| Относится к стилю воспитания, лишающего детей адекватных возможностей освоения анатомии и ответственности, а также конструирования отношений вне любой из диад " родитель –ребенок ".
Для учета этого вида аномального воспитания требуется как лишение ребенка возможности независимого поведения, так и инфантилизация, что проявляется в следующем:
- ограничение способов проведения свободного времени и развлечений, за исключением проводимых родителем либо под его надзором или присмотром;
- чрезмерный контроль дружеских отношений, устанавливаемых ребенком;
- исключительное поощрение видов деятельности, осуществляемых ребенком совместно с родителями;
- запрещение ребенку принимать собственные решения;
- постоянная защита и опека ребенка, из – за чего ему редко приходится самостоятельно преодолевать социальные трудности;
- необоснованное запрещение посещения ребенком в свободное время увеселительных мероприятий, выходящих за рамки родительского контроля или присмотра.
Инфантилизациявыражается в следующем:
- одевание и купание ребенка в возрасте, в котором, по представлениям бытующем в данной среде, ему положено самостоятельно справляться с этими действиями;
- укладывание ребенка спать вместе с собой для успокоения тревоги или обеспечения комфорта;
- вождение ребенка в школу и обратно, а также в другие места вместо позволения ему с соответствующего возраста самостоятельно добираться общест. транспортом;
- необычно постоянный и необоснованно тщательный присмотр за ребенком, например, слежение за его игрой на площадке и другими занятиями в безопасных местах;
- аномальная готовность обращаться к врачам или создавать для ребенка постельный режим с незначительными соматическими жалобами;
- лишение ребенка возможности самостоятельно справляться с посильными его возрасту трудностями и стрессовыми ситуациями;
- лишение ребенка возможности заниматься обычными и посильными видами спорта в связи с предполагаемым риском.
| Охватывает обстоятельства, в которых родители не осуществляют должного надзора за ребенком, необходимого для удержания его от попадания в психологически рискованные ситуации.
Данный признак следует рассматривать по следующим свидетельствам:
- родители не знают, чем занимается и где находится ребенок;
- стратегии контроля являются неэффективными, осуществляются некачественно и нерегулярно;
- отсутствие беспокойства и принятия необходимых мер, когда становится известно, что ребенок находится в психологически опасных ситуациях.
Незнание родителей о месте нахождения и занятиях ребенка проявляется в следующем:
- обычно родители не знают, где находится ребенок, если его нет дома;
- родителям неизвестны имена (адреса) друзей, которых посещает ребенок или остается у них на ночь;
- родители не знают, когда ребенок вечером вернется домой;
- ребенок часто остается без надзора вне дома в возрасте, когда это еще недопустимо;
- ребенок часто остается дома один в возрасте, когда это еще недопустимо.
Неэффективность родительского контроляпроявляется в следующем:
- отсутствуют определенные правила, руководящие установки о том, что разрешается ребенку делать, а что – нет;
- проявление похвалы и одобрения со стороны взрослого больше зависит от его настроения, чем от поведения ребенка;
- замечания, касающиеся дисциплины, высказываются расплывчатыми или общими фразами, а не конкретными пожеланиями о том, что именно ожидается от ребенка;
- понимание дисциплины у обоих родителей настолько различается, что невозможно предсказать их реакцию на шалости и плохое поведение ребенка;
- предпринимаются лишь беспорядочные попытки добиться дисциплинированности без какой – либо настойчивости и проверки в отношении достижения желаемого результата.
Отсутствие беспокойства и принятия необходимых мер, когда ребенок находится в психологически опасных ситуациях, проявляется в следующем:
- бездействие родителей, когда становится известно, что ребенок контактирует с группами, представляющими существенный психологический риск (например, когда ребенок оказывается в компании наркоманов или в делинквентной группе или вступает в ранние половые отношения);
- бездействие родителей, когда становится известно, что ребенок из – за своего поведения может столкнуться с серьезными неприятностями (например, пробует или принимает наркотики, совершает делинквентные поступки);
- бездействие родителей, если становится известно, что ребенок находится в ситуации серьезного физического риска (например, малолетний ребенок залезает на крышу дома или играет с опасными веществами).
| Относится к давлению, которое родители оказывают на ребенка, подталкивая его к совершению отклоняющихся в социокультурном понимании поступков или не соответствующих его собственным интересам, способностям и уровню развития.
Родители оказывают неадекватное давление на ребенка, пытаясь изменить его и сделать не тем, кем он на самом деле является. Подобное давление может не соответствовать полу (например, одевание мальчика в девичью одежду, или наоборот), возрасту (например, принуждение более старшего ребенка одеваться и вести себя как маленький) или личностным особенностям ребенка (например, принуждение достигать успеха на занятиях, которые не соответствуют его особенностям и желаниям).
Давление, не соответствующее полу:
- постоянное давление, оказываемое на ребенка, для соответствия его вида одежды, стиля поведения или рода занятий таким особенностям, которые представлениями данной культуры приписываются противоположному полу;
- постоянное давление на ребенка, чтобы его поведение всегда соответствовало его полу, причем степень исключительной приверженности своей гендерной роли.
Давление, не соответствующее возрасту:
- постоянное давление, оказываемое на ребенка, для соответствия одежды, поведения и занятий более раннему возрасту и уровню развития в соответствии с представлениями, доминирующими в данной субкультуре;
- постоянное давление на ребенка с тем, чтобы он против своего желания принимал на себя ответственность, отчетливо превышающую его возможности, обусловленные возрастом и способностями;
- постоянное неадекватное вовлечение маленького ребенка в осуждение вопросов, касающихся взрослых (например, интимных семейных или внебрачных сексуальных отношений).
Давление, не соответствующее личностным особенностям ребенка:
- постоянное давление, оказываемое на ребенка, для принуждения заниматься деятельностью (спортом, музыкой, науками), не согласующейся с его обоснованно выраженными желаниями или способностями;
- постоянное принуждение ребенка заниматься какой – либо деятельностью, поглощающей столько времени и энергии, что она приводит к социальным ограничениям и отражает, скорее, амбиции родителей, чем интересы и потребности самого ребенка.
| Касается недостаточности совместной игровой деятельности и общения, обеспечивающих ребенка непосредственным контактом и содержанием обучающего опыта, получаемого от социального взаимодействия или деятельности, контролируемой или организуемой взрослыми.
Семейная депривация проявляется следующими характеристиками:
- недостаточностью общения и игр родителей с ребенком;
- созданием в жизни ребенка обстоятельств, существенно ограничивающих активное взаимодействие с людьми или в играх;
- недостатком у ребенка игрушек или других предметов, подходящих для игр.
Недостаточность общения и игр родителей с ребенкомможет проявляться в следующем:
- выраженный дефицит возможностей у ребенка общаться с членами семьи, поскольку они редко собираются вместе;
- родители не обсуждают с ребенком его интересы, занятия или планы;
- родители редко читают ребенку книги или слушают, как читает он;
- родители не играют с детьми, не занимаются с ними иными видами активности;
- во взаимодействии, которое происходит по инициативе ребенка, ощущается отчетливая тенденция игнорировать предложения или обращения ребенка.
Обстоятельства, существенно ограничивающие активное взаимодействие ребенка с окружением, могут быть следующими:
- ребенку не позволяют выходить из дома и играть с другими детьми;
- его часто оставляют одного дома (или в комнате), где нет возможностей для игры или общения;
- маленького ребенка часто оставляют долго одного, когда он не спит;
- ребенка заставляют рано ложиться спать, и у него не остается времени для общения с родителями или другими членами семьи.
Недостаток у ребенка игрушек и предметов, подходящих для игры, проявляется в следующем:
- при потенциальной доступности соответствующих возрасту игрушек и игр ребенком осознается ограниченность их использования, поскольку их запирают или каким – то образом удерживают ребенка от пользования ими;
- оставление ребенка без игровых предметов, соответствующих его возрасту.
|