Инструменты управления качеством




ВУК

Практическое занятие №1

Инструменты управления качеством

 

Цель занятия: освоение основных принципов применения инструментов управления качеством.

 

8.1. Общие сведения

 

Важную роль в эффективном функционировании системы менеджмента качества играет постоянное улучшение показателей качества. На совершенствование качества продукции и услуг направлены системные методы, которые получили название «инструменты менеджмента качества». Все они предназначены для эффективного обнаружения и анализа возникающих проблем и являются основой для выработки корректирующих или предупреждающих мероприятий.

Контрольные листы (листы сбора данных) облегчают систематический сбор данных, позволяют выявлять закономерности в явлениях, например, их повторяемость, с целью получения ясной картины действительности. Обычно они представляются в виде таблицы. При этом определяются категории несоответствий в продукции или услуге. Появление этих несоответствий отмечается штрихами, т.е. выполняется протоколирование дефектов. Простейший пример листа сбора данных для вуза – журнал посещаемости/журнал текущей успеваемости.

Диаграмма потока (блок – схема процесса, алгоритм) представляет собой схематическое представление этапов выполнения процессов. Это позволяет графически представить сложные, разветвленные процессы с различными ответственностью, полномочиями и задачами таким образом, чтобы их структура и логика были прозрачны и понятны. Используя диаграмму потока, каждый исполнитель может без труда найти «свой» участок работы, понять конечные цели процесса, оценить возможные варианты действий. При этом используются, как правило, стандартные символы. Письменную формулировку всего хода событий бывает охватить гораздо труднее.

Причинно-следственная диаграмма (также называемая диаграммой Ишикава или диаграммой «рыбья кость») – это системный метод, основанный на графическом изображении, которое в компактной форме логически упорядочивает причины различных событий. Данный метод назван в честь японского гуру в области качества К.Ишикава, который сделал вывод, что определенное действие редко основывается на единственной причине, и совершенно не на той, которая кажется очевидной. Возможные причины следует искать в следующих четырех областях: человек; машина; метод; материал (области 4-х «М»).

Диаграмма строится следующим образом. Исследуемая проблема (или желаемый результат) отображается справа, к нему проводится горизонтальная линия. Далее рисуются наклонные линии, которые отражают влияние «основных причин», содержание которых фиксируется. Каждая из причин соответственно разделяется на несколько подпричин и т.д. Однако следует помнить, что с ростом ответвлений диаграмма постепенно теряет свое преимущество-наглядность.

При построении диаграммы Ишикава часто применяются различные творческие методы, например, Brainstorming – метод «мозгового штурма».

Посредством графического отображения фиксируется комплекс факторов, связанных с исследуемой проблемы. Определяются первичные причины, оказывающие влияние на конкретное событие. Далее различные причины могут быть проанализированы, приняты или отвергнуты. При помощи этой диаграммы могут быть проверены различные потенциальные причины, что позволит потом сконцентрировать мероприятия на основных вопросах.

Карта управления качеством (SPC) используется для определения управляемости процесса и разброса параметров, при этом цель метода является поддержание достигнутого уровня качества и индикация характерных или критических отклонений.

В общем виде карта управления качеством - это формуляр для графического отображения величин, которые появляются при каждой новой проверке очередной выборки, и сравниваются после их регистрации с предупредительными (сигнальными) границами и границами вмешательства (предельными границами).

Гистограмма - это классическое графическое отображение распределения относительных частот появления различных событий в виде колонок (столбиков), которые соответствуют значениям параметров (измеряемых величин) процесса. Вид гистограммы отображает ширину рассеивания и основные моменты распределения. Тем самым закономерности событий делаются наглядными.

Диаграмма Парето - это метод обработки данных, основанный на графическом представлении причин проблемы, распределенных по значению их воздействия. Диаграмма Парето представляет собой эффективный инструмент для выбора из всего многообразия наиболее значимых факторов, которые оказывают наибольшее влияние, например, с точки зрения расходов.

Первым шагом при построении диаграммы Парето является выявление всех наблюдаемых/потенциальных причин исследуемой проблемы, например, виды несоответствий (отклонений), их анализ и объединение по категориям. Затем следует установить, какой критерий должен определять значимость категорий для исследуемой проблемы. Как правило, для этого используется относительная частота появления.

Следующим этапом является сбор данных о частоте появления (и\или другом параметре) каждой категории причин, при этом должны быть определены единицы измерения и интервал сбора информации.

После это стоится диаграмма Парето следующим образом:

• для каждой категории рассчитывается процентная доля,

• категории ранжируются по уменьшающейся степени воздействия,

• последовательно по каждой категории суммируются их воздействия.

Фактически получается гистограмма категорий (событий), частота появления которых уменьшается слева направо. Для иллюстрации накапливающего воздействия причин на диаграмме Парето может дополнительно представляться суммирующая кривая.

На основании полученной диаграммы Парето можно определить важность каждой причины (или несоответствия) и уделить особое внимание наиболее существенным.

Диаграмма корреляции является графическим изображением отношения двух переменных величин в целях выявления взаимосвязи между их значениями. При этом становится ясным, как изменяется зависимая переменная У при варьировании независимой переменной Х.

Рассмотренные семь общепризнанных системных подходов получили название «семь основных инструментов управления качеством». Иногда их разделяют на методы сбора данных о несоответствиях и методы анализа несоответствий. Каждый из системных подходов имеет свою специфику применения, но наиболее эффективны они при комплексном использовании.

 

6.2. Порядок проведения занятия

 

1. Провести анализ рассмотренных «основных инструментов управления качеством».

2. Сформировать из рассмотренных методов две группы:

- методы сбора данных о несоответствиях,

- методы анализа несоответствий.

3. Разработать процедуру комплексного использования методов для решения проблемы «низкая посещаемость занятий»

4. Провести презентацию полученных результатов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: