Рассмотрим несколько вариантов Методики расчета объема бюджетных средств, необходимых и достаточных для оказания государственной поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП (далее – Методика):
1 вариант
Самый простой и часто используемый вариант – планирование объема средств из регионального бюджета на поддержку и развитие предпринимательства методом увеличения предыдущего значения на индекс-дефлятор. Однако такая методика не учитывает изменений, происходящих в предпринимательской среде за счет реализации мер господдержки, а также в экономике за счет влияния тех или иных факторов. Также её «слабое место» в том, что отсутствуют аргументы, обосновывающие именно этот объем средств, а не какой-то другой (вряд ли можно принять как обоснование аргумент «в прошлом году было столько, значит в этом надо больше»).
Данный вариант характерен для инерционного сценария развития малого и среднего предпринимательства.
2 вариант
Данная Методика базируется на потребности субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и может применяться как на региональном, так и на муниципальном уровне.
ОБС =Опфп+ Окфп;
где:
ОБС – объем бюджетных средств на финансирование Программы
Опфп – объем бюджетных средств на прямую[1] финансовую поддержку субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, рассчитываемый по формуле:
Опфп = (ФПМСП + ФПОИ) * (ПКМСП + ПКОИ)
где:
(ФПМСП + ФПОИ) – фактическая потребность субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, полученная в результате обследования 1000 респондентов данной группы хозяйствующих субъектов.
|
(ПКМСП + ПКОИ) – прогнозируемое количество субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, нуждающихся в государственной поддержке, рассчитываемое как 10% от фактически действующих на 1 января т.г. категорий хозяйствующих субъектов.
Окфп – объем бюджетных средств на косвенную[2] финансовую поддержку субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, рассчитываемый по формуле:
1. Для недотационных муниципальных образований:
Окфп = Опфп
2. Для муниципальных образований, в консолидированном бюджете которых дотация из регионального бюджета составляет менее 50%:
Окфп = Опфп
3. Для муниципальных образований, в консолидированном бюджете которых дотация из регионального бюджета составляет от 50% и выше:
Окфп = Опфп
Однако в этом варианте Методики тоже есть своё «слабое место», а именно – выборка и дорасчет. Дело в том, что в выборочное обследование может попасть большинство (или, наоборот, меньшинство) нуждающихся в тех или иных формах поддержки. Таким образом, погрешность в расчетах очень велика.
3 вариант
Этот вариант предусматривает более упрощенное формирование расходов на реализацию мероприятий Программы, а именно – в процентном отношении от доходов, поступивших в году, предшествующем текущему году, в местный бюджет муниципального образования от ЕНВД, УСНО, ЕСХН, по общей системе налогообложения.
1. Для недотационных муниципальных образований: 30% от общей суммы 4-х указанных налогов
2. Для муниципальных образований, в консолидированном бюджете которых дотация регионального бюджета составляет менее 50%: 20% от общей суммы 4-х указанных налогов
|
3. Для муниципальных образований, в консолидированном бюджете которых дотация из федерального бюджета составляет от 50% и выше:
10% от общей суммы 4-х указанных налогов
Однако, чтобы воспользоваться этой Методикой, необходимо владеть точной информацией о поступлениях налогов от субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время такой достоверной информации нет, в связи с чем необходимо в законодательном порядке обязать налоговые органы вести такой учет, обеспечив их соответствующей программой выборки.
4 вариант
Наиболее перспективным и подходящим к инновационному сценарию развития малого и среднего предпринимательства представляется данный вариант, целью которого является создание единой методической базы расчета расходов регионального бюджета на финансирование программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Настоящей Методикой предлагаются предварительные проектировки предельных объемов бюджетного финансирования Программ поддержки предпринимательства, которые в последующем могут корректироваться с учетом уточнения приоритетов развития малого и среднего предпринимательства, а также реальных возможностей местного и регионального бюджетов по финансированию Программ и сложившейся финансово-бюджетной практикой.
Методика основывается на следующих основных принципах:
- «прозрачности» расчета потребности бюджетных средств;
|
- универсальности применения для различных субъектов Российской Федерации/муниципальных образований;
- использования данных официальной статистики;
- доступности, простоты применения.
Необходимый объем бюджетных средств на финансирование Программы поддержки предпринимательства определяется исходя из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и норматива бюджетного финансирования субъекта МСП.
С целью адаптации данной методики для муниципальных образований предлагается использовать норматив бюджетного финансирования субъекта МСП, который представляет собой расчетный показатель обеспеченности одного жителя муниципального образования товарами, работами, услугами малого (среднего) предприятия. Таким образом, данный показатель будет рассчитываться по следующей формуле:
Нбф = О1МСП * Кинф / Ч, где
Кинф – коэффициент инфляции, применяемый в расчетах бюджета на предстоящий финансовый год;
Ч – численность постоянного населения в муниципальном образовании на 1 января года, предшествующего текущему;
О1МСП – оборот малых и средних предприятий в расчете на одно предприятие, рассчитанный по следующей формуле:
О1МСП = О / МСП, где
О – оборот малых и средних предприятий в муниципальном образовании на 1 января года, предшествующего текущему;
МП – количество малых и средних предприятий в муниципальном образовании на 1 января года, предшествующего текущему.
Для определения нижней границы норматива бюджетного финансирования субъекта МСП из средств муниципального бюджета используется коэффициент, учитывающий уровень дотационности бюджета, определяемый по следующей формуле:
КУД = (100 + УД) / 100, где
УД – процент средств регионального бюджета в консолидированных доходах муниципального бюджета текущего года.
Необходимый объем бюджетных средств на финансирование муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства определяется по следующей формуле:
ОБС = Нбф * КСМСП, где
Нбф – значение норматива бюджетного финансирования субъекта МСП между верхней и нижней границей значения данного показателя;
КСМСП – количество субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании на 1 января года, предшествующего текущему.
7 Расчет эффективности реализации программы
Обобщающими показателями результатов муниципальной программы являются эффективность и результативность мероприятий.
Результативность мероприятий программы показывает процентное отношение полученных результатов к запланированным (цели программы, выраженные в количественных показателях). Оценка результатов реализации Программы должна осуществляться в соответствии с индикаторами оценки результативности Программы, которые являются целевыми показателями (см. раздел 3)
Эффективностью программы является среднеоценочный показатель эффективности мероприятий программы. Эффективность мероприятий, рассчитывается как отношение результатов мероприятия программы к совокупным затратам в течение всего срока его реализации. Эффективность программы поддержки малого предпринимательства может быть оценена под следующим углом зрения:
· обеспечения всестороннего характера поддержки путем использования всей совокупности функций имеющихся организаций и структур;
· соответствия результатов деятельности той или иной конкретной структуры возложенным на нее функциям;
· отсутствия дублирования, противоречивости функций различных организаций;
· обеспечения согласованного, однонаправленного действия всех составляющих систем поддержки.
Индикаторы оценки результативности настоящей Программы представлены в Таблице 2.
Сбор информации для измерения показателей достижения результатов должен осуществляться на основе статистической информации, представленной органами государственной и муниципальной статистики, а также информации, представленной налоговой службой МО, и отчётной информации исполнителей мероприятий Программы.
Таблица 2 - Индикаторы оценки результативности мероприятий программы
№ п/п | Наименование индикаторов | Значения индикаторов по годам | ||
20__ год | 20__ год | 20__ год | ||
1. | Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава), чел: - средних предприятий - малых предприятий, - индивидуальных предпринимателей. | |||
2. | Число вновь созданных рабочих мест, единиц | |||
3. | Доля среднегодовой численности работников в среднегодовой численности занятых в экономике МО, %: - средних предприятий - малых - индивидуальных предпринимателей, | |||
4. | Среднемесячная заработная плата работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) на 1 организацию: - среднего предпринимательства - малых предприятий | |||
5. | Объем товаров (услуг), реализованных населению на одного жителя, тыс.руб. | |||
6. | Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового продукта МО: - среднего предпринимательства - малых предприятий | |||
7. | Объём оборота, млн. руб. -средних предприятий - малых | |||
8. | Объём инвестиций в основной капитал, млн. руб. - средних предприятий - малых | |||
9. | Объем налоговых поступлений тыс. руб. - среднего бизнеса - малого | |||
10. | Доля налоговых поступлений от общего объёма поступлений в бюджет МО, %: - среднего бизнеса - малого | |||
11. | Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг на 1 организацию: - среднего предпринимательства - малых предприятий | |||
12. | Число предприятий, прекративших свою деятельность за отчетный период, единиц | |||
13. | Отчуждение недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в порядке преимущественного права арендаторов: - площадь, кв. м - доходы, тыс. руб. | |||
14. | Предоставление муниципального имущества во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: - площадь, кв. м - доходы, тыс. руб. |
8 Организация управления (механизм реализации) программой
Управление программой - это совокупность скоординированных действий, реализуемых органами управления различного уровня и призванных обеспечить запуск программы, контроль и анализ хода работ, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации.
Поэтому координацию работ по реализации программы целесообразно осуществлять администрации муниципального образования с участием Совета по предпринимательству, представителей инфраструктуры поддержки и всех заинтересованных сторон.
Совет по предпринимательству призван анализировать ход выполнения работ по программе и их результатов, вырабатывать решения в случае сбоев, рассматривать отчеты о выполнении работ, направляемые главе администрации. Ход выполнения программы необходимо рассматривать ежеквартально на расширенном заседании Совета по предпринимательству с участием всех заинтересованных лиц и организаций. О ходе реализации Программы информировать население.
Контроль за реализацией Программы осуществляет по итогам каждого года Глава администрации МО при участии Совета по предпринимательству.
Таблица 3 - ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п | Содержание мероприятий | Результаты мероприятий | Ответственный исполнитель | Срок исполнения | Источники финансирования (региональный/местный бюд./внебюджетные) | Объем финансирования (тыс.руб.) | |||||
Всего | в том числе по годам: | ||||||||||
Направление1. | |||||||||||
1.1. | |||||||||||
1.2. | |||||||||||
1.3. | |||||||||||
Итого по разделу | Средства областного бюджета | ||||||||||
Средства местного бюджета | |||||||||||
Внебюджетные источники | |||||||||||
Всего по разделу | |||||||||||
Направление 2.: | |||||||||||
2.1. | |||||||||||
2.2. | |||||||||||
2.3. | |||||||||||
Итого по разделу | Средства областного бюджета | ||||||||||
Средства местного бюджета | |||||||||||
Внебюджетные источники | |||||||||||
Всего по разделу | |||||||||||
Итого по Программе | Средства областного бюджета | указать | указать | указать | указать | ||||||
Средства местного бюджета | указать | указать | указать | указать | |||||||
Внебюджетные источники | указать | указать | указать | указать | |||||||
Всего по Программе | указать | указать | указать | указать | |||||||
Таблица 4 - ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Направление1. Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства | |
1.1. | Мониторинг нормативных правовых актов в части муниципальной поддержки малого предпринимательства |
1.2. | Мониторинг затруднений, возникающих у предпринимателей при осуществлении предпринимательской деятельности, административных барьеров |
1.3. | Мониторинг развития предпринимательства, выявление проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства. Проведение опросов и исследований |
1.4. | Анализ и прогнозирование социально-экономического развития сектора малого и среднего предпринимательства |
1.5. | Организация деятельности по рассмотрению вопросов повышения эффективности работы организаций инфраструктуры предпринимательской деятельности |
1.6. | Распространение информации о существующей системе государственной поддержки СМП (СМИ, Интернет и др.) |
1.7. | Разработать и внедрить регламенты (стандарты) предоставления услуг субъектам предпринимательства с возможностью внедрения их по принципу «одного окна» |
1.8. | Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства МО, в т.ч. получивших поддержку |
1.9. | Иное |
Направление 2.Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования | |
2.1. | Предоставление на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных для МО отраслях, компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях |
2.2. | Предоставление на конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства компенсации части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей |
2.3. | Субсидирование части затрат СМП, связанных с выплатой вознаграждения по банковской гарантии, договорам поручительства банку, иной кредитной организации, обеспечивающим исполнение обязательств по кредитам, привлеченным в банках |
2.4. | Предоставление муниципальных гарантий субъектам МСП, микрофинансовым организациям |
2.5. | Организация взаимодействия с банковскими учреждениями, в том числе посредством заключения соглашений о сотрудничестве по кредитованию микрофинансовых организаций и инвестиционных проектов МСП |
2.6. | организация консультаций для субъектов МСП по вопросам финансовой и нефинансовой поддержки, проведение семинаров, конференций, круглых столов по вопросам обслуживания субъектов малого и среднего предпринимательства в банках |
2.7. | Организация деятельности по созданию и развитию кредитных потребительских кооперативов |
2.8. | Предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части стоимости присоединения к сетям:
|
2.9. | Содействие созданию и развитию фондов, предоставляющих гранты талантливой молодежи на организацию собственного дела; |
2.10. | Мониторинг деятельности СМП, получивших поддержку в рамках Программы |
2.11. | Иное |
Направление 3: Обеспечение доступа к муниципальному имуществу | |
3.1. | Формирование и обновление базы данных потребностей субъектов МСП в имуществе |
3.2. | Формирование перечня земельных участков под застройку объектов недвижимости эконом-класса и бизнес-инкубаторов с целью последующей сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса |
3.3. | Организация методической работы и системы мониторинга, контроля за предоставлением муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в аренду |
3.4. | Мониторинг отчуждения муниципального имущества с предоставлением субъектам МСП преимущественного права выкупа в установленном законодательством порядке |
3.5. | Формирование перечня свободных земельных участков и содействие субъектам МСП в их выделении под строительство собственных объектов (производственного, торгового, складского и иного назначения) и в выкупе незавершенных строительством объектов |
3.6. | Формирование перечня объектов незавершенного строительства муниципальной собственности для их вовлечения в хозяйственный оборот субъектов МСП |
3.7. | Иное |
Направление 4.Содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднегопредпринимательства. Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства | |
4.1. | Организация и проведение обучения специалистов организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
4.2. | Осуществление и развитие консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
4.3. | Организация и проведение презентационных встреч и иных мероприятий, способствующих развитию инвестиционной активности СМП |
4.4. | Предоставление на конкурсной основе субсидий на развитие существующих организаций инфраструктуры малого предпринимательства МО, в том числе на организацию и развитие консультационных пунктов по вопросам социального и кадрового развития малого предпринимательства, разработку методологического обеспечения деятельности СМП |
4.5. | Предоставление на конкурсной основе организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства субсидий, направленных на компенсацию части затрат, связанных с оказанием безвозмездных информационных, консультационных и образовательных услуг, оказанных: - гражданам, изъявившим желание организовать бизнес; - СМП, осуществляющим предпринимательскую деятельность менее двух лет, а также осуществляющим хозяйственную деятельность в приоритетных для МО видах деятельности. |
4.6 | Проведение конференций по вопросам развития малого предпринимательства с участием представителей предпринимательского сообщества, представителей территориальных органов федеральных органов власти, органов исполнительной и законодательной власти МО и Субъекта Федерации |
4.7. | Предоставление на конкурсной основе организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства субсидий на проведение мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства на территории МО (семинары, конференции, «круглые столы", тематические выставки, ярмарки и т.п.) |
4.8. | Создание и ведение информационной страницы в Интернет (на сайте администрации МО) по поддержки и развитию предпринимательства в МО |
4.9. | Создание телефонов «горячей линии» по оказанию скорой и безвозмездной консультационной помощи предпринимателям, а также прием жалоб, связанных с несанкционированными проверками правоохранительных и контролирующих органов |
4.10. | Создание информационной базы данных по выпускаемой предприятиями МО продукции и предоставляемым на территории МО услугам |
4.11. | Создание/Финансовая поддержка и развитие бизнес-инкубатора |
4.12 | Содействие в участии субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности с целью развития межрегиональных контактов |
4.13 | Издание информационно-справочных, методических и презентационных материалов, посвященных вопросам развития предпринимательства на территории МО и субъекта федерации, включая материалы по вопросам оформления земли, согласования строительства, проведения реконструкции объектов |
4.14. | Проведение мониторинга наличия в МО программ кредитования предпринимателей с последующим размещением информации об условиях кредитования на сайте муниципального образования |
4.15. | Иное |
Направление 5. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров | |
5.1. | Организация дополнительного профессионального обучения населения, изъявившего желание вести предпринимательскую деятельность, и начинающих предпринимателей основам предпринимательской деятельности и подготовка кадров по требуемым профессиям для малого бизнеса семинары, курсы, консультации) |
5.2. | Мониторинг потребностей в знаниях и навыков предпринимателей, формирование специализированных курсов исходя из выявленных потребностей. |
5.3. | Проведение тематических семинаров по вопросам юридического, финансового характера и ведения бизнеса. |
5.4. | Повышение квалификации сотрудников органов муниципальной власти по вопросам предпринимательства/ государственной поддержки и иным вопросам |
5.5 | Распространение методических пособий, например «Специальные режимы налогообложения: вопросы и ответы», «Путеводитель начинающего предпринимателя», «В помощь предпринимателю», «Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса», «Инструменты продвижения продукции в современных условиях», «Трудовые отношения», «Организация розничной торговли», «Инновационные технологии» и др. |
5.6. | Организация и проведение профориентационных семинаров для безработных граждан «Основы предпринимательской деятельности»; |
5.7. | Создание совместно ВУЗами курса повышения квалификации, предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части стоимости обучения сотрудников по образовательным программам, включая дистанционное обучение; |
5.8. | Разработка программ информирования (профориентационные и профинформационные курсы) для начинающих предпринимателей и их апробация на базе учреждений профессионального образования; |
5.9. | Иное |
Направление 6. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности | |
6.1. | Разработка специализированной программы пропаганды предпринимательства субъектами Российской Федерации, включая пропаганду предпринимательской деятельности, пропаганду деятельности микрофинансовых организаций, пропаганду деятельности органов власти по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства; пропаганду спонсорской и благотворительной деятельности, осуществляемой субъектами МСП |
6.2. | Организация и проведение конкурса «Предприниматель года» |
6.3. | Организация и проведение конкурсов на лучшие: - молодежный проект; - профессиональное мастерство в сфере торговли и услуг, и другое |
6.4. | Ведение тематической «колонки» в местной газете / журнале о предпринимательской деятельности в МО и регионе |
6.5. | Выпуск тематических программ о предпринимательстве на местном ТВ |
6.6. | Проведение тематических встреч учащейся молодежи с руководителями предприятий и организаций инфраструктуры малого бизнеса |
6.7. | Проведение рекламных кампаний с использованием средств электронной, наружной и печатной рекламы, включая изготовление и распространение презентационных материалов и рекламно-сувенирной продукции; |
6.8. | Организация реализации предпринимательских проектов в учреждениях среднего и среднеспециального образования; |
6.9. | иное |
Направление 7. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого предпринимательства, развитие инвестиционной активности предпринимательства | |
7.1. | Стимулирование деловой активности малых предприятий района с использованием механизма деловых миссий, обмена опытом применения цивилизованных форм ведения бизнеса |
7.2. | Организация и проведение информационно-консультационных мероприятий для субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, по вопросам развития бизнеса |
7.3. | Организация и проведение презентационных встреч и иных мероприятий с потенциальными инвесторами, способствующих развитию и привлечению инвестиций в предпринимательство МО |
7.4. | Сопровождение инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства |
7.5. | Содействие участию субъектов малого предпринимательства в выставках и ярмарках на территории России и за рубежом. |
7.6. | Компенсация части затрат, потраченных на участие в выставках и ярмарках. |
7.7. | Формирование перечня заявок субъектов малого и среднего предпринимательства для приглашения деловых миссий из других регионов; формирование деловых миссий из предприятий субъектов РФ для выезда в другие регионы; |
7.8. | Организационное и информационное содействие созданию и развитию саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей, бизнес-ассоциаций. |
7.9. | Подготовка выставочной экспозиции потенциала МО |
7.10. | Иное |