Слайд 1 Титульный лист
Здравствуйте уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии, представляю вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему: Развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста посредством элементов художественной гимнастики.
Слайд 2 Актуальность
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что физическое развитие детей должно быть направлено на приобретение ими опыта в двигательной деятельности, направленной на развитие физических качеств.
Проблема развития гибкости у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время т.к. большинство используемых физических упражнений при традиционном физическом воспитании лишь косвенно влияют на это физическое качество и не позволяют достигать оптимального уровня его развития.
Слайд 3 Цель исследования
Исходя из актуальности и значимости данной проблемы нами была сформулирована следующая цель исследования: разработка комплексов физических упражнений, направленных на развитие гибкости посредством элементов художественной гимнастики.
Слайд 4 Объектно-Предметная область
Объектом исследования выступил процесс развития гибкости детей дошкольного возраста
Предметом: развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста посредством элементов художественной гимнастики.
Слайд 5 Задачи исследования
Исходя из цели, объектно – предметной области исследования, нами были сформулированы следующие задачи, которые представлены вашему вниманию на слайде.
1. На основе анализа психолого-педагогической, методической, медицинской литературы рассмотреть подходы к развитию гибкости у детей старшего дошкольного возраста;
2. Охарактеризовать специфику использования элементов художественной гимнастики в развитии гибкости старших дошкольников;
3. Спланировать работу по развитию гибкости у детей старшего дошкольного возраста посредством элементов художественной гимнастики.
4. Апробировать с детьми старшей группы комплекс утренней гимнастики с использованием элементов художественной гимнастики.
5. Проанализировать результаты опытно-практической работы.
Слайд 6 Методологическая основа исследования
Методологическую основу исследования составили:
· фундаментальные положения теории физической культуры и спорта о развитии физических качеств
· концепции о необходимости учета психофизиологических особенностей детей в процессе занятий
· теории сенситивных периодов развития физических способностей
Слайд 7 Методы исследования
Для решения данных задач и достижения поставленной цели нами были использованы следующие теоретические и эмпирические методы исследования: которые представлены вашему вниманию на слайде
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- беседа с инструктором по физическому воспитанию и медицинской сестрой образовательной организации о состоянии здоровья и особенностях физического развития детей;
- наблюдение за детьми в процессе мероприятий по физическому развитию и в повседневной жизни;
- анализ полученных результатов.
Слайд 8 База исследования
Практическая часть работы осуществлялась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска № 18 с детьми старшей группы.
слайд Изучение особенностей развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста посредством элементов художественной гимнастики
На первом этапе практической работы с целью выявления особенностей физического развития и гибкости детей старшего дошкольного возраста нами был спланирован и проведен ряд мероприятий. Проведенная на данном этапе работа с детьми, включала: (представленных на слайдах.).
- наблюдение за детьми старшей группы во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре, на прогулке;
- беседа с медицинским работником о состоянии здоровья детей особенностях их физического развития;
- беседа с инструктором по физической культуре о подготовке детей, и уровне их физического развития;
- тестовое упражнение "Наклон вперед до касания пола".
В результате выполнения детьми тестового упражнения мы увидели, что у 15 человек из 20 не возникло сложностей с его выполнением, но достаточно глубокий наклон и правильная техника выполнения была отмечена, только у 5 девочек. Качество выполнения упражнений другими детьми было ниже: 11 человек выполнили недостаточно глубокий наклон, 4 человека выполняли упражнение с согнутыми ногами, что говорит о недостаточном развитии гибкости спины и мышц ног.
По результатам данных мероприятий наблюдения за детьми можно отметить, что в начале исследования детям тяжело давались упражнения требующие развития не только гибкости, но и силы, равновесия. Далеко не у всех детей движения были координированы и пластичны.
Слайд Планирование работы по развитию гибкости у детей старшего возраста посредством элементов художественной гимнастики
Опираясь на полученные данные и факты, доказывающие положительное влияние упражнений по художественной гимнастике на развитие гибкости и других физических качеств, а также учитывая интерес дошкольников к физической культуре нами было принято решение о планировании образовательной деятельности по развитию гибкости и разработке комплексов утренней гимнастики, включающих элементы художественной гимнастики.
Для работы с детьми было спланировано 4 комплекса физических упражнений, направленных на развитие гибкости посредством элементов художественной гимнастики. В ходе прохождения преддипломной практики было апробировано 2 комплекса.
При реализации запланированных комплексов утренней гимнастики с элементами художественной гимнастики необходимо учитывать следующие методические требования: которые представлены на слайде
1. Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа (на спине, на животе). Исходные положения, лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц
2. Требования к подбору общеразвивающих упражнений: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.
3. Один комплекс используется 10-14 дней, с последующей заменой 2-3 новых упражнений
4. Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления комплекса из упражнений с предметами.