й класс (группы пятницы и субботы)




Домашнее задание по сольфеджио и слушанию музыки/музыкальной литературе для групп 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 классов.

Преподаватель Логунов Алексей Андреевич

 

Выполненные письменные задания убедительная просьба присылать по электронному адресу: alexeylogunov@mail.ru. Устные задания будут проверяться по возвращении с дистанционного обучения. Оцениваются задания, присланные в течение одной недели, за работы, присланные позже, оценка может быть снижена.

Й класс

Февраля

Сольфеджио

Тема урока: Ре мажор, устойчивые и неустойчивые звуки, вводные ступени.

1.Устойчивые звуки (I III V) для ре мажора – нотки ре, фа#, ля

2.Неустойчивые звуки (II, IV, VI, VII) – нотки ми, соль, си, до#

3.Вводные звуки (VII, II) – до#, ми.

Задание:
1. записать эти звуки в тетрадь, отделяя каждую группу нот двойной чертой. Все нотки нужно подписать снизу римскими цифрами. Не забудьте в начале нотоносца поставить скрипичный ключ и ключевые знаки (фа#, до#)

2. Петь №83 с дирижированием

Слушание музыки

Прослушать пьесы оркестровой сюиты Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы Садко.

Февраля

Сольфеджио

Тема урока – шестнадцатые (длительности).

По записи шестнадцатые похожи на восьмые, но соединяются двумя горизонтальными линиями (ребрами) вместо одной, и обычно объединяются по четыре (вместо двух, как восьмые). По продолжительности четыре шестнадцатых равны одной четверти, так что это быстрые ноты. В упражнениях на ритм их можно быстро проговаривать на слог Ти-Ти-Ти-Ти, или насчет Раз-И-И-И (или Два-И-И-И)

1. Переписать данный ритм в тетрадь

2. Хлопать ритм, проговаривая его в слух по слогам или по счетам (в первом случае – слоги Та, Ти-Ти, Ти-Ти-Ти-Ти разной длинны, во втором – счеты Раз-И-Два-И)

3. Петь №89 с дирижированием

4. Повторять гамму Ре мажор и опевания в ней

Слушание музыки

Прослушать пьесы Э.Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» и «Танец феи Драже» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». Нарисовать рисунок по одной из пьес этого, или прошлого урока (принести на следующий урок в класс).

 

 

Й класс (группы пятницы и субботы)

Февраля

Сольфеджио

1. Записать опевания в ми миноре и петь их (на каждом устойчивом звуке делаем остановку).

 

2. Переписать ритм в тетрадь:

3. Прохлопать ритм со счетом

4. Петь №73, 74, 76, 77 с дирижированием

Слушание музыки. Записать в тетрадь следующий материал:

Деревянные духовые инструменты – в прошлом все они изготавливались из дерева, отсюда и название. Однако сейчас некоторые из них делают только из металла (флейта, саксофон). Звук создается за счет движения воздуха внутри инструмента (у всех кроме флейты основным источником является трость).

1. Флейта – высокий духовой инструмент. Она очень виртуозна и популярна в музыке, а также имеет множество разновидностей (блок-флейта, пикколо, альтовая и т. д.)

Февраля

Сольфеджио

1. Петь №83, 81

2. Повторить пройденные гаммы: До мажор, ля минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, Ре мажор. (петь, миноры – в трех видах, опевания).

Слушание музыки. Записать в тетрадь следующий материал:

1. Гобой – певучий инструмент с немного гнусавым тембром. Считается, что он был известен еще в античном мире (Древняя Греция, Рим). У него есть более низкий вариант – Английский рожок (вероятно, название произошло не от страны, а от слова ангел – в католических церквях ангелы часто изображались с похожими инструментами).

2. Кларнет – самый певучий деревянный духовой инструмент. Появился примерно в 1700 году. На его основе мастер Адольф Сакс создал саксофон.

3. Фагот – низкий духовой инструмент, название в переводе означает «вязанка», «пучок» - в разобранном состоянии он напоминает вязанку дров.

Й класс

Сольфеджио

5 февраля

Тема урока: тональность фа-диез минор.

При ключе – три диеза, параллельная тональность – Ля мажор.

1. Переписать гамму в тетрадь

2. Петь гамму в трех видах вверх и вниз

3. Петь №218, 219, 220 в учебнике

Слушание музыки

Тембры мужских голосов

Тенор – высокий мужской голос. Записывается в скрипичном ключе, хотя звучит этот голос на октаву ниже, чем в нотах. Бывает лирический, лирико-драматический и драматический. Примеры – Энрико Карузо (1873-1921), Лучано Паваротти (1935-2007), Пласидо Доминго (р. 1941).

Послушать примеры мужских голосов по ссылке: https://www.dropbox.com/sh/qn39s08v2kdes23/AAAZaQsjm29Y0gswDKnu0jROa?dl=0

Февраля

Сольфеджио

1. Стр. 51 упр. 3, 5

2. Петь №223, 224 с дирижированием

Слушание музыки

Контратенор – самый высокий из мужских голосов. Диапазон – от до малой октавы до си второй октавы. Еще недавно считался очень редким, но сейчас получил широкое распространение. Контратенора часто исполняют партии женских голосов, но в XX веке многие композиторы начали писать произведение специально для данного тембра.

Послушать примеры мужских голосов по ссылке: https://www.dropbox.com/sh/adq87vfbw81bzsz/AAC97mTvDP51NEzUyAwHWuJPa?dl=0

 

Й класс

Февраля

Сольфеджио

Тональность Ля-бемоль мажор

При ключе – четыре бемоля (си, ми, ля, ре).

1. Записать гамму в тетрадь, построить T53, S53, D53.

2. Cпеть гамму и подобрать на ф-но.

3. Петь №205-207 с дирижированием

Муз. литература

Оперетта

1. Законспектировать информацию, данную ниже:

Оперетта - слово итальянское и означает в буквальном переводе «маленькая опера».
Еще в средние века в Европе странствующие артисты исполняли веселые куплеты и острые песенки, высмеивающие вельмож-аристократов и церковнослужителей. Их выступления сопровождались танцами и акробатическими номерами. Отцом оперетты считается французский композитор Жак Оффенбах. в 1855 году композитор и дирижер Жак Оффенбах открыл свой собственный театр «Буфф-Паризьен», для которого написал свои первые оперетты «Двое слепых», «Прекрасная Елена», «Орфей в аду». Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка всегда веселой. В ней звучали песенки, марши, танцы. В оперетте в отличие от оперы не только пели, но и говорили. Оффенбах написал свыше 100 оперетт, положив начало истории этого жанра.

Одним из наиболее известных авторов оперетт является венский композитор Иоганн Штраус. К музыкальному театру он обратился в возрасте 46 лет, будучи уже всемирно известным композитором, «королем вальса». Его высочайшее достижение в жанре оперетты – «Летучая мышь» (1874 г.)

Традиции Штрауса продолжил венгерский композитор Имре Кальман, написавший такие известные оперетты, как «Сильва», «Марица», «Принцесса цирка», а также Франц Легар (наиболее известное сочинение – «Веселая вдова»).

Основоположниками советской оперетты считаются композиторы Н.Стрельников и И.Дунаевский.

Стрельников в разработке своих оперетт следовал в основном традициям венской школы – как в музыке, так и в сюжетных линиях. Самая известная его оперетта – Холопка (1929) близка по сюжетной линии и музыкальной структуре Принцессе цирка Кальмана.

Дунаевский же фактически совершил революцию жанра, органично объединив в оперетте развлечение и идеологию. Новаторским приемом стало использование Дунаевским в оперетте массовой песни, часто пафосной и даже агитационной, которая впоследствии и стала одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского – Золотая долина (1937), Вольный ветер (1947), Белая акация (1955).

2. Прослушать отрывки оперетт по ссылке:

https://www.dropbox.com/sh/p6a8y3q375me452/AAC9CFel9ilQMZZuRwWHopjfa?dl=0

Февраля

Сольфеджио

Тональность фа-минор

Параллельная тональность – Ля-бемоль мажор, ключевые знаки – те же. В гармоническом виде появляется ми-бекар (VII+ ступень), в мелодическом при движении вверх – ре-бекар, ми-бекар (VI+, VII+ ступени), при движении вниз – ми-бемоль, ре-бемоль (возвращаются натуральные ступени).

1. Записать гамму в тетрадь в трех видах, подбирать на ф-но, петь.

2. Петь №214-216

Муз. литература

Рок-опера. Эндрю Ллойд Уэббер – «Иисус Христос – Суперзвезда»

Законспектировать информацию, данную ниже:

Рок-опера представляет собой сравнительно новый музыкальный жанр, который появился лишь в 50-е годы прошлого столетия. В настоящее время он активно развивается, но в театре начало данному жанру было положено именно Эндрю Ллойдом Уэббером.

Рок-опера, как новый музыкальный жанр, имеет следующие особенности:

  • Использование в оркестре электронных инструментов, в том числе бас-гитары, электрогитары, барабанных установок, синтезатора и т.п.
  • Вместо классических арий номера представляют собой арии в стиле рок.

Опера «Иисус Христос – суперзвезда» была создана Уэббером в сотрудничестве с писателем и драматургом Тимом Райсом в 1970 году и поставленная на Бродвее год спустя.

Сюжет оперы взят из Евангелия. Хронология охватывает последнюю Страстную неделю жизни Иисуса Христа. При этом каноничности при изложении Священного Писания авторы не соблюдали, из чего подверглись критике. В собственных ариях герои выражают не догматичные представления о религии, авторы старались раскрыть в них человеческие чувства и переживания.

В 1973 году вышла первая экранизация оперы (режиссер Норман Джуисон), также подвергавшаяся резкой критике со стороны церкви. Данная версия интересна такими решениями, как идея «фильм-в-фильме», в котором в израильскую пустыню приезжают актеры на автобусе, чтобы разыграть спектакль об Иисусе, появление танков вместо фаланг римских легионеров, исполнение роли Иуды чернокожим актером Карлом Андерсоном. В 2000 году появилась вторая экранизация, созданная австралийскими кинематографистами.

Й класс

Февраля

Сольфеджио

1. Петь №162-165 с дирижированием

2. Построить интервальную цепочку от ми-бемоль: ч5 вверх, м2 вверх, ув2 вверх, б3 вниз, ч4 вниз, м3 вверх, б2 вниз, б3 вниз.

Муз. литература

1. Прочитать стр. 88-95 (учебник Привалова),

2. Законспектировать информацию по произведениям:

«Сомнение» (на стихи Н. В. Кукольника) – отражение борьбы чувств в душе человека, стремления к покою и мук ревности. Романс построен в трехчастной форме с повтором 2 и 3 части.

«Попутная песня» (стихи Н. В. Кукольника) – впервые переданное в музыке впечатление о поездке по железной дороге. Фортепианная партия изображает стук колес паровоза, а вокальная сделана в виде скороговорки, радостная суета толпы.

«Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского) – вся мелодия пронизана маршевым ритмом и речитативно сдержана, лишь иногда приобретает торжественный, величественный характер. Фортепианная партия разнообразна – передает воинские сигналы, марш солдат и фантастический рокот ночного парада.

«Жаворонок» (на стихи Н. В. Кукольника) – Партия фортепиано подражает птичьему пению, мелодия близка русским народным напевам.

«Я помню чудное мгновенье» (на стихи А.С. Пушкина) – вершина вокальной лирики Глинки. Посвящена Екатерин Керн. Основной образ заключен в первой интонации, звучащей в партии фортепиано – он пронизывает музыку всего романса.

3. Послушать романсы Глинки: «Я здесь, Инезилья», «Ночной зефир», «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», «Жаворонок», «Попутная песня», «Ночной смотр» по ссылке: https://www.dropbox.com/sh/ysk3excuilibwis/AAC9_0ie2ms6nMUPQ0jXgxxwa?dl=0

 

Февраля

Сольфеджио

1. Стр. 15 упр. 2 (один голос играть на ф-но, другой петь)

2. Петь №223, 224

3. №22 наизусть (будем проверять на ближайшем уроке в классе)

Муз. литература

Посмотреть фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=MjBWRl03Pn0&t=2237s

Й класс

Февраля

Сольфеджио

Тема урока – уменьшенное трезвучие (ум53)

Состоит из двух малых терций, а крайние звуки образуют уменьшенную квинту (отсюда и название). Строится на VII ступени мажора и VII+ ступени гармонического минора. Разрешается в неполное трезвучие на первой ступени с удвоением тоники (Т3).

1. Изучить тему в учебнике 5 класса на стр. 35, правило записать в тетрадь.

2. Построить и разрешить ум.53 в тональностях с тремя ключевыми знаками.

3. Петь №91-93 с дирижированием

Муз. литература.

Посмотреть фильм-оперу «Пиковая Дама» (с 28й минуты до конца). https://www.youtube.com/watch?v=jIFmH6LYBnk

Февраля

Сольфеджио

Тема урока – тональность Ре-бемоль мажор.

При ключе – 5 бемолей (си, ми, ля, ре, соль).

1. Записать гамму в тетрадь, построить трезвучия главных ступеней с обращениями, D7 с разрешением, ум.53 с разрешением.

2. Петь №145, 146 с дирижированием

Муз. литература.

Прочитать биографию П.И. Чайковского по учебнику Привалова и выписать основные даты и названия сочинений (стр. 231-256).

й класс (группы пятницы и субботы)

продолжаем готовиться к экзамену. Учим номера наизусть (пение проверим на ближайшем уроке в классе), пишем конспекты билетов и присылаем на электронную почту. В билетах слишком много писать не нужно – оптимальный размер билета около одной тетрадной страницы (включая термины). Рекомендуемые учебники - Привалов (русская музыка) и Брянцева (зарубежная музыка).

1, 4 февраля

Сольфеджио: выучить №5, 6 из билетов

Муз. литература: сделать конспект билетов №3, 4, 19

8, 11 февраля

Сольфеджио: выучить №7, 8 из билетов

Муз. литература: сделать конспект билетов №4, 5, 20

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: