socializacii#:~:text=Институты%20социализации%20-%20это%20конкретные%20группы,это%20семья%20и%20образовательные%20учреждения.