Вторичные (институциональные) институты социализации.




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Пензенский государственный университет»

Многопрофильный колледж

 

 

Рефератпо дисциплине «Основы психологии и конфликтологии»

 

на тему: «Институты социализации».

 

 

Выполнила: студентка

группы: 20КС3…

Боброва Дарья Алексеевна

Руководитель:

Зенина Вера Петровна

 

Пенза 2020

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………….………………………………………….3

Институты социализации…………………………………………………………………………………….4

Первичные институты социализации………………………………………………………………….5

Вторичные институты социализации………………………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………….…………………………………….12

Список использованной литературы………………………………………………………………..13

 

Введение:


Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявление тех сфер жизнедеятельности, где этотпотенциал может быть использован в полной мере.

Формирование личности, переход молодого поколения к взрослой жизни осуществляется благодаря эффективному функционированию семьи и социальных институтов образования – традиционных институтов социализации.

 

 

Институты социализации.

Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей,которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

Различают:

· Первичные институты социализации

· Вторичные институты социализации

 

Первичные (семейные) институты социализации.

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека.

К институтам первичной социализации относятся:

· Семья

· Группа сверстников

· Спортивные секции

· Творческие кружки

 

Агенты первичной социализации:

· Родители

· Бабушка и дедушка

· Братья и сестры

· Тети, дяди и другие родственники

· Учителя

· Тренеры, руководители кружков

· Друзья

· Лидеры молодежных группировок.

Наиболее близким «социальным окружением» ребенка является семья. Она помогает ребенку безболезненно вписаться в социум.Такие институты социализации, как семьи имеют свою специфику, которая состоит в том, что семья, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой - как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

 

 

Первичная социальная сущность ребенка формируется в семье, так как в ней:

· Проходит процесс половой идентификации

· Ребенок знакомится с половыми ролевыми стереотипами

· Получает определенный социальный статус

· Определяется будущий образовательный и культурный уровень

 

Семья может оказать негативное влияние на процессы социализации личности, если:

· Родители обладают низким социальным положением

· Наблюдается социальное отчуждение

· Семья неполна

· С ребенком жестоко обращаются,

· Родители злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими, или психотропными веществами

· Наблюдаются девиации в поведении родителей

 

Вторичные (институциональные) институты социализации.

Вторичная социализация – сфера социальных, формальных отношений, оказывающая влияние на формирование личности.

К институтам вторичной социализации относятся:

· Государство

· Государственные органы

· Школа

· Университеты

· Армия

· Производство

· Церковь

· Средства массовой информации

· Интернет

Агенты вторичной социализации:

· Представители органов власти

· Администрация учебных заведений

· Руководители предприятий

· Вышестоящие по званию лица в армии

· Сотрудники средств массовой информации

 

 

Школа – институт социализации, она выступает эмоционально нейтральной средой, где отношение к ребенку строится объективно, исходя из его реальных качеств.

В школьный период социализации наблюдается:

· Формирование самооценки

· Осознание ребенком, что представляет собой успех и неудача

· Понимание соревновательной составляющей

· Умение преодолевать препятствия и трудности

Особенности системы образования как института социализации могут быть раскрыты через систему взаимодействия ребенка и профессионального социализатора.

Одним из важнейших институтов социализации является спорт, оказывающий позитивное влияние на формирование духовно и физически здоровой личности.

 

 

Социализационное влияние СМИ определяется тем, что они во многом задают содержательное пространство, в котором разворачивается социализация современного подростка: этические нормы и поведенческие модели, транслируемые СМИ, присваиваются подростком, формируя его ценностные ориентации и нередко реальное поведение. Особенно ярко это можно видеть на примере формирования политических предпочтений, а также агрессивного и полоролевого поведения. По поводу направленности данного влияния в равной степени распространены две точки зрения: с одной стороны, демонстрация подобного содержания способствует формированию аналогичных моделей поведения в реальности, а с другой - является способом их катарсического отреагирования.

Анализируя роль информационного влияния на личность в ходе социализации, мы практически лишь обозначили возможные модификации данной проблемы в результате бурного развития новых информационных технологий. Между тем очевидно, что все большее их проникновение (особенно в виде электронных СМИ) в обыденную социальную практику задает как новые социокультурные и психологические реалии, так и соответственно возможные направления их исследования.

 

В современном мире на социализацию личности все большее влияние оказывает Интернет. Виртуальный мир дает свободу для выражения своих чувств, эмоций, взглядов и настроений, жизненных позиций, помогает преодолеть внутриличностные, внешние конфликты.

Сетевая среда оказывает негативное воздействие на социализацию личности. Интернет:

· Усиливает процесс опосредованного общения,

· Воздействует на психическое состояние,

· Формирует негативные поведенческие установки,

· Вызывает интернет-зависимость.

Негативное влияние на социализацию личности оказывает увлечение компьютерными играми, часто сопровождающимися элементами насилия.

 

 

Работа -важный фактор социализации в индустриальном обществе.. Работа интегрирует личность во взрослую жизнь. Профессия помогает найти свое место в обществе, является мощным средством самоидентификации, позволяет быть признанным в социуме. Труд дает ощущение престижа, наделяет человека социальной значимостью. Через труд формируется опыт общения с коллегами и работодателями, индивид знакомится с нормами и правилами, принятыми в профессиональной среде.

На производственную социализацию может быть три типа реакции:

· Конформизм – принятие всех норм и ценностей безоговорочно

· Творческий индивидуализм – принятие основных норм и ценностей (выборочно)

· Протест – отказ от всех норм и ценностей

 

 

Заключение:

Разделяя процессы первичной (семейной) и вторичной (институциональной) социализации, некоторые исследователи видят их принципиальное различие в степени эмоциональной идентификации ребенка со значимыми Другими: грубо говоря, необходимо любить свою мать, но не учителя. В семье ребенок интернализует мир своих родителей именно как мир, как неизбежную и не подвергающуюся сомнениям реальность, вне определенного социального контекста. Задачей же вторичной социализации является усвоение именно социального контекста.

 

 

 

Список использованной литературы:

https://infourok.ru/referat-na-temuponyatie-socializacii-ee-suschnost-soderzhanie-stadii-instituti-process-sootnoshenie-s-ponyatiem-vospitanie-1781600.html

https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/instituty_socializacii_individa/

https://psyera.ru/5052/instituty-socializacii#:~:text=Институты%20социализации%20-%20это%20конкретные%20группы,это%20семья%20и%20образовательные%20учреждения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: