Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 10 «Звёздочка» г.Йошкар-Олы»
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Ул. Подольских Курсантов д.8, т.41-90-91
«Профилактика речевых нарушений
У детей раннего возраста»
(Семинар-практикум для педагогов ДОУ)
Подготовила и провела:
Черепанова Е.С., учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Дата проведения: 20.11.2014 г.
Йошкар-Ола
Система работы по профилактике речевых нарушений у детей
Раннего возраста
Дети очень рано начинают проявлять
интерес к языку, что является
важным признаком интеллекта.
… Родное слово – сокровищница всякого
умственного развития и сокровищница
всех знаний.
К. Д. Ушинский
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах.
Однако современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. Наибольшие трудности у детей раннего возраста наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Именно этот возрастной период с 1 до 3 лет наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.
Однако активная речь и сенсомоторное развитие наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных биологических факторов в этот период:
- ухудшение экологической обстановки;
- дефицит йода и фтора;
- патологии беременности;
- родовые травмы;
- ослабленное здоровье детей;
- недоразвитие органов артикуляционного аппарата.
В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных функций, выявляются:
- неблагоприятное речевое воспитание ребенка;
- снижение речевой культуры общества в целом.
Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.
Характер нарушений произносительной стороны речи детей, поступающих в ДОУ, свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах развития: часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза ([г], [х], [т], [д]), смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам, что свидетельствует о недоразвитии и фонематического слуха.
Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности. Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста. Для меня эта работа актуальна в плане сокращения количества детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поступающих на логопункт. Поэтому в ДОУ реализуется «Речевой тренинг».
Система работы по профилактике речевых нарушений строится по блокам:
1. Диагностический блок - организация педагогического обследования детей, выявление особенностей и трудностей речевого развития, раннее выявление факторов риска в развитии речи;
Задачи:
- изучение состояния речи детей
- определение уровня развития речи (норма, задержка)
- установление возможных причин недоразвития речи.
Педагогическое обследование включало четыре этапа:
- Первый этап – подготовительный. Подготовка необходимого оборудования, атрибутов к тем играм, упражнениям, которые использовались при обследовании, планирование удобного время для бесед, наблюдений, общения с детьми;
- Второй этап – обследование. Проводилось в удобное для педагога и ребёнка время;
- Третий этап – анализ результатов обследования, оформление выводов;
- Четвёртый этап – обобщение результатов обследования и использование их в дальнейшей работе педагогами и родителями.
По результатам диагностики выявляются дети «группы риска» и «группы внимания». Логопедом составляются рекомендации, намечается план профилактических мероприятий с воспитателями, родителями и детьми.
2. Профилактический блок - предусматривает оказание педагогической помощи детям в естественном и своевременном развитии речи, обеспечении его полноценности.
Задачи, реализуемые в этом блоке:
- формирование информационной готовности педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений я у детей раннего возраста;
- оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности;
- повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
Формирование информационной готовности педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Задача: сформировать у педагогов знания
- о возрастных закономерностях речевого развития;
- типичных нарушениях звукопроизношения детей и причинах, лежащих в их основе;
- о задачах, формах, методах и приёмах диагностики, профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи;
и умения:
- наблюдать за ходом речевого развития детей раннего возраста;
- распознавать предпосылки формирования нетипичных вариантов формирования звукопроизношения;
- обеспечивать создание соответствующей особенностям и потребностям общего и речевого развития детей среды в ДОУ;
- методически грамотно планировать и проводить работу по профилактике у детей нарушений звукопроизношения.
Формы организации: мастер-классы, мини-лекции, семинары-практикумы, тренинги умений и т.д.
Оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности.
Огромную роль в решении этой задачи играет
- Организация воспитательной среды, способствующей созданию у детей потребности в речи, стимуляция речевого развития в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза.
Основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, и всей деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно – развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным средством как стимуляции так и мотивации детской речи.
Педагоги в группах раннего возраста учат детей внимательно слушать речь окружающих, понимать ее, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова, скорость их произнесения. Для достижения результата проводятся каждый день
- игры на развитие мелкой моторики;
- артикуляционная гимнастика;
- игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- игры на формирование лексико-грамматических категорий, которые включены в речевой тренинг.
Для поддержания интереса к речевым упражнениям предлагаются:
- задания с куклой и другими игрушками;
- выполнение упражнений пальчиковой гимнастики;
- нахождение в окружающей обстановке предметов, о которых идёт речь в упражнении и др.
Практические упражнения позволяют использовать разные приёмы в работе:
- рассматривание и называние тех предметов, о которых идёт речь в упражнении;
- постановка вопросов на уточнение названий действий, признаков предметов, которые ребёнок видит вокруг. Сначала вопросы носили подсказывающий характер, а затем требовали самостоятельного ответа.
- подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам и другие.
Большое внимание воспитатели в группах уделяют знакомству с художественной литературой и народным фольклором (картотека потешек на режимные моменты). Рассказывают сказки, рассматривают картинки к прочитанным текстам, задают вопросы по тексту. Совместное чтение, отгадывание загадок приучает детей внимательно слушать, подбирать рифмующие слова, чётко и достаточно громко их произносить.
Таким образом, использование многообразных дидактических игр и приёмов, учёт психологических особенностей детей в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений речевого тренинга позволяет достигать эффективности в работе с детьми раннего возраста.
Занятия с картинками «Мои первые слова», рассматривание тематических альбомов «Игрушки», «Посуда», «Лото» стимулируют способность к подражанию и самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей.
Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов, сопровождаемые речью, оказывают положительное влияние на развитие речевых и умственных способностей детей.
Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр – драматизаций и развлечений.
Деятельность педагогов и специалистов должна быть направлена также и на развитие эмоциональной сферы детей, охрану нервно – психического и физического здоровья, обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы и психологической комфортности воспитывающей среды, так как именно в этом возрасте отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления речевых нарушений.
Одно из направлений деятельности педагогов -
- Предупреждение с помощью педагогических приемов и средств у детей трудностей в речевом развитии.
Современные исследования нервно - психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о возможности оказания профилактического воздействия на детей 2 – 4 лет посредством использования специальных занятий, упражнений и игр. Предупреждение возможных трудностей формирования фонематического слуха и недоразвития органов артикуляционного аппарата осуществляется на основе разработанного логопедом «Речевого тренинга». Планирование представляет собой систему специальных игр и упражнений для губ, языка, развития дыхания, речевого слуха, элементов фонетической ритмики, работу с картинкой, упражнения в звукоподражаниях, пальчиковые игры.
Так, регулярное проведение артикуляционных упражнений способствует развитию и укреплению мышц языка, губ.
Игры со звукоподражаниями - правильному и своевременному формированию гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, развивают умение говорить внятно, в разном темпе, с разной силой голоса.
Включение элементов фонетической ритмики помогает развитию слухового внимания, речевого дыхания, чувства ритма.
Упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковые и массажные игры с орехом, упражнения в «сухом бассейне» являются мощным средством стимуляции работы клеток речевого центра в коре головного мозга.
Таким образом, соответствие планирования «Речевого тренинга» закономерностям развития речевой функции, включение элементов логопедического воздействия в контексте проводимой в группах воспитательно-образовательной работы, обеспечивает своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей.
Содержание деятельности воспитателя и специалистов в рамках профилактического блока определяется их творческим отношением к решению программных задач с учетом возраста, познавательных потребностей и возможностей развития с одной стороны, а с другой – пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых нарушений.
Для проведения пропедевтических мероприятий по рекомендациям логопеда в группах созданы необходимые условия:
- оборудованы речевые уголки;
- накоплен разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития фонематического слуха и др.
Полноценная практическая реализация комплексного подхода к профилактическому воздействию опирается на конструктивное сотрудничество с семьями воспитанников, которые мы расцениваем как активных и полноправных партнеров.
3. Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется поэтапно:
- знакомство с семьёй, установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка;
- реализация индивидуального подхода, выработка мер, направленных на закрепление у детей правильных речевых навыков, обучение родителей игровым методам стимуляции речевого развития;
- совершенствование педагогического сотрудничества, и создание совместными усилиями условий для своевременного развития речи.
На первом этапе сотрудничества используются диагностико – проектировочные формы работы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.
На втором - консультативно – методические: выступления на родительских собраниях, публикации в газете ДОУ, дают возможность родителям активно пообщаться, задать любые интересующие их вопросы.
Ежеквартально пополняются странички в родительских уголках: «На беседу к логопеду» консультациями на темы: «Развитие речевого дыхания», «Артикуляционная гимнастика», «Развитие речи ребенка второго года жизни», «Почему не всегда молчание «золото».
Разрабатываются рекомендации по развитию мелкой моторики, речевому дыханию, артикуляции и др.
На третьем этапе используем практические формы сотрудничества:
- выставки игр и пособий по развитию речи;
- тренинги: «Игра в развитии речи детей»;
- консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, оказание им необходимой практической помощи (направление к специалистам: дефектологу, сурдологу, ортодонту, лор – врачу, детскому психоневрологу, направление на ПМПК г. Котлас) и т.д.
Практика показывает, что результаты профилактической работы зависит от уровня взаимодействия всего педагогического персонала ДОУ.
Схема взаимодействия предусматривает распределение функций между специалистами, согласование подходов как к общему, так и речевому воспитанию детей при организации занятий по развитию речи, музыкальных, физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий.
Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что использование «Речевого тренинга» в работе по профилактике речевых нарушений с раннего возраста эффективно способствует:
· стимуляции речевого развития детей раннего возраста в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза;
· своевременному устранению возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей 2 - 4 лет;
· повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
Таким образом, своевременно проводимая в ДОУ работа по профилактике речевых нарушений, начиная с раннего возраста, значительно сокращает и количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.