Слайд 5 Отличие от традиционного обучения




Личностно- ориентированный подход в профессиональном образовании

Ø Артем

Слайд 2- 3 Теоретические предпосылки личностно-ориентированного образования созданы русской классической педагогикой, которая стремилась привнести идеалы и ценности национальной культуры в образование. Высшими ценностями образования были провозглашены целостность личности, ее внутренний мир, свобода, индивидуальность, творчество (В.Г.Белинский, Н.И. Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский).

Слайд 4 Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., М.Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А. и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода достаточно подробно описаны в работах А. Ф. Лазурского, В. А. Беликова, М. Е. Дуранова, В. И. Загвязинского, Э. Ф. Зеера, О. В. Лешер, А. Я. Найна, Г. М. Романцева, В. П. Ушачева, О. Н. Шахматовой и др.

В современной российской педагогике имеется большое количество концепций и теорий, определяемых авторами как личностно-ориентированные:

1. культурологическая концепция личностно-ориентированного образования Е.В.Бондаревской, в которой, по мнению автора, основным методом проектирования личностно-ориентированного образования должен быть культурологический подход;

2. психолого-дидактическая концепция личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманской, в которой основное внимание уделяется технологии личностно-ориентированного обучения, главной целью которого автор считает развитие индивидуальности ученика;

3. аксиологичекая концепция личностного воспитания И.Б.Котовой, А.В.Петровского, Е.Н.Шиянова, основой которой является аксилогический (ценностный) подход, состоящий в определении гуманистической направленности образования, как социально-целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает как главная ценность;

4. дидактическая модель личностно-ориентированного образования В.В.Серикова, в которой основное внимание уделено пед.технологии создания ЛО ситуаций, основанной на реализации трех основных ее характеристик: жизненной контекстности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников.

5. проективная модель личностно-ориентированного обучения Н.И.Алексеева, в которой сущность данного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой, с понятием «культурного акта». Смысл последнего заключается в создании учащимися себя, своей личностью посредством самоутверждения в культуре.

Позиции педагогов и психологов на систему личностно-ориентированного развивающего обучения.

А.В.Петровский: развитие волевых, познавательных и эмоциональных стремлений ученика; культивирование его уникального опыта; признание ценности опыта; признание ценности опыта, полученного в контакте “учитель-ученик”.

В.В.Сериков: личностно-ориентированное образование - целостная система, которая должна сформировать такие качества, как умение выбрать цель, способ самореализации и осознания своего “Я”.

Е.В.Бондаревская: Цели воспитания личности не менее важны, чем цели формирования интеллекта.

И.С.Якиманская: Личностно-ориентированная технология предполагает максимальную опору на субъективный опыт каждого ученика: его содержание, структуру, источники приобретения.

 

Слайд 5 Отличие от традиционного обучения

Традиционный подход Личностно-ориентированный подход
Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный) Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка
Вектор развития задан Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия
Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания
Вектор развития строится от обучения к учению Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию
Задача формирования личности с заданными свойствами Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию

 

Личностно ориентированное обучение основано на следующих принципах:

Слайд 6 Принципы личностно – ориентированного подхода:

1. Принцип самоактуализации. В каждом человеке суще­ствует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способ­ностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для фор­мирования индивидуальности личности учащегося и педагога— это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особен­ности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектны­ми полномочиями и умело использует их в построении дея­тельности, общения и отношений. Следует помочь учащемуся стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и учебном заведении, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие ин­дивидуальности и субъектности, самоактуализации способ­ностей индивида. Педагогически целесообразно, чтобы уча­щийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянно­го выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и учебном заведении.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и кол­лективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уни­кальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществле­ние им дальнейшей работы по самосовершенствова­нию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитатель­ного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка.

Согласно личностно-ориентированному подходу, профессионал – это личность, обладающая нестандартными мышлением, способностью разбираться в проблемах, не пасовать перед трудностями, проявлять инициативу и самостоятельность, находить основания для правильных решений, непрерывно самообразовываться, повышая свой профессиональный уровень.

Э. Ф. Зеер, Ф. Н. Клюев, А. Я. Найн, О. Н. Шахматова выделяют следующие принципы личностно-ориентированного профессионального образования:

- приоритет индивидуальности, самоценности обучаемого;

- технологии профессионального образования на всех его ступенях соотносятся с закономерностями профессионального становления личности;

- содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и будущей профессиональной деятельности;

- профессиональное образование имеет опережающий характер;

- организация учебно-пространственной среды должна обеспечивать действенность профессионального образовательного процесса;

- личностно-ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.

 

 

Ø Руслан

Слайд 8-9

Чтобы индивидуально работать с каждым обручающимся, учитывая его психологические особенности, необходимо по- иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в работе можно использовать следующие подходы к построению занятия:
1. Подбирать учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта обучающегося.
2. Стараться излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объем знаний, его структурирование но и преобразовал в личный опыт.
3. В ходе каждого занятия стараться активно стимулировать обручающихся к самостоятельной деятельности
4. Обеспечивать на занятиях разносторонний контроль и оценку усвоения учебного материала.

 

Ø Светлана - несколько слайдов! (не успела. сделаю вечером)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: