Адаптация (от лат. adaptio - прилаживание) - это процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. В зависимости от того, в каких внешних условиях и на каком уровне осуществляется взаимодействие человека со средой, могут проявляться различные виды адаптации: физиологическая, биологическая, психологическая, социальная. [14]
При всем разнообразии воздействующих на человека факторов по адаптационным возможностям людей можно разделить на три типа[1]:
. Люди, адаптирующиеся безболезненно, с минимальными переходящими отклонениями в состоянии здоровья
. Люди, у которых процесс биологической и психофизиологической адаптации протекает с выраженными болезненными проявлениями
. Промежуточный тип: люди с нарушениями здоровья средней тяжести.
Показателями адаптированности личности являются следующие характеристики [1]:
адаптированность в сфере «внеличностной» социально экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки
адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми.
Способами управления адаптацией являются социально - экономические способы и физиологические. К социально-экономическим относятся все мероприятия, направленные на улучшение условий быта, питания, создания безопасной социальной среды. Физиологические способы управления адаптацией направлены на формирование неспецифической сопротивляемости организма различным факторам.
Согласно А.А. Налчаджяну в одних и тех же проблемных ситуациях разные люди адаптируются по-разному и с различной степенью успешности. Эти факты свидетельствуют о том, что должна существовать способность к адаптации, или адаптивность, и по уровню обладания этой способностью имеются большие индивидуальные различия. Автор указывает на понятие «адаптационные ресурсы». Данный термин имеет непосредственную связь с понятием «адаптивный потенциал». Последний термин был введен Гансом Селье. Он постулирует о существовании двух видов адаптивного потенциала или «энергии»: поверхностная энергия расходуется под воздействием среды и дополняется из резервов «глубокой» энергии, но израсходование последней невозвратимо. Когда адаптивный потенциал заметно уменьшается, возникают «болезни адаптации», старость и смерть. Однако природа этого потенциала не раскрывается.
|
Ю.М. Кондратьев определяет адаптационный потенциал как уровень приспособления латентных и явных возможностей группы или личности к новым или меняющимся условиям социального взаимодействия. [15] Адаптационный потенциал принято рассматривать как системное свойство личности, обусловливающее границы ее адаптационных возможностей и характер протекания адаптации личности в ответ на воздействие тех или иных факторов и условий среды. Адаптационные способности обеспечивают нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться.
Согласно А.Г. Маклакову [9], данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, в который включаются следующие характеристики:
|
. нервно-психическая устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу;
. самооценка личности, которая является ядром саморегуляции и определяет степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей;
. ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;
. уровень конфликтности личности, опыт социального общения
С.Т. Посохова предполагает, что адаптационный потенциал является интегральным образованием, объединяющим в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Личностный адаптационный потенциал включает биопластический, биографический, психический и личностно-регуляторный компоненты [12].
А.М. Богомолов рассматривает личностный адаптационный потенциал как системное свойство, как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость.
Адаптационный потенциал личности определяется Н.Л. Коноваловой как интегрирующая характеристика психического здоровья. Психическая адаптивность оценивается при этом в качестве интегрального свойства личности как целостной системы и рассматривается как совокупность внутренних факторов, определяющих эффективность адаптационных изменений. Адаптивность, по мнению этого автора, в целом характеризующая способность личности противостоять срывам психической адаптации, зависит от многих конституциональных, врожденных и приобретенных факторов, определяющих структуру личности, находится в тесной взаимосвязи с периодизацией развития личности. Психическая адаптивность здесь определяется рядом составляющих - общий уровень психического развития, личностные особенности и система отношений, характер и содержание психологических проблем, позиция личности по отношению к ним [7].
|
Понятие «адаптационный потенциал» рассматривается С.Ю. Добряком в качестве синонимичного понятию «адаптивность» и привлекается для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации [4].
Проанализировав представленное множество представлений о понятии «адаптационного потенциала» можно говорить о том, что он состоит из определенных уровней, которые в свою очередь состоят из определенных компонентов. А именно из трех уровней: индивидного, субъектно-деятельностного и личностного. Компоненты составляющие первый индивидный уровень это:
. Энергетический (психофизиологические характеристики, обуславливающие энергетический и динамический диапазоны реагирования)
. Когнитивный (уровень развития познавательных процессов, когнитивная гибкость)
Компонентами второго субъектно-деятельностного уровня являются:
. Инструментальный (способности, навыки и умения)
. Творческий (творческие способности, способность к творческуому разрешению возникающих адаптационных задач)
И компонентами третьего личностного уровня адаптационного потенциала являются:
. Мотивационный (иерархия мотивационной сферы, любознательность, интересы и склонности, напряженность мотивации)
. Коммуникативный (коммуникативные особенности личности, система отношений)