ТГП как наука и учебная дисциплина.
ТГП как наука – это система научных знаний о сущности государственно-правовых явлений, об общих закономерностях их возникновения, функционирования, развития и взаимосвязи между собой.
ТГП представляет собой знания о наиболее существенных сторонах изучаемых государственно-правовых явлений. Вместе с тем наука – это не только научные знания, наука – это деятельность по получению, производству, наращиванию этих знаний, осуществляемая специалистами в соответствующей сфере.
ТГП является:
1. общественной наукой (т.к. изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений (социальных, общественных по своей сущности) как единых неразрывных явлений во всём их многообразии);
2. политико-юридической или политико-правовой наукой (т.к. государство как социальное явление общепринято считать одновременно и политическим явлением, а право, соответственно, – юридическим явлением);
3. общетеоретической наукой (т.к. исследует лишь сущность государственно-правовых явлений, общие закономерности их возникновения, развития, функционирования и взаимосвязи между собой, вырабатывает единые, используемые всеми другими науками наиболее важные, значимые, категориальные понятия);
4. наукой философского (методологического) характера (так как формирует методологическую основу для других (отраслевых) юридических наук. В рамках ТГП исследуются также вопросы методологии).
Одна наука отличается от другой на основе 2 критериев: предмета исследования и методологии.
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Различают понятия «предмет науки» и «объект науки». Объект – это то, что подлежит научному изучению с помощью познавательных средств и приёмов соответствующей науки. Объект может являться общим для определённой группы наук, на основе чего науки объединяются в группы. Так, объектом ТГП (как и других юридических наук) являются государственно-правовые явления, общественные отношения, складывающиеся в государственно-правовой сфере. В то же время юридические науки отличаются друг от друга своим предметом.
Предмет науки – это круг вопросов, проблем, которые она изучает. Он определяет её самостоятельность. Это изучаемая ею сторона объективной действительности.
К предмету ТГП относятся следующие вопросы:
1. сущность государственно-правовых явлений;
2. общие черты, присущие праву и государству любого типа и любой системы;
3. общие закономерности возникновения, развития государственно-правовых явлений;
4. типы и формы государства и права;
5. общие закономерностей, принципов и механизмов функционирования государственно-правовых явлений;
6. общие закономерности взаимных связей права и государства, а также их взаимосвязь с другими социальными явлениями;
7. основные юридические понятия.
Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государственно-правовые явления исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные явления.
ТГП не изучает государственно-правовые явления отдельного конкретного государства в определённый исторический период. Она изучает именно сущность и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.
Общие закономерности – это такие связи и отношения, которые определяют развитие государства и права и одинаково свойственны всем типам государства и права.
Методология науки – это система приёмов, способов, подходов исследовательской деятельности учёного по изучению предмета науки.
Следует проводить различия между ТГП как наукой и учебной дисциплиной. Учебная дисциплина представляет собой систему определённых теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов в области юриспруденции. Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней название. Цель дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приёмов, учебного процесса уже полученных наукой и апробированных практикой знаний. Учебная дисциплина более субъективна. Система науки ТГП обусловлена реальной системой изучаемых ею явлений и максимально к ней приближена, а система дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведённых на её изучение часов и личных качеств преподавателя. Учебная дисциплина ничего не изучает, она изучается сама. Поэтому она не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить только о специфике её построения, методике изложения научных сведений. Её содержание и объём определяются в соответствии с учебными программами. Она включает в себя только те сведения, которые необходимы для подготовки специалистов в области юриспруденции. Изучение ТГП способствует пониманию, осознанию развития процессов происхождения, становления, характеристик и свойств государственно-правовых явлений. Способствует становлению понятийного аппарата у юристов. Выделение её в качестве самостоятельной обусловлено государственным стандартом общепрофессиональной подготовки по специальности «Юриспруденция». Им же определяется и объём часов дисциплины. Освоение дисциплины базируется на учебных планах, которые определяют соотношение объёмов часов лекционных и семинарских занятий, формы аттестации студентов. Объём и содержание обязательных знаний определяются учебной программой курса. Учебная дисциплина зависит от развития науки.